От страха к гармонии: приёмы регуляции психологического климата в классе
Для одних детей пребывание в классе − праздник, для других− мучение. Причина кроется в психологическом климате. Он показывает, каковы в коллективе взаимоотношения, эмоциональный фон, уровень стрессоустойчивости. Создать благоприятный климат в детском коллективе −актуальная во все времена педагогическая проблема. От эмоциональной грамотности классного руководителя, его профессионализма зависит комфортность детей. В моей копилке «открытий» имеется один из способов решения данного важного вопроса. Эта методическая рекомендация по созданию благоприятной атмосферы в коллективе −результат долгих поисков и размышлений.
Ни для кого не секрет: адаптация пятиклассников в средней школе−процесс сложный. Повышенный уровень тревожности, наблюдаемый у школьников, связан со страхами и переживаниями, возникающими в ситуации школьного обучения. Известно, что любые тревоги −это стресс для организма. Чтобы помочь пятиклассникам освоиться в новых для них условиях, чтобы снять страх, использую приёмы психологической регуляции.
Одним из конструктивных способов управления эмоциональным состоянием учащихся на пути к гармонии, комфорту и успеху является «Карта страхов». Эксперимент предлагаю начинать с просмотра видеоролика Фонда поддержки социальных программ «Преодоление» (переработан, исключены некоторые фрагменты). Так определяется предмет дальнейшего разговора: избавление от волнения и тревоги на пути достижения психологического комфорта в классе. Необходимо предложить школьникам спросить себя: «Где в моем теле живет страх?»
Затем они отмечают на макете человека места, где в их теле находится страх. На эти участки дети наклеивают смайлы тревоги. Таким образом, составляется индивидуальная телесная карта страхов. Далее детям предлагается прочитать карту страхов, которую составила психолог Ирина Соловьева. Из перечня телесных участков они выбирают зоны своего страха и знакомятся с ними.
В статье Ирины Соловьевой «Телесная карта страхов. Страхи зажаты в теле» утверждается, что, если страх живет в глазах, человек не желает видеть правду и признавать действительность такой, какая она есть. В спине живет страх ошибки. Человек боится быть несовершенным, не оправдать ожидания. Плечи символизируют силу и ответственность. На плечах живет страх «быть слабым». Район диафрагмы (включая желудок и солнечное сплетение): человек боится «не соответствовать», «быть отвергнутым обществом» (социальные страхи), потому он стеснителен и робок. Кисти рук сигнализируют о коммуникативных проблемах. Человек сторонится общения. Лицо: страх «потерять лицо». Такие люди придают большое значение тому, что о них думают и как их воспринимают. Им нужно, чтобы все их любили и принимали.
В шее живет страх выразить, проявить свои чувства. Внешне они могут казаться бесчувственными, но внутри у них бушует буря страстей. У таких людей часто бывают проблемы с горлом:постоянные ангины, першение, ощущение сжатия. Грудная клетка вмещает страх одиночества, страх «отвержения меня как личности», а не как члена социума. Человек считает себя неправильным, недостойным, неполноценным. В животе живет страх за жизнь. Человек постоянно настороже, настоящее расслабление и чувство безопасности для него недоступны. Таз сигнализирует о страхах в чувственной сфере. Руки говорят о страхе контактировать с миром. Поэтому люди с таким страхом предпочитают выбирать профессии, требующие минимум контактов с миром: за монитором компьютера. Если страх живет в ногах, это говорит о нехватке опоры в жизни, устойчивости. Такому человеку не хватает стабильности, у него нет уверенности в себе, в мире, в завтрашнем дне.
Страхи освоены. Теперь их надо отпустить. Для этого необходимо использовать эффективный прием избавления от страхов «Газетный ком». В газету кладётся «страх» (макет человечка с прикрепленными к нему страхами). Свое напряжение дети вкладывают в комканье газетного листа, сжимают его как можно сильнее, делают этот комок как можно меньше.
Затем предлагается посмотреть на свой страх в виде газетного комочка иначе. С ним надо подружиться, улыбнуться ему и преобразовать в позитив, сделать его материальным, дать ему красивое имя. На макете создается мозаика из газетных комков страха. В результате получится барашек. Пятиклассники дают ему имя и определяют, что он символизирует. Баран несет в себе всегда позитивное значение. Он символизирует огонь, солнечную энергию, мужество, справедливость, волю, честолюбие и оптимизм.
За участие в эксперименте необходимо школьников эмоционально погладить не взглядом, а словом. С этой целью использую нестандартный прием «Мешочек успехов». Из «Мешочка успехов» дети извлекают добрые записочки и зачитывают их. Эмоциональное поглаживание помогает моим ученикам избавляться от чувства тревоги, волнения и страха. Эти записочки можно раздавать перед важными школьными мероприятиями, в дни контрольных работ, на дни рождения детей. Вкладываю их в дневники учеников, между страницами рабочей тетради, вручаю лично в руки, кладу на стол в школьной столовой.
Описанные приемы регуляции психологического климата в классе просты, но действенны, эффективны, поскольку уменьшают отрицательное воздействие стресса, помогают в создании ситуации успеха и важны для сбережения здоровья школьников, способствуют созданию комфортной атмосферы в детском коллективе. Хочу заметить: практика данных приемов позволяет избавить обучающихся от глубинных страхов.Список использованных источников и литературы
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. С. Обухова. — Москва : ЮРАЙТ, 2019. — 421 с.
http://www.greatpicture.ru/telesnaya-karta-strahov-nashe-telo-pomnit-vse/
http://anchiktigra.livejournal.com/631769.html