Открытый урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека "

4
0
Материал опубликован 8 December

Пояснительная записка к презентации

Открытый урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека "

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

1. Повторить отличительные признаки внешнего строения низших и высших растений.

2. Установить отличительные признаки водорослей.

3. Дать обучающимся практический опыт в распознавании водорослей по основным внешним признакам.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

1. Создать условия для формирования и выражения личного отношения к изучаемой группе растений.

2. Создать условия для развития умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

3. Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

1. Формирование регулятивных УУД:

Развивать способность целеполагания, умения самостоятельного планирования деятельности по достижению поставленных целей, принятия решения в проблемной ситуации, адекватной самооценки деятельности.

2. Формирование коммуникативных УУД:

Развивать умения слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы в группе и учителю, учитывать разные мнения.

3. Формирование познавательных УУД:

Развивать умение работать с различными источниками информации, сравнивать растительные объекты, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи при распознавании растений.

Оборудование: проектор, презентация, дидактические карточки, листы успеха для каждого ученика, уксус ,консервы, йод, мороженное, краска, лак, кластеры (для работы в парах)

ХОД УРОКА

Проверка знаний (10мин.).

Проводится в форме викторины. За каждый правильный ответ ученики получают 1 фишку.

(Задания на 2-3 слайде)

(Слайд 4) Внимание! Разыскивается особо опасная преступная группировка! Главные приметы: все входящие в неё члены группировки имеют одинаковое строение, происхождение, занимают определённую территорию, которую они называют ареал. Внимание! Свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство. Есть фоторобот!

(Задания на 5-10 слайдах)

(11 слад) Исключение в баллах составляет задание «Самый смелый)))», где при ответе на 10 вопросов даются 3 фишки.

Вопросы к заданию «Самый смелый)))». Назвать категорию рода и вида у таких растений как: крушина ломкая, дуб черешчатый, тополь серебристый, ромашка лекарственная, смородина черная, полынь горькая, паслен черный, дурман вонючий, ясень обыкновенная, фикус бенджамина.

(Задание на слайде 12)

После каждого этапа урока ребята подсчитывают фишки и заносят результаты в листы успеха.

Считаем фишки ( слайд 13)

II. Изучение нового материала (20 мин.).

1. Актуализация знаний.

На столе учителя: банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, уксус , йод, краска, лак, Вопрос: что может объединять все эти предметы? Мы выясним в конце урока.

Тема урока на (Слайде14)

С 15-19 информация на слайде

Определение на (20 слайде) записать в тетрадь.

2. Строение и классификация водорослей

t1733606987aa.gif

t1733606987ab.gif

Рис. 1 Хламидомонада

Рис. 2 Улотрикс

(Слайд 21)

УЧИТЕЛЬ. Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом). Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров. (записываем схему (а) на доске, а учащиеся в тетрадях

Слайд 22 видеоролик. Его обсуждение

Слайд 23-24 – работа со схемой

Слайд 25 размножение улотрикса видеоролик. Его обсуждение.

Слайд 26 работа со схемой.

Слайд 27 – сам.раб. с учебником стр 111.

3. Строение многоклеточных зеленых водорослей

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.111

В1 кг ламинарии йода столько сколько в 100 тысячах литров морской воды.

(слайд 28) Пандори́на (лат. Pandorina) — род колониальных водорослей семейства Вольвоксовые. Каждая колонияпостроена из 8, 16 или 32 клеток, расположены в комочке слизи, образуя яйцевидную или эллипсоидальную форму. Каждая клетка имеет два жгутика с двумя сократительными вакуолями в их основании, стигму, крупный чашеобразный хлоропласт, по крайней мере, с одним пиреноидом. Клетки имеют овальную форму и заканчиваются носиком. Колония полярна, причём на одном её конце глазки клеток крупнее. Поскольку все жгутики обращены наружу, пандорина вращается в воде, как мяч. Когда клетки достигают максимального размера, колония опускается на дно, где каждая клетка делится, образуя дочернюю колонию. Последние остаются вместе, пока у всех не разовьются жгутики. Потом комочек слизи вскрывается, подобно ящику Пандоры(отсюда и название водоросли), выпуская в воду новые организмы.

4. Бурые и красные морские водоросли (сообщение учащихся) Слайд 29 и 30)

УЧАЩИЙСЯ (1 ученик) : Бурые водоросли - в этой группе нет одноклеточных, все они образуют слоевища – от тонких нитей из одного ряда клеток до огромных (до 50 м!) полос и лент бурого и синевато-бурого цвета. Бурые водоросли - неподвижные, прикреплённые формы. Размножение вегетативное, бесполое и половое. Бурые водоросли живут в основном в море, за исключением нескольких пресноводных видов.

УЧАЩИЙСЯ 2(ученик)  Из них получают ценные препараты – альгинат, манит. Альгинаты образуют вязкий раствор и требуются при производстве мороженого, фруктовых соков, консервов, пластмасс, лаков и красок ,книгопечатании, медицине, парфюмерии и даже в литейном деле. Не менее важен и другой продукт, получаемый из бурых водорослей, –спирт маннит. Он нужен и при лечении диабета, и при выделке кож, бумаги, лаков, красок. Делают из него и сильную взрывчатку.

