Открытый урок литературы "Проблемы здоровья в произведениях Русской литературы"

Интегрированный урок русской литературе и биологии в 8- 9 классы
«Проблема здоровья в произведениях русской литературы и в нашей жизни»
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация учебно-познавательных материалов по теме урока.
Раздаточные материалы: «карточки с дополнительной информацией », карточки для вопросов для каждой группы .
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель урока: создание условий для формирования представлений о заболеваниях, встречающихся в произведениях русской литературы
Задачи урока:
- поддерживать интерес учащихся к биологии и русской литературе, познанию в целом, формировать положительную мотивацию к процессу обучения;
- сформировать представления учащихся о болезнях;
- закрепить знания о предупреждении различных заболеваний;
- установить связь между знаниями по биологии и русской литературы.
Планируемые результаты урока:
Предметные.
- биология : формирование знаний о различных заболеваниях
- литература: знакомство с болезнями, встречающимися в произведениях литературы Познавательные УУД.
Уметь находить причину и следствие явлений. Умение работать со схемами, находить необходимую информацию в разных источниках и на ее основании делать выводы.
Коммуникативные УУД.
Умение передавать информацию в сжатом виде. Умение организовывать свою работу согласно инструкциям учителя. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Регулятивные УУД.
Умение определять цель работы, уметь планировать выполнение работы, оценивать полученные результат. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Личностные.
Установление связи между получением знаний и собственным здоровьем. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
I. Мотивация
Учитель литературы - Здравствуйте! Сегодня я вам говорю здравствуйте не только с целью приветствия, но и с целью пожелать здоровья! Садитесь на свои места.
Давайте начнём, наш сегодня урок, с улыбки, ведь улыбка и смех являются полезными для нашего здоровья. ( Играет Песня: певица LOVA Улыбайся, Улыбайся)И так, «Лекари» и «Знахари».
Учитель биологии - Однажды Сократ спросил: « Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство и ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Учитель биологии- Ребята, посмотрите, на данные слайды и попытайтесь определить тему нашего урока. Посмотрите на первый слайд ( Болезни)
Учитель литературы. А теперь посмотрите на следующие слайды (Герои литературных произведений ) и слайд всё в наших руках.
Какие синонимы мы можем подобрать к слову болезни: Заболевания, это всегда проблемы, значит по другому мы скажем : Проблемы здоровья.
Значит тема нашего урока: «Проблемы здоровья в произведениях русской литературы и в нашей жизни»
Учитель биологии - Какую перед собой мы сегодня ставим цель: Познакомиться с болезнями, встречающимися в произведениях Русской литературы и задуматься о необходимости быть здоровыми.
Для достижения цели выделим задачи:
- познакомиться с различными болезнями, которые встречаются в произведениях русской литературы
- узнать существуют ли такие же виды заболеваний в настоящее время
- узнать способы предупреждения некоторых видов заболеваний
II. Основная часть урока
Учитель литературы: Испокон веков люди рождались и умирали. И причиной того были болезни. А задумывались ли вы, ребята, какие болезни героев встречаются в произведениях русской литературы. Обычно мы смотрим только на образы и поступки героев. Все пытаемся выяснить, почему он сделал так. А не иначе…
Сейчас мы вместе вспомним какие заболевания встречаются в произведениях русской литературы.
Внимание на слайд, На слайде будут перечислены авторы, названия произведений и главные герои. У вас на столе распечатаны карточки с заболеваниями и отрывки с симптомами этих заболеваний из произведений, вам нужно найти соответствующий текст, вспомнить чем болели герои и зачитать!
В.Г.Короленко «Дети подземелья». Образ Маруси. Находим соответствующий текст и зачитываем. Чем она болела? Какие условия повлияли на ее здоровье?
Платонов «Юшка». Симптомы какого заболевания, нам как читателям видны, в описании Юшки?
Что объединяет этих персонажей?
Учитель биологии: Как проверяется туберкулез? (ответы учащихся) реакция манту, рентген 1 раз в год
В старину туберкулез называли чахоткой. В то время не было антибиотиков, поэтому все заболевшие попросту умирали. В Томской области на данный момент зарегистрирована 250 случаев заражения Туберкулёзом, это намного меньше чем в прошлом году, в прошлом году было 335.
Учитель литературы: Поэма Некрасова «Мороз красный нос». Образ Прокла. (воспаление легких)
Учитель. На начало 2025 года в Томской области выявлено 1500 случаев заражения пневмонией.
- Кто - то из вас болел пневмонией?
Учитель литературы: В.Г.Короленко «Слепой музыкант» это произведение вам хорошо известно. Находим отрывок произведения.
Учитель биологии: У нас в Томской области 2500 человек, являются инвалидами по зрению. В фармколледже, есть отделение массажного дела, там учатся слепые люди. Многие считают, что они лучшие массажисты. У нас в России с появлением гаджетов у многих детей сейчас ухудшилось зрение. Играть в телефон без вреда для зрения можно не больше 40 минут в день.
Учитель литературы : Тургенев «Муму» образ Герасима. Глухонемой.
Учитель биологии: Помните на уроках биологии мы проходили тему
« Анализаторы».
- Сможете перечислить основные анализаторы? ( зрительный , слуховой, обонятельный, вкусовой и тактильный)
Если не работает 1, то другие работают как…( сильнее)
Учитель литературы : Это Капитон Климов сапожник из произведения Тургенева «Муму». Он страдает алкоголизмом. Чумой 20 века называют алкоголь.
