Урок по геометрии в 7 классе «Прямая и отрезок»

26
23
Материал опубликован 24 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Ф.И.О. Белянина Светлана Николаевна

 Должность: учитель математики

Место работы: МОУ СОШ д.Сарафановоим.Героя России Ю.П.ЯковлеваЧебаркульского района Челябинской области

Предмет: геометрия

Урок 1

Класс

7

Тема урока

Прямая и отрезок

Тип урока

Вводный урок, первый в тематическом планировании по геометрии

Цель урока

Систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, таких как прямая и отрезок.

Задачи урока

Образовательные:

1.Начать введение геометрической терминологии.

2.Познакомить учащихся со свойством прямой.

3.Рассмотреть приём практического проведения прямых на плоскости.

Развивающие:

1.Развивать навыки изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условием решаемых задач.

2.Формировать у учащихся навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач.

3.Формировать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с информацией.

4.Учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

5.Развивать умение работать в парах и группах.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

2.Создание условий для развития трудолюбия и аккуратности у учащихся.

3.Способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты

Научатсяиспользовать полученные знания о прямой и отрезке при решении практических задач.

Овладеютнавыком построения прямой и отрезка с помощью линейки.

Узнаюткраткую историю развития геометрии.

Научатся взаимодействовать со своими сверстниками, получат навыки работы в группе, в паре.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, дидактическая карточка на парту (приложение 1), пустой кластер для заполнения каждому учащемуся (приложение 2).

План урока

Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (4 мин)

Изучение нового материала:

- просмотр видеоролика (5 мин)

-выполнение практической работы (5 мин)

Первичное осмысление и закрепление изученного (в том числе и в ходе изучения нового материала) (15мин)

Выполнение теста (5мин)

Домашнее задание (5мин)

Итоги урока. Рефлексия (5мин)

Методы обучения

Проблемный диалог, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, репродуктивный метод обучения.

Формы обучения

Интерактивная, словесная, наглядная, практическая работа, выполнение интерактивного теста.

Основные понятия

Геометрия, прямая, отрезок, точка, свойство прямой.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Сформировать знания учащихся по изучаемой теме «Прямая и отрезок»,использовать полученные знания при решении конкретных практических задач.

Регулятивные: проверять результаты построений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в результате выполнения геометрических задач на построение; планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах; осознанное построение устного рассказа, использовать известные приемы построения геометрического чертежа; понимать информацию, представленную в виде ребуса, текста, схемы, таблицы.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку и самопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания, умение строить монологическую речь

Учиться развивать адекватную самооценку, развивать познавательный интерес и учебную мотивацию, уметь оказывать взаимопомощь.

       

ХОД УРОКА

Организационный момент (1 мин)

Слайд №2.

- Добрый день, ребята! Рада видеть вас на своем уроке здоровыми и счастливыми, с хорошим настроением. Начинаем урок и я предлагаю вам продолжить предложения.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Молодцы!

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова) (4 мин)

 (разгадывание ребусов)

Слайд №3

А теперь посмотрите на слайди вставьте пропущенные слова в нужном падеже в предложение, предварительно решив ребусы.

Сегодня на уроке геометрии нам пригодятся линейка и карандаш.

Слайд№4Ребята разгадайте ребусы и назовите тему урока.

Тема урока «Прямая и отрезок».

Ребята, какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

(формируется цель совместно с учителем в процессе беседы)

Слайд №5: Систематизировать знания о взаимном расположении точек и прямых.

Какие задачи нужно решить для достижения этой цели?

Слайд№6:

1. Вспомнить понятие о прямой, отрезке и точке.

2. Выполнить практические задания.

Итак, мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Геометрия». Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. С помощью него вы узнаете, что означает наука геометрия, когда появилась, имена великих геометров, в каких государствах зародилась, какая бывает геометрия и на какие разделы делится геометрия, которую мы будем изучать. По ходу видеоролика выполнить следующее задание. Вам нужно заполнить кластер.

(приложение 1, лежит на парте у каждого учащегося)

Изучение нового материала (стадия осмысления):

1.Просмотр видеоролика о истории геометрии.(Слайд №7). (5 мин)

По окончании фильма ребята сравнивают свой заполненный кластер с образцом

(слайд№7)

Ребята давайте посмотрим, что у вас в результате получилось. Пожалуйста кто может продемонстрировать свой заполненный кластер. Остальным предлагаю, по необходимости, отредактировать заполненный кластер.(Слайд 8)

(Один ученик выходит и рассказывает по своей схеме)

2.Усвоение новых знаний проходит в виде беседы и выполнения практической работы.

