Публикация «Особенности развития критического мышления младших школьников на уроках математики и русского языка»
Особенности развития критического мышления младших школьников на уроках математики и русского языка
2 слайд
«Людям необходимо думать о том, что они
делают и зачем, во что они верят и почему.
Ни одного дня не должно пройти без этих
вопросов. Жизнь без них не стоит того»
Сократ
Вступление
Чтобы стать успешным, сегодняшнему ученику необходимо уметь анализировать получаемую информацию и выявлять главное, уметь сформулировать свое отношение к полученным знаниям, отказаться от недостоверной, неактуальной и ненужной информации. Человек не рождается с такими умениями. Их нужно у ребенка развивать. На мой взгляд, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.
3 слайд
Критическое мышление – умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умение применять знания как в стандартной, так и (что гораздо важнее) в нестандартной ситуации.
4 слайд
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
5 слайд
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
6 слайд
Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:
теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
качества мышления (гибкость, независимость суждений и действий, способность творческой личности не следовать слепо общепринятой точке зрения, быть свободной от мнения авторитетов, иметь свою точку зрения, в отличие от мнений и установок других., диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
7 слайд
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
8 слайд
Особенность развития критического мышления младшего школьника имеет семь важнейших характеристик:
любознательность и любопытство,
открытость к различным сторонам,
способность мыслить систематически,
аналитический подход, упорство в истине,
уверенность в самом критическом мышлении и, наконец,
зрелость.
9 слайд
Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний
10 слайд
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока:
11 слайд
Вызов, позволяющий вызвать уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу
Методические приемы
1.Парная мозговая атака
2.Групповая мозговая атака
3.Ключевые термины
4.Свободное письменное задание
5.Таблица «Знаю-Хочу-Умею»
6.Плюс-минус-вопрос
7.Верные и неверные утверждения
12 слайд
Осмысление, поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова связать новое с уже известным
создать новое понимание
Методические приемы
1.Инсерт- система маркировки текста
2.«Знаю- хочу узнать-узнал» -маркировочная таблица
3.Чтение с остановками
4.Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
5.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
16 слайд
Рефлексия, предполагающая поддержание активности, интереса, связать новое с уже известным, создать новое понимание
Закрепление новых знаний, перестройка своих представлений,
выражение новых идей и информации своими словами, обмен идеями
Методические приёмы
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
17 слайд
Для развития пространственных представлений, воображения, логичности и критичности мышления возможно использовать:
математическое моделирование – изготовление моделей, развёрток;
разнообразные практические и лабораторные работы, когда в работе участвует не только мышление ученика, но и руки, когда происходит не только зрительное и слуховое, но и всестороннее восприятие материала, когда ученик, имея дело с предметами, может по своему усмотрению перемещать, по-разному комбинировать, перегибать, совмещать их и делать самостоятельные выводы; можно предложить иллюстративную, тренировочную, исследовательскую, творческую и обобщающую практические работы;
18 слайд
разнообразные задачи с палочками;
19 слайд
преднамеренная ошибка учителя;
20 слайд
задания на нахождение ошибки в приведённом решении или доказательстве;
21слайд
решение задач с недостающими или лишними данными;
22 слайд
работа по тестам с множественным выбором ответа;
23 слайд
решение нестандартных задач: логические задачи, задачи на взвешивания и переливания, задачи на разрезания, задачи на восстановления записей решения примеров, задачи на установление закономерностей и дополнения недостающих частей, задачи с параметрами.
24 слайд
Для развития всех сторон мышления необходима каждодневная непрекращающаяся работа учителя и учеников.
Технология критического мышления разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!
Закончить своё выступление хотелось словами Василия Александровича Сухомлинского
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек В.А.Сухомлинский.
Фролова Елена Николаевна
Ирина Владимировна Казарцева