Открытый урок по предмету "Шумовой оркестр"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УБИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок
по предмету «Шумовой оркестр»
преподавателя высшей категории
Лавриненко Людмилы Ильиничны
с учащимися первого года обучения
Место проведения: МКУДО «Убинская детская школа искусств»
Дата проведения: 12.11.2024 г.
Тип урока: открытый, комбинированный
Форма работы: групповая
Тема урока: «Путешествие в страну шумовых инструментов»
Цель урока: 1. Познакомить воспитанников первого года обучения с шумовыми инструментами;
2. Сформировать навыки игры на шумовых инструментах.
Задачи:
Обучающие:
• формировать устойчивый интерес к музыке;
• на практических примерах познакомить с различными способами извлечения звуков;
• обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкакльных инструментах;
• учить различать шумовые инструменты, ритмично играть.
Развивающие:
• Развить музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, память);
• Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию;
• В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом;
• Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях организованность, работоспособность и самостоятельность;
• Расширять музыкальный и жизненный кругозор детей, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса;
• Воспитывать в детях эстетический вкус, посредством музыкальных образов и слуховых впечатлений.
Материал и оборудование:
Шумовые инструменты:
• деревянные ложки;
• трещотки;
• деревянная коробочка;
• рубель;
• ксилофон;
• бубенцы;
• аудиоаппаратура (ноутбук, телефон).
Методы и приемы обучения:
• словестный;
• наглядный;
• практический.
Ход занятия:
I этап. Организационный (5 мин.)
• Исполняется ритмическая игра, приветствие.
Преподаватель: Все на свете люди знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это: звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршащие, не стуки – музыкальные есть звуки!
Преподаватель: Сегодня, ребята, мы войдем в мир музыки и музыкальных инструментов. Ребята, а вы знаете, что такое музыкальные инструменты? Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Состав музыкальных инструментов очень велик: фортепиано, рояль, орган, гитара, баян, аккордеон, гармошка, скрипка, домра, балалайка и многие другие инструменты.
II этап. Шумовые инструменты (15 мин.)
Наше занятие мы начнем с беседы о шумовых инструментах. Шумовыми инструменты называются потому что, на них нельзя выиграть мелодию.
Деревянные ложки
Преподаватель:
Загадка:
- Каким ударным инструментом можно кушать и супы хлебать? (ответы детей).
П.: Правильно. Это ложки. Ложки – это русские народные ударные инструменты, состоящие из 2 обыкновенных ложек, но состав ложек может меняться, их может быть и четыре и.т.д. Ложки используются музыкантами в качестве ритмического инструмента. Время возникновения на Руси ложек в качестве инструмента пока не установлено. Назовем их музыкальными ложками. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Только музыкальные ложки изготавливаются из более твердых пород дерева, они имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда на ложки вдоль рукоятки подвешивают бубенцы для более яркого звучания. В наше время ложки звучат в домашних ансамблях, самодеятельных оркестрах и на профессиональной сцене.
Тили-тили, тили-тили
Заиграли ложкари
Как чудесен этот звук,
Словно сердце тук-тук-тук.
Вы для всех желанные,
Словно гости званные
Озорные, расписные
Ложки деревянные.
(Исполняется песня «Паровоз»)
Бубен
Преподаватель:
Загадка: Я весь круглый
Меня ударишь – я бубенцами звучу,
Меня положишь – я молчу!
П.: Как вы думаете, что это за ударный инструмент? (ответы детей)
П: Правильно. Это бубен. Бубен – это ударный инструмент неопределенной высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей – это мембрана. В отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки.
(Исполняем на бубне под музыку)
Трещотки
Преподаватель:
Загадка: Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор.
Как сороки затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка
Называется трещотка.
П.: Что это за инструмент, ребята? (ответы детей)
П.: Верно, молодцы. Трещотки – это ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоят трещотки из набора 18-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных обычно из дуба и соединенных между собой плотной веревкой, продетой в отверстия верхней части. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда и выше; ведь этот инструмент привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
(Звучит музыка – дети играют на трещотках)
Деревянная коробочка
Деревянная коробочка или вуд-блок – это один из самых распространенных ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звучания. Звучания инструмента – характерный цокающий звук. Коробочка – это важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой плоскостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой имитируют стук каблуков или цоканье копыт.
(Звучит музыка «Лошадка»)
Рубель
Рубель представляет собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезаны поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могут отличаться формой или своеобразным декором. Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда еще не было утюга, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку, а затем утрамбовывали продолжительное время рубелем. Вполне вероятно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой по доскам забора.
Как видно, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.
(Проводится игра «Узнай музыкальный инструмент». По музыкальному фрагменту дети должны определить инструмент и назвать его)
III этап. Коллективное исполнение. Рефлексия (15 мин.)
П.: Предлагаю всем вместе, аккомпанируя на шумовых инструментах, исполнить русскую народную песню «Я на горку шла».
Итог: Наше занятие завершено. Сегодня вы познакомились с шумовыми инструментами, узнали историю возникновения шумовых инструментов.
Домашнее задание (5 мин.): попробовать дома самостоятельно сделать шумовой инструмент: можно использовать какую-нибудь баночку и добавить в нее горох или крупу. До новых встреч!
На уроке присутствовали:
Директор ДШИ Николаева М.С.
Преподаватель инструментального отделения Пасичник М.М.
по классу фортепиано
Преподаватель отделения сольного народного
Пения Казанцева А.А.
7