Предлагаю поработать в парах и выполнить следующее задание.

Дидактическая карточка(на каждой парте, приложение 2)(5 мин)

Содержание карточки ( приложение №2):

Внимательно рассмотрите рисунок. Распределите известные вам геометрические фигуры на две группы. Заполните таблицу.

 

1 группа

2 группа

 

 

 

 

Слайд №7

1 группа

2 группа

Прямая

Ломаная

Отрезок

Луч

Прямоугольник

Квадрат

Многоугольник

 

Куб

Цилиндр

Шар

Конус

Пирамида

Параллелепипед

 

Ответьте на вопросы:

По какому принципу данные геометрические фигуры записаны в двух различных группах?

Какие слова не распределены в группы? Почему?

Попытайтесь объяснить известные вам термины.

Запишите в тетради число и тему урока.

Выполним практическую работу. Проверяем выполнение заданий с помощью слайдов самостоятельно.

Практическая работа (5 мин)

  1. Начертить прямую. Обозначить. Как ее можно обозначить? (Слайд №10).
  2. Отметить точку С, не лежащую на данной прямой, и точки D, Е, К лежащие на этой прямой.
  3. Используя символы принадлежности, запишите предложение

«Точка D принадлежит прямой АВ,а точка С не принадлежит прямой a»(Слайд №11)

  1. Используя рисунок (Слайд №11) и символы , запишите какие точки принадлежат прямой b? а какие-нет.
  2. Сколько прямых можно провести через заданную точку А?
  3. Сколько прямых можно провести через две точки?
  4. Через любые две точки можно провести прямую? Сформулируйте данное свойство прямых.(Слайд№12)
  5. Начертите прямые КМ и DP, пересекающиеся в точке О. Запишите с помощью символов.  (Слайд№13)
  6. Ответьте на вопрос: Сколько общих точек могут иметь две прямые? (Слайд№13)
  7. На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки. (Слайд №14)
  8. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки М. (Слайд№15) Ответьте на вопросы с обоснованием.
  1. Являются ли прямые МN и а различными прямыми?
  2. Может ли прямая b проходить через точку N?
  1. Дана прямаяEF, A EF, В EF.Может ли прямая АВ не пересекать отрезок EF?(Слайд№15)

Итак, ребята, какие выводы можно сделать из выполнения практической работы?

4 этап. Закрепление нового материала. (10мин)

Решение задач №2,5,6 из учебника.

Творческая работа в группах.Каждой группе (в группе 4 человека) выдается карточка (приложение № 3)с заданием для выполнения. Время на решение 4 минуты. По истечении времени группы рассказывают решение. Если у одной группы, ответ не полный, то добавляет другая группа. Рисунки выполняют на листе формата А4, фломастером и с помощью линейки.

Карточка.

1.Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотреть всевозможные случаи, сделать соответствующие рисунки.

2.На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите всевозможные случаи и сделайте рисунки.

 

5 этап. Выполнение интерактивного теста:(5мин)

 

 

Учащиеся, не имеющие возможности выхода в интернет, получают тест в бумажном варианте.

6 этап. Задание на дом:(5мин)

Обязательное задание:

Прочитать параграф 1,2.Ответить на вопросы 1-3, решить задачи №1,3,4,7.

Задание по желанию:По кластеру составленному в начале урока составить устный рассказ.

7 этап. Этап рефлексии.5(мин)

Ребята, подведем итоги урока. Предлагаю Вам назвать три момента, которые получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

 

Литература:

1. Учебник Геометрия 7-9 Л.С.Атанасян.

2. Методическое пособие. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. Авт.Н.Ф.Гаврилова

 

Конспект урока
DOCX / 158.48 Кб

Тема"Прямая и отрезок"
PPTX / 47.46 Мб

Приложение №1
DOCX / 137.47 Кб

Приложение №2
DOCX / 138.05 Кб

/data/files/e1563951900.docx (Приложение №3)
приложение №4
DOCX / 3.16 Мб

Видеоролик 

Сервис "облако слов" 

Предварительный просмотр презентации

Урок геометрии в 7 классе Тема : «Прямая и отрезок» Учитель математики: Белянина С.Н.