Учитель биологии: В последнее время появился такой термин, как «Пивной алкоголизм», в России очень много людей страдают именно пивным алкоголизмом, к пиву очень быстро вырабатывается зависимость.
Учитель литературы : Вспомните «Железную дорогу» Некрасова. Там люди цингой болеют…
Учитель литературы : Излюбленный персонаж Плюшкин из «мертвых душ». Он, оказывается, тоже болеет. Не заметили, когда проходили… что заставляет людей копить вещи? Ведь раньше Плюшкин был другим. У него была семья. Его хозяйство процветало…
От стресса развивается синдром Месси !!! Люди от стресса могут болеть также ожирением….
Учитель литературы -А сейчас я вам зачитаю текст из произведения Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», вам нужно посовещаться определить диагноз и назначить современное лечение.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- «Ну, пойдёмте, дети! – Сказал Бульба. У крыльца стояли кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовал на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст».
- Диагноз ожирение, сахорный диабет, нарушение обмена веществ, гипертония.
Современное лечение: Диета, хирургическая операция по уменьшению объёма желудка.
Учитель биологии: Люди от стресса могут болеть ожирением, так же сейчас многие люди едят не здоровую пищу, пьют вредные для организма напитки с большим содержанием сахара и других вредных химических веществ, которые вызывают ожирение и пагубно сказываются на здоровье человека. У нас в Томской области по состоянию на февраль 2025 года 19 тыс. жителей страдают ожирением из них 2778 – дети.
Учитель литературы: ребята, мы с вами проходили произведение, в котором у ученика был низкий гемоглобин, и врач ему прописал в качестве лечения пить молоко, и чтобы была возможность покупать молоко, мальчик стал играть на деньги. Какое это произведение? (В. Распутин «Уроки французского»), А в нашей местности, в нашем посёлке чем мы можем поднять гемоглобин? (Лосиная печень, чага).
Учитель литературы: Таким образом, ребята, мы увидели лишь малую часть болезней, которые встречаются в литературе.
Слайд
Учитель биологии - Ребята, дайте, пожалуйста, определение понятию здоровье?
Здоровье- это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического, и социального благополучия.
Вы обратили внимание, что у нас сегодня на доске нарисован цветок – это символ здоровья, если ухаживать за цветком он будит расти крепкий и сильный, а если не ухаживать он зачахнет. И так же здоровье человека.
-А от чего зависит Здоровье человека? Наследственность, экология, вредные привычки, питание…
-А что нужно делать для сохранения и укрепления здоровья?
Заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, употреблять витамины, в целом вести здоровый образ жизни.
Учитель биологии: Нужно укреплять иммунитет, предлагаю посмотреть видео «Как укрепить иммунитет».
Видео
Учитель литературы: А теперь немного передохнём, Релаксация
Учитель биологии «Кто больше знает?» Я буду перечислять слова, вам нужно похлопать, только когда признаки будут обозначать здорового человека.
-весёлый
- хмурый
-бодрый
-слабый
- тусклые волосы
- чистая кожа
- плохой сон
- грязь под ногтями
- отдохнувший
Учитель литературы: Не бывает здоровых людей –есть недообследованные, говорят медики. Мы, ребята, с вами попытались применить это правило к сказочным героям и сделали проект, вы должны были подготовить защиту. И так прошу- Лекари.
Проект «Недуги литературных героев»
Учитель биологии: А вас Знахари, я просила сделать сообщение
«Секреты лечения овощами и фруктами»
Учитель биологии: Тест «Твоё здоровье»
- А сейчас давайте проверим при помощи несложного теста, насколько вы сами чувствуете себя здоровыми? Я вам раздам тесты. Ставите знак «+» или «_», согласны или не согласны.
Слайд Тест « Моё здоровье»
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
3. У меня нередко болит горло.
4. Каждый год я болею гриппом.
5.Некоторые продукты вызывают у меня аллергию.
6. Плохо засыпаю по ночам.
Учитель биологии: А теперь подсчитаем, каких знаков у вас получилось больше? Поднимите руки, кто набрал больше знаков «-«. Молодцы! Это значит. Что вы хорошо следите за своим здоровьем. И у Вас есть все шансы сохранить бодрость и энергию на долгие годы.
Учитель литературы: За что вас сегодня можно похвалить, у вас на столе лежат бланки, оцените себя пожалуйста сами. Если, оценка 5 - обведите красное сердечко, если оценка 4 - зелёное сердечко, оценка 3 - жёлтое сердечко.
Учитель биологии: Рефлексия «Попс»
Учитель литературы: А сейчас посмотрите на фразеологизмы, которые визуализировала нейросеть, вам нужно узнать фразеологизм и выбрать тот, который вам на сегодня подходит. ( Если считаете, что всё было очень легко, выбираете «И ежу понятно», если считаете, что занимались бесполезной работой «мартышкин труд».)
Учитель литературы: Домашнее задание на выбор, внимание на слайд:
-Домашнее задание такое. Придумайте четверостишье (лозунг, памятка, призыв) для друзей о здоровом образе жизни в виде флеш-моба
-Или, Написать сочинение « Как я забочусь о своём здоровье»
Учитель литературы:
Очень надеемся, что сегодня герои литературных произведений заставили вас задуматься о своём здоровье и о здоровье своих близких! Мы благодарим вас за урок и желаем богатырского здоровья!
Учитель биологии: И давайте закончим урок словами: «Здоровье – это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворения и счастья!»