Открытый урок математики в 1 классе на тему «Число и цифра 8»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ИМЕН ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.ТРУБАЧЕНКО
Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«ЧИСЛО И ЦИФРА 8»
АВТОР УЧЕБНИКА Л.Г.ПЕТЕРСОН
Автор работы: КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
учитель высшей квалификационной категории
Предмет, класс, автор учебника | Математика 1 класс Петерсон Л.Г. |
Тема урока | Число и цифра 8. |
Дидактическая цель | Открытие детьми новых знаний по теме «Число и цифра 8» |
Педагогическая | Создать условия для закрепления состава изученных чисел, формирования умения сравнивать числа и число с числовым выражением, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания; |
Тип урока | ОНЗ |
Формы и методы | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий. |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Тетрадь, счетный материал, презентация к уроку, проектор, экран. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Самоопределение к учебной деятельности. ( 1 мин.) | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас Математика сейчас. Пожелаем всем удачи – За работу в добрый час! -Садитесь ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. -Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши 1 раз. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ( 6 мин.) | - Отгадайте загадку: Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто… (делает паузу). (Листопад) Слайд 1 - Почему это явление назвали листопадом? - В какое время года можно наблюдать за листопадом? - Где лучше всего наблюдать листопадом? - Поэтому мы сейчас отправляемся в лес. А помогать нам при этом будет Лесовичок. 1. Порядковый счёт от 1 до 20 (прямой и обратный). На наборном полотне карточки с цифрами:
– Что можете сказать? – Расставьте числа в порядке возрастания. 3. Составление выражений. Слайд 2 Сейчас выполним задание. -На какие части можно разбить число 7? Составь выражения.
-Молодцы, ребята. Лесовичок вами доволен. Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем нашу прогулку. | Отвечают «Листопад» Объясняют: Когда с деревьев падает много листьев, то говорят, что это листопад. Осенью В лесу Цифры расставлены не по порядку. Расставляют цифры по порядку. Дети записываю выражения на интерактивной доске 1+3 2+5 3+4 | Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями. Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием. |
III. Постановка учебной задачи ( 2 мин.) IV.Построение проекта выхода из затруднения ( 9 мин.)
V.Первич- ное закрепление во внешней речи. ( 5 мин.) | - А теперь мы с Лесовичком пришли на полянку. - Что вы видите? - Какие линии вы видите? (на экране появляется картина: на фоне поляны и опавших листьев изображены прямые, отрезки, замкнутые и незамкнутые линии) Слайд 3 - Покажите замкнутые линии. Cколько их? Запишите на доске. - Давайте теперь сосчитаем, сколько на рисунке незамкнутых линий? - Запишите количество незамкнутых линий с помощью цифры на доске. -Сколько отрезков? Запишите цифрой на доске. - Какой еще вопрос по количеству вы могли бы задать? -Попробуем ответить на последний вопрос. - Сколько же всего на рисунке линий? - Какая у нас сегодня тема урока? - Да, тема нашего сегодняшнего урока - число и цифра восемь. - Поставим перед собой учебную цель нашего урока? -Мы должны изучить число 8,научиться писать цифру 8 и познакомиться с составом числа 8. Цифра и число 8 Слайд 4 - Мы изучим число 8, научимся писать цифру 8, познакомимся с составом числа – Какая цифра обозначает число «восемь»? – На что похожа цифра 8? Слайд 5 Цифру 8, цифру 8 На носу всегда мы носим. Цифра 8 плюс крючки – Получаются … (очки). Ф. Дагларджа Пальчиковая гимнастика Перед тем как нам писать Надо пальчики размять. Две весёлые лягушки ни минуты не сидят – Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят. -А теперь по алгоритму научимся писать цифру 8. Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов (верхний немного меньше нижнего). Начинают писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведут линию вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия, закругляясь, идёт вверх к начальной точке. Слайд 6 -Откройте печатную тетрадь на странице 14. - Посмотрите внизу внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 8, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 8, отступая одну клетку. -Найдите самую красивую цифру нарисуйте над ней огонёк. -В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите ряд. - Какую закономерность вы нашли? - Чему сейчас научились? - Для чего научились? - Давайте определим место числа 8 на числовом отрезке. -Что для этого надо сделать? Слайд 7 Задание №7, с.15. Слайд 8 -Выполните самостоятельно. Сравните числа, используя числовой отрезок. -Проверим на экране правильность выполнения этого задания. – Поднимите руки те, кто все знаки поставил правильно, а теперь поднимите руку те, кто три знака поставил правильно. -А есть ли у нас, тот, кто всего один знак поставил правильно? - Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить задание? - Что вам необходимо повторить? - Молодцы, хорошо поработали! Состав числа 8: № 4, с. 15; . С использованием соотношения между целым отрезком и его частями. -Раскрасим полоски и заполним домик числа 8. -Из каких частей можно составить число 8? Закрасим два единичных отрезка красным цветом, а 6 единичных отрезков синим цветом.
