Статья на тему «Особенности развития речи у дошкольника с РАС в ДОУ»
Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие речи у детей с РАС.
В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания). Для детей пишется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий.
Логопед занимается со всеми детьми. Логопедические занятия для детей с РАС преимущественно индивидуальные, проводятся 2 раза в неделю. Для детей с аутистическими чертами созданы подгруппы по 2 человека для развития связной речи. Так же, 1 раз в неделю логопедами проводится совместное с воспитателями и дефектологом групповое занятие по развития навыка подражания.
Направления работы:
1.Развитие артикуляционного аппарата. У детей с РАС имеются нарушения ощущений, в том числе кинетических и кинестетических. Дети не ощущают мышца артикуляционного аппарата и не могут ими управлять. Для повышения ощущений используются следующие приемы: пассивная артикуляционная гимнастика (когда педагог помогает ребенку выполнять самые простые упражнения), активная артикуляционная гимнастика перед зеркалом, массаж зубной щеткой.
Используются различные картинки с образцами выполнения и символами упражнений, вязаные игрушки для наиболее наглядного показа упражнения. А так же образец выполнения упражнения педагогом.
2.Вызывание направленной воздушной струи.
В зависимости от тяжести нарушения некоторые дети не могут или не умеют дуть. Поэтому, на занятиях они учатся дуть на вертушку, на воду, на ватку. Если речевой выдох сформирован, ребенка учат дуть направленно и на язык.
3. Работа над понимание речи. У детей с РАС имеются затруднения с пониманием речи, поэтому, задания на понимание речи обязательно включаются индивидуальный план развития ребенка. Логопед с начала учит словам и жестам «Дай», «Покажи», расширяет словарный запас с помощью лото, картинок, компьютерных программ.
4.Развитие связной речи. У некоторых детей с РАС встречается такое явление, как «эхолалия» – речь не несет смысловой нагрузки, ребенок повторяет цитаты из мультфильмов, но не может ответить на простой вопрос. Поэтому, очень важно научить ребенка пониманию смысла речи, использовать свой словарный запас к месту, правильно строить предложения. Для этой цели используются различные схемы по составлению предложений, рассказа, пересказа, последовательности картинок и отдельные картинки на понимание смысла.
5. Помимо связной речи, у детей с РАС страдает лексико-грамматический строй. Дети с РАС часто воспроизводят слова и фразы целиком, так, как запомнили, поэтому их фразы звучат аграмматично. Логопед учит правильно изменять слова, образовывать новые слова от разных частей речи и согласовывать их между собой. В этом помогают игры «Какое варенье?», «Варим суп», «Чей хвост» и т.д.
6.Важны упражнения на развитие мелкой моторики (игры с крупами, шнуровками, рисование по точкам, пальчиковая гимнастика)
7.Ведется работа над основами грамотности. Дети старшей и подготовительной групп учат буквы, способы написания букв.
8. Работа с родителями.
Включает в себя консультирование родителей по итогам занятия, по разъяснению домашнего задания, выступления на родительских собраниях.
Индивидуальные логопедические занятия для детей с РАС имеют свою специфику:
Дети с аутистическими расстройствами визуально воспринимают информацию, поэтому используется наглядный материал : визуальное расписание, картинки, плакаты и схемы.
Инструкции даются четкие и понятные.
Так же, важна последовательность заданий, поэтому педагог следует визуальному расписанию и не меняет его кардинально. Всегда сохраняется определенный ритуал в начале и в конце занятия, например, начинаем всегда с артикуляционной гимнастики, а заканчиваем упражнениями на воздушную струю. Если необходимо изменить расписание, ребенка к этому подготавливают – объясняют, что сейчас будет сюрприз.
Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому используются поощрения на стимуляцию сенсорных ощущений, музыкальные игрушки, мыльные пузыри. Наибольший интерес вызывают технологии интерактивного обучения – занятия с использованием компьютерных презентаций, компьютерных логопедических игр, Smart- стола, системы EduPlay.
Не менее важна игровая форма проведения занятий. Она наиболее понятна, позволяет вызвать ребенка на диалог, заинтересовать, активизировать звукоподражания.
Коррекционно-развивающий процесс начинается с установления контакта с ребенком. На фоне адаптации ребенка к детскому саду этот процесс может идти очень долго. Логопед использует все возможные приемы, чтобы ребенок привык к новому человеку и обстановке, научился сидеть за столом и обращать внимание на учителя.
Далее работа ведется на усвоение навыка подражания. Для этого используются различные приемы.
Подгрупповые занятия включают в себя задания на образование слов, согласование,словоизменение, освоение лексических тем и работу над связной речью и пересказом. Для детей с аутистическими расстройствами данный раздел является очень трудным в освоении, так-как нарушена коммуникативная функция речи, но, при регулярном посещении детьми подобных занятий наблюдается положительная динамика.
Групповые занятия проводятся логопедами непосредственно в группах совместно с учителем-дефектологом и воспитателями, так-как наиболее желательное количество взрослых при групповом занятии с детьми с РАС – на одного ребенка один взрослый, чтобы контролировать поведение ребенка во время занятия и помогать включится в совместную деятельность.
Групповые занятия включают в себя разнообразные игры и задания:
-игры на подражание (танцы по музыку, повторение простых движений).
-стимулирование звукопроизношения (спеть звук, повторить звук во время танца).
-развитие тактильного восприятия, понимания речи с помощью игры «чудесный мешочек», «тактильные мешочки».
-игры на развитие коммуникативных навыков ребенка (Прятать детей под платочек и называть по имени, перед занятием дети находят свое фото, прикрепляют к основе, чтобы увидеть, кто из детей пришел).
-пальчиковые игры.
-развитие моторных навыков с помощью повторения движений, танцев.
-в групповых занятиях используются дидактические упражнения, которые дети выполняют по очереди (например, собрать пирамидку по одному кольцу – каждый ребенок ставит колечко. Эта игра учит ждать, организует ребенка и развивает коммуникативные навыки).
-используются игры на тактильный контакт (например, потешки с движениями. Дети с РАС учатся ждать, налаживается контакт с педагогом).