УЧАЩИЙСЯ 3 (ученик)  Красные водоросли - многоклеточные, очень редко одноклеточные, Красные водоросли донные растения. Они проникают на большую (до 200 м) глубину. Окраска водорослей зависит от глубины их обитания. На мелководье они желто-зеленого или голубоватого цвета, глубже розовеют, потом краснеют. Способы размножения красных водорослей разнообразны: деление слоевища, споры (без жгутиков). Половой процесс очень сложен.

УЧАЩИЙСЯ 4 (ученик)  Их в сухом виде издавна употребляют как лекарство при заболевании дыхательных путей. Из других багрянок добывают агар-агар, применяют во всех лабораториях мира для получения бактерий нужных для человек, при производстве кинофотопленки. Кондитеры и пекари добавляют в тесто небольшое количество агар-агара, чтобы дольше не черствели пирожные, бисквиты, хлеб.

5. Значение водорослей в природе и жизни человека

Полезность водорослей.( слайд 31-32)

Пища для водных животных.

Пища для человека.

Источник агара.

Диатомит. Диатомит применяется в составе абразивных порошков и фильтров, а также служит теплоизоляционным материалом, заменяющим асбест.

Удобрение. Водоросли – ценное удобрение, и морские макрофиты с давних времен используются для подкормки растений. Почвенные водоросли могут во многом определять плодородие участка, а развитие на голых камнях лишайников считается первой стадией почвообразовательного процесса.

Источник йода.

Причиняемый вред. (Слайд 33)

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой.

Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

Ребята подсчитывают фишки и заносят результаты в листы успеха.( слайд 34)

III. Закрепление.

Составление кластера(раздаточный материал( слайд 35)

Слайд 36

Ребята подсчитывают фишки и заносят результаты в листы успеха.( Слайд 37)

IV. Подведение итогов и задание на дом.

-Ребята, знания окрыляют? (да) слайд 38

- Вы сегодня многое узнали, закрепили уже имеющиеся знания и приобрели крылышки.

- Оцените сами свои крылышки. Кого из вас крылышки-знаний поднимут только на нижние облака? Кого на средние? А кого на верхние?

Ничто так не укрепляет крылышки-знаний как Д/З

Слайд 39.

Подсчитайте общее число баллов и сдайте мне ваши листы успеха

Предварительный просмотр презентации

Составила: учитель биологии высшей квалификационной категории Бородина Ольга Владимировна

СЛОВА КАРЛА ЛИННЕЯ: «Без чего в биологии был бы хаос»? Карл Линней (1707-1778)

Дополните определение. Систематика – это...

Работа уголовного розыска! Ориентировка….

Наибольшая систематическая группа ?

Наименьшая систематическая группа ?

Вставьте пропущенные систематические группы в схему: вид – … – семейство – порядок –класс- отдел– царство

Вставьте пропущенные систематические группы в схему: вид – род – семейство – … –класс- отдел– царство

Найдите ошибки в схеме и составьте ее верно!

Какие систематические группы входят в двойные названия каждого растения?

Самый смелый))))

Кто является основоположником систематики? Карл Линней (1707-1778) Роберт Гук(1635-1703) Климент Аркадьевич Тимирязев(1843-1920)

Посчитаем фишки!!!

Низшие растения Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека

Какие растения называют «низшими»? Низшие – растения, тело которых не имеет тканей и не расчленено на органы, а представляет собой одно единое целое(слоевище, или таллом). Слоевище может быть одноклеточным или многоклеточным.

Водоросли - Одна из древних групп фотосинтезирующих растений. Насчитывает около 30 тыс. видов.

Строение многоклеточных водорослей. Слоевище Ризоиды Тело

Где встречаются водоросли? Это в основном водные организмы, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, пнях и других местах с повышенной влажностью.

Понятие «водоросли» Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Какие растения нельзя назвать водорослями?

Альгология – наука о водорослях

Хламидомонада

Бесполое размножение хламидомонады.

При неблагоприятных условиях (осенью) http://biouroki.ru/content/page/711/polovoe.png

Размножение многоклеточных водорослей…

водоросли Зеленые Бурые Красные

Бурые водоросли 1 - макроцистис грушевидный ; 2 - нереоцистис Лютке; 3 - дурвиллея антарктическая; 4 - талассиофиллум решетчатый ; 5 - агарум продырявленный 

Красные водоросли

 Роль водорослей в жизни и деятельности человека Являются продуктами питания. Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление удобрений. Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота). Биологическая очистка сточных вод. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

 Роль водорослей в природе В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания и для обогащения воды. Пища для многих морских животных. Приют для рыб и многих других животных. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

Вред, наносимый водорослями: Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды. Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы. Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

Посчитаем фишки!!!

Составьте кластер на тему «Значение водорослей». водоросли

Озвучь картинку!

Посчитаем фишки!!!

Облако знаний

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации