Открытый урок по предмету «Чтение» «Е. Пермяк. "Самое страшное"»
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
№ 19 VII – VIII видов
Открытый урок по предмету «чтение»
Подготовила и провела
учитель-дефектолог высшей категории Агамирзова Р.Р.
Октябрьский 201
Чтение
Дата: 6.03.2014
Тема: |
Е. Пермяк. Самое страшное. |
Цель: |
Познакомить воспитанников с содержанием рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». |
Задачи: коррекционно-образовательная |
Формировать навык слогового, правильного и осознанного чтения; осознанные умения и навыки работы с текстом. |
коррекционно-развивающая |
Корригировать воображение и мышление на основе упражнений в анализе-синтезе и установлении причинно-следственных связей. |
коррекционно-воспитательная |
Воспитывать гуманистические начала в поведении детей. |
Оборудование: |
Учебник для чтения, предметные картинки, карточки со слоговыми структурами. |
Личностные БУД: формировать осознание себя как ученика, заинтересованным посещением школы;
Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе;
Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ретуалы школьного поведения;
Познавательные БУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Ход урока:
Организационный момент
1. Приветствие
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика
глубокий вдох – полный выдох;
вытягивание губ хоботком при вдохе («пьем воду»).
рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении.
«Чашечка» - рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении.
3. Хоровое проговаривание:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
3. Чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур по карточкам.
вга |
вго |
вгу |
вгы |
вги |
вгя |
гва |
даг |
дюг |
диг |
дег |
гот |
гут |
кот |
точ |
туч |
тыч |
сач |
роч |
рчу |
рчи |
пыч |
чап |
воч |
вич |
чов |
чаб |
чум |
жал |
жос |
жус |
жни |
жне |
жат |
жот |
4. Чтение коротких текстов.
Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Евгения Андрееивича Пермяка.
Актуализация опорных знаний
5. Краткие сведения об авторе.
|
Евгений Андреевич родился в г. Пермь. Когда ему было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты. Так Евгений Андреевич стал писателем. И писал он о детях и для детей. |
- Прочитайте название рассказа – «Самое страшное»
6. Словарная работа.
- Кто догадался, от какого слова образовано слово «страшное»?
- Что такое страх?
- По словарю это слово объясняется так:
«Страх - это боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия».
- Давайте подберем родственные слова к слову страх
- Приятное это чувство?
- Что бывает на свете страшное?
- Нам предстоит это выяснить, прочитав рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
Изучение нового
7.Знакомство с содержанием рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
а) работа над первой частью рассказа:
- Сегодня я разделила текст на части. Читать будем по частям с остановками.
Чтение учителя.
Проверка первичного восприятия содержания.
- О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку)
Чтение трудных слов и словосочетаний с доски:
Учимся читать правильно.
Взрос-лым ------- взрослым
Страш – но -------- страшно
Страш – но – го ---------- страшного
Собаке Пушку
Коту Мурзею
Хоровое чтение
- Давайте прочитаем эту часть вместе
Работа над содержанием:
- Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.
- Посмотрите, на доске вывешены изображения мальчиков, выберите картинку с мальчиком, который похож на Вову. Почему вы выбрали эту картинку?
|
|
|
- Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.
Оценка поступков героя рассказа.
- Выделим поступки Вовы. Чтение с доски:
Про себя
По цепочке
Поступки Вовы
бил
стрелял
рожи строил
на хвост наступал
усы выдергивал
под шкаф загонял
грубил
- Выбрать и прочитать слова, которые характеризуют мальчика Вову:
Добрый, злой, веселый, грубый, жестокий, вежливый, справедливый.
- А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
8. Физминутка.
9. Продолжение работы содержанием рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
б) работа над второй частью рассказа:
Чтение трудных слов и словосочетаний с доски:
- Как сказать по-другому?
Не-доб-ры-ми -------------
Вы – ма – нить ------------
У-ти-ра-ет -----------
Чтение учителя.
Проверка первичного восприятия содержания.
- Чем гордился Вова?
- Как отнеслись к поступкам Вовы окружающие?
10.Работа над текстом:
Чтение по цыпочке.
Оценка поступков окружающих людей.
- Выделим поступки окружающих. Чтение с доски:
Про себя
По цепочке
Поступки окружающих
не захотели играть
отвернулись
убежал
забрался на шкаф, сердится
жить перебрался в другой дом
глаз не подняла, слезинки утирает
Зарядка для глаз
Выборочное чтение
- Что сделали мальчики?
- Что сделали девочки?
- Что сделал Пушок?
- Что сделал кот?
- Что сделал ежик?
- Что сделала бабушка?
- Что случилось с Вовой?
- Почему он остался один?
11. Обобщение.
- Для чего был написан этот рассказ? (Дети не должны поступать так, как Вова.)
- Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа? Что может случиться с человеком? (Прочитать последний абзац несколько раз.)
- Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?
- Что должен сделать Вова, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?
- Как можно помочь мальчику в этой ситуации? Что вы ему посоветуете? (Попросить прощения, завести друга).
- Кто такой друг? (Словарь Ожегова.)
Друг - человек, который связан с кем-то настоящей дружбой.
- Чтобы не остаться одному, нужны друзья. Страшно быть одиноким, без друзей.
Домашнее задание
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового ты узнала сегодня на уроке?
- Как нужно поступать с друзьями?
- Чему же ребята учит этот рассказ?
- И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.
- Тебе понравился урок?
- Что ты будешь делать дома?
Ивлиева Наталия Алексеевна
Агамирзова Регина Рустамовна
Чембарисова Эльвира Халимовна