Открытый урок развития речи в 1 классе «Составление сказки о диком животном посредством мнемотехники»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Конспект занятия по развитию речи в 1 классе ОВЗ
«Составлению рассказа о диком животном» с опорой на схемы.
Подготовила:
Евстафьева А. В.,
учитель-логопед
г. Сосновый Бор
2016 год
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.
Задачи:
Закрепление знаний о диких животных, об особенностях их внешнего вида.
Формировать умение составлять рассказ по алгоритму.
Развивать диалогическую и монологическую речь, творческое мышление.
Обогащать словарь детей словами, используемыми в сказках: однажды, жили – были, это было зимой и т. д.
Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение слушать друг друга.
Методы и приёмы:
Решение проблемной ситуации, рассматривание изображений диких животных, отгадывание животного по его части (по ушам), дидактическая игра «Сложи целое», составление рассказа по предложенным опорным схемам.
Средства:
Ноутбук, мультимедийное устройство, презентация на заданную тему, опорные схемы (в презентации, на партах у каждого ребёнка), экран для вывода презентации, дидактическая игра «Разрезные картинки».
Предварительная работа:
Чтение сказок о диких животных («Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Маша и Медведь», и другие); рассматривание картин о диких животных, описание оп плану диких животных.
Ход занятия.
Учитель-логопед |
Дети |
Ребята, я сегодня шла на работу, встретила маленьких ребят. Они сказали, что уже перечитали все книжки, которые есть у них в группе и очень просили нас придумать им рассказ о диком животном. Поможем малышам? |
Конечно, поможем! |
Назовите мне диких животных. Почему дикие животные называются дикими? |
Дикие животные называются дикими, потому, что они живут в лесу и человек за ними не ухаживает. |
Отгадайте по ушам, какое это животное (слайд). Докажите, что это медведь. Давайте проверим. Верно, это медведь. Расскажите мне об этом животном по плану, который есть у каждого на столе. |
Медведь. Уши небольшие, круглые, торчат. |
А это кто? (слайд). Верно, это заяц. Докажите, что это заяц. Описание животного по предложенной схеме. |
Заяц. У зайца огромные уши. |
А здесь у нас с вами… (слайд). Верно, это белка. Описание животного по предложенной схеме. Молодцы. |
Это белка. У белки небольшие рыжие ушки с кисточками. |
А на этом слайде мы видим… (слайд). Описание животного по предложенной схеме. |
Лисичку. Небольшие треугольные уши. |
Какие вы молодцы… Слайд (большой знак вопроса). А сейчас вы посмотрите на схему и скажите, о каком животном мы будем составлять рассказ. |
|
Слайд (схематичкски изображённая лиса). И кто же это? |
|
Теперь нам надо отдохнуть. Мы очень устали. Давайте поиграем. Физминутка «Лисичка». |
|
Слайд. Теперь давайте посмотрим план, по которому мы будем составлять рассказ. Только давайте договоримся: один говорит, остальные слушают. Скажут все, кто хочет сказать. На слайде по щелчку мыши появляется: знак вопроса. О ком же будет рассказ? Теперь решим: в какое время года это было: весной, летом, осенью или зимой? (по щелчку мыши появляются 2 значка: снежинка и лето). Теперь надо определиться: в какое время суток (появляются еще 2 значка: солнце и луна): утром, вечером… ? Великолепно. А что же наш герой делал? (появляется значок: смайлик со знаками вопроса). Ребята, мы с вами просто молодцы. А вот что же было дальше? (появляется значок: задумчивый смайлик). И что у нас из всего получилось? (появляется значок: гномик, сидящий на книге). Учитель-логопед выслушивает ответы всех желающих высказаться. А потом обобщает ответы детей. Просит повторить составленный рассказ двоих детей. А как мы назовём наш рассказ? |
|
Ребята, какая у нас замечательный рассказ получился! Вам тоже понравилась? |
Да, понравилась!!! |
А теперь давайте поиграем в такую игру. Я вам даю разрезанные картинки, а вы должны собрать целую картинку. |
Работа в парах. Дети собирают разрезные картинки. |
Физминутка «Лисичка»
Шла Лисичка на охоту, Как на любимую работу. То попрыгает кругом. То посмотрит влево, То посмотрит вправо, Влево – вправо, Влево – вправо… Вот присела… Побежала… Ну, а мышка убежала… Уф… Устала и упала… |
(шагаем на месте у своих парт) (прыжки вокруг своей оси) (поворот влево) (поворот вправо) (поворот влево) (поворот вправо) (приседание, встаём, бег на месте) (выдох, садимся на стул) |
Наш рассказ:
Однажды зимним утром вышла лиса поохотиться. Она села на пенёк и стала прислушиваться. Вдруг выскочила мышка. Лиса кинулась на мышку. Но мышь спряталась в норку. Лиса села у норки и стала ждать. А мышка знала, что хитрая лиса ждёт её и не стала выходить. Так лиса осталась ни с чем.