-Давайте части поселим в домик числа 8. -На каких этажах живут одинаковые числа? - В чём отличие? -Как удобнее считать? -Почему? - С чем мы познакомились? Физкультминутка Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – чуть присесть, Семь, восемь – лень отбросим. | Прямые, ломаные, замкнутые и незамкнутые линии 3 замкнутых 4 незамкнутых 1 отрезок Задают вопросы. Каких линий больше всего? Каких линий меньше всего? Сколько всего на рисунке линий? Число и цифра 8. 1.Изучить число 8 2.Научиться писать цифру 8. 3. Познакомиться с составом числа 8. Снеговик, два бублика, крендель; еще варианты, на что похожа цифра 8. Разминают руки перед письмом Пишут в воздухе ручкой. Открывают тетради и пишут самостоятельно цифру 8. Ищут самую красивую цифру 8 и ставят огонёк над ней. Первая цифра каждый раз увеличивается на 1. Научились писать цифру 8 Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8. Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок. Фронтальная работа Работа в тетради Ответы детей Дети работают на интерактивной доске. Дети ставят магнитные цифры в числовой домик. На 1 и 7, 2 и 6, 3 и 4 Переставили числа местами. 7+1, 5+2 Познакомились с составом числа. Чтобы быстро решать примеры. | Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи. Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или парной работы. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой 3 мин | 1.Работа в парах по карточкам. - Проверим. Я читаю выражение, а вы сигнальной карточкой показываете значение этого выражения. | Дети решают самостоятельно в парах примеры, показывают ответ сигнальной карточкой. . | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
V. Включение в систему знаний и повторение. 5 мин.
| 1.Решение задачи. Слайд 9 - Составьте по рисунку рассказ и поставьте вопрос со словом «сколько?» - Сколько разных числовых выражений можно составить к этому рисунку?
2.Тетрадь с.15, №6. Выполните действия на числовом отрезке и найдите ответ. | В корзинке лежало 7 м мячей и 1 б мяч. Сколько всего мячей? Дети пишут выражения на интерактивной доске 4 числовых выражения 7+1 1+7 8-1 8-7 Фронтальная работа | |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( 3 мин.) | - Вот и подошла к концу наша прогулка с Лесовичком. -- Понравилась ли вам прогулка? – Что больше всего понравилось? - Чему мы хотели научиться? –Нам это удалось? - Докажите. – Что показалось самым интересным на уроке? Самым сложным? – Оцените свою работу в дневниках. (Учитель делает вывод по итогам самооценки.) - Молодцы! Спасибо за урок! Слайд 10 | “Число и цифра 8” Изучить число 8 и научиться писать цифру 8, познакомиться с составом числа 8. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
VI. Домашнее задание. ( по желанию) ( 1 мин.) | - Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ. | Выполняют домашнее задание по желанию. | |
Информационная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373)
примерная программа начального общего образования по математике;
авторская программа “Учусь учиться” курса математики для 1-4 классов начальной школы. Л.Г.Петерсон. - М.: Просвещение, 2020
Л.Г. Петерсон. Сценарии уроков к учебнику "Математика" 1 класс. Часть 1,2,3 (на CD) . – М.: Ювента, 2020.
Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс. Учебник в 3-х частях. - М.: Ювента, 2020