12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карева Ольга Петровна17
4

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я-ПЕТЕРБУРЖЕЦ!» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Карева Ольга Петровна

Самыловская Ольга Владимировна

ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

olyakareva@yandex.ru, olga.samylovskaya@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я-ПЕТЕРБУРЖЕЦ!» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию «Я-Петербуржец» для обучающихся с умственной отсталостью; постановка цели, задач и способов их реализации.

Ключевые слова. Особенности развития учащихся, результаты освоения программы, результативность, внеурочная деятельность.

FEATURES OF THE PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL DIRECTION "I AM A PETERSBURGER!" FOR STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION.
Annotation. The article discusses the specifics of the implementation of the program of extracurricular activities on spiritual and moral development "I-Peterburzhets" for students with mental retardation; setting goals, tasks and ways of their implementation.
Keywords. Features of student development, program results, performance, extracurricular activities

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и реализации адаптированных основных образовательных программ. Актуальность программы «Я-Петербуржец!» обосновывается тем, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу. Программа «Я-Петербуржец!» разработана для обучающихся начальной школы: от первого подготовительного класса до четвертого и предполагает создание представлений об особенностях жизни в современном мегаполисе; знакомит с официальными символами города, с личностью его основателя – Петра I, и содержит материала об истории блокадного Ленинграда.

При составлении и реализации программы, в первую очередь, учитывались особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Согласно исследованиям Х.С. Замского, такие учащиеся усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и,главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Кроме того, для них характерна недостаточная дифференцированность и стабильность чувств, ограниченность диапозона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются эмоциональной лабильностью с недостаточностью дифференциальных эмоций.

При работе над программой, была поставлена следующая цель - формирование представлений о городской социально-культурной среде и развитие у обучающихся интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга. Здесь стоит отметить, что входящий мониторинг знаний учащихся об истории и культуре города Санкт-Петербург показал низкие результаты осведомленности по данным вопросам. Многие дети никогда не покидали пределы своего района. Для них жизнь в городе –это дом, школа, поликлиника и ближайшие магазины. Отсутствуют элементарные представления (или они крайне обрывочны) о культурном и историческом наследии Санкт-Петербурга. Также мы помним о особенностях развития наших обучающихся, таких как рассеянное внимание, низкий уровень концентрации внимания, кратковременная память, быстрая утомляемость. Учитывая все вышеперечисленные факторы, были определены следующие задачи:

формировать представления о особенностях жизни в мегаполис;

создать элементарные представления об особенностях географического положения города;

сформировать интерес к истории возникновения города и его героическому прошлому в годы Великой Отечественной войны;

развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой является представление о Санкт-Петербурге;

содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия, проявлению ими собственного отношения к городу;

воспитывать чувство любви и гордости за свой город.


Работа по реализации программы выявила ряд трудностей и особенностей. Во-первых, сложность при преподнесении материала, имеющего какую - либо историческую основу. Отсутствие пространственного мышления и воображения, не позволяют представить учащимся себе «прошлое». Обращение к дате события, привязывание к историческим личностям – не имеют смысла. Остаются лишь понятия «давно», «много лет назад». Таким образом, нет представлений о линейности исторического процесса и понимания взаимосвязи событий. Это предполагает формирование четкой и максимально простой структуры для учеников: «при Петре I», «после Петра I». Во –вторых отсутствие у учащихся собственного сенсорного, познавательного опыта (наглядности), то есть состояние стойкой депривации, вызванное особенностью двигательного развития. Ученики школы ограничены в перемещении, в том числе и по городу. Действительно, родителям достаточно сложно найти возможность для своих детей, чтобы познакомить их с историческими местами Санкт-Петербурга. В рамках реализации программы предполагаются экскурсии, выездные занятия, что на наш взгляд, необходимо для полноценного формирования представлений о культурном и историческом прошлом и настоящем нашего города. В -третьих, стоит сказать о трудностях введения новых, незнакомых слов, понятий и представлений. Например, таких как «легенда», «сфинкс», «верфь». Происходит упрощение или адаптирование материала для учеников. Поиск синонимов, аналогий, более понятных для восприятия: легенда-сказка, сфинкс- волшебное существо, верфь-завод.В-четвертых,максимально учитывается индивидуальный подход в обучении. Например, при подготовке раздаточного материала, даже в рамках одного класса нужно варьировать задания. Для примера: два варианта задания для закрепления материала. 1. Разгадай ребус «Ф Н С К И С». 2. Составь из вырезанных букв слово «Л Е В». Пятая особенность заключается в необходимости авторского подбора материала для каждого занятия. Информация из Интернет источников и книжные издания по истории города содержат большой информативный материал, который категорически не подходит для данной категории обучающихся. Педагогами проводится работа по адаптации необходимой информации – создание презентаций, рабочих тетрадей для каждого занятия. Следующая, шестая по счету особенность, относится к здоровьесберегающим технологиям обучения. Так как время, отведенное на внеурочную деятельность – это шестой и седьмой урок, то в течении одного занятия обязательно проводится две динамические паузы в игровой форме. Первая – в начале занятия, для собранности и концентрации внимания. Вторая – после 15 минут занятия. Для снятия напряжения обе динамические паузы начинаются с хлопков в ладоши в разном темпе (быстро-медленно). Ученикам очень нравятся данные упражнения, они доставляют им несколько весёлых минут.Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребенок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память. Заканчиваются динамические паузы элементами дыхательной гимнастики – восстанавливаем дыхание, дышим спокойно.

Оценивая наш опыт работы по реализации программы внеурочной деятельности «Я –Петербуржец!», можно сделать следующий вывод: благодаря соблюдения вышеперечисленных особенностей преподавания внеурочной деятельности по данному направлению, удалось достичь поставленной цели. Промежуточный мониторинг усвоения знаний показал наличие начальных знаний (географическое положение Санкт-Петербурга, Эрмитаж, символы города) и представлений (понятие мегаполис, транспортная и социальная структура).

В целом, стоит отметить высокую заинтересованность учащихся при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга. Все ученики одинаково отвечают на вопрос: «Какой город самый красивый на планете? –Санкт-Петербург!».

Список литературы:

В.М. Воскобойников. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб.: ОАО «Иван Федоров». 2000 г.

Н.В.Григорян. Задачник для петербургских школьников. – СПБ. 2008;

Е.А. Никонова. Первые прогулки по Петербургу. – СПб. : «Паритет». 2004.

Х. С. Замский, Умственно отсталые дети», Академия, 2008.

References:
1. V.M. Voskoboynikov. St. Petersburg. Illustrated story for children. - St. Petersburg: Ivan Fedorov. 2000.
2. N.V. Grigoryan. Tasks of St. Petersburg schoolchildren. - St. Petersburg. 2008
3. E.A. Nikonova. First walks in St. Petersburg. St.Petersburg: "Parity." 2004.
4. H.S. Zamsky. Mentally retarded children.-Academy, 2008















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.