На уроке наши глаза внимательно cмотрят и все … видят. Уши внимательно слушают и всё … слышат. Голова хорошо … думает.

Сегодня на уроке нам пригодятся и геометрии линейка карандаш

Тема урока: и Прямая и отрезок

Цель урока: Систематизировать знания о взаимном расположении точек и прямых.

Задачи: 1. Вспомнить понятие о прямой, отрезке и точке. 2. Выполнить практические задания.

Где использовали? Что это за наука? Где зарождалась и развивалась? Виды геометрии Ученые На какие разделы делится?

Не вошли в таблицу слова: 1 группа 2 группа Прямая Ломаная Отрезок Луч Прямоугольник Квадрат Многоугольник   Куб Цилиндр Шар Конус Пирамида Параллелепипед Не вошли в таблицу слова: вода, алгебра, картина

Практическая работа. Задание №1.Начертите прямую. Обозначьте ее. Как ее можно обозначить? А В или а Читается : Прямая АВ или прямая а

Задание №2. Отметить точку С, не лежащую на данной прямой, и точки D, Е, К лежащие на этой прямой. Задание №3. Используя символы принадлежности, запишите предложение «Точка D принадлежит прямой АВ, а точка С не принадлежит прямой a» DAB Ca Задание №4 : Используя рисунок и символы записать какие точки принадлежат прямой b, а какие нет? А В С D E K b Db Eb Kb Cb

Задание №5: Сколько прямых можно провести через заданную точку А? Задание №6: Сколько прямых можно провести через две точки? Много Одну, и только одну Задание №7: Через любые две точки можно провести прямую? Сформулируйте данное свойство прямых. Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.

Задание №8: Начертите прямые КМ и DP, пересекающиеся в точке О. Запишите с помощью символов. К М D P O КМDP=O Задание №9: Сколько общих точек могут иметь две прямые?

Задание №10: На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки. a A B C D Отрезки: АВ, ВС,СD,АС,АD,СD,ВD

Задание №11: Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки М. Ответьте на вопросы с обоснованием. Являются ли прямые МN и а различными прямыми? Может ли прямая b проходить через точку N? а в М N

Задание №12: Дана прямая EF, А EF, В EF Может ли прямая АВ не пересекать отрезок EF E F А В

Выполняем в классе: №2, 5, 6 Домашнее задание: Обязательное задание: Прочитать параграф 1,2. Ответить на вопросы 1-3, решить задачи №1,3,4,7. Задание по желанию: По кластеру составленному в начале урока составить устный рассказ. Творческая работа в группах по 4 человека https://learningapps.org/display?v=pzdv0so2519 Интерактивный тест

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень насыщенный урок, спасибо!

24 July 2019

Рада слышать от Вас такие слова,Елена Федоровна!

24 July 2019

Мне очень понравилось, Светлана Николаевна!

24 July 2019

Спасибо за отзыв,Елена Викторовна!

24 July 2019

Круто!

24 July 2019

Айгуль Айратовна,мне нравится это слово!Звучит так убедительно!Спасибо!

24 July 2019

Так и есть!

24 July 2019

Светлана Николаевна, огромное спасибо за урок. Все подробно представлено, урок насыщенный, на уроке используются различные формы работы. Отлично!

24 July 2019

Благодарю Вас, Лилия Вильевна!

24 July 2019

Отличный урок! Понравилось разнообразие форм работы на уроке! Спасибо, Светлана Николаевна!

24 July 2019

Спасибо за отзыв,Татьяна Викторовна!Урок составлен на класс с высокой мотивацией к математике.В этом году у меня будет такой 7 класс.Готовлюсь.

25 July 2019

Светлана Николаевна, спасибо! Урок интересный. Структура и содержание урока, формы работы способствуют достижению образовательных результатов. Добавила в избранное.

27 July 2019

Очень рада, Ирина Владимировна, что урок понравился.Конспект -то всегда можно изменить, что-то убрать, что-то добавить, в зависимости от подбора класса.Спасибо за отзыв!

27 July 2019

Интересная работа! Браво,Светлана Николаевна!

28 July 2019

Поздравляю с победой!!!!

27 August 2019

Огромное спасибо,Елена Федоровна!Это так неожиданно!

27 August 2019

Но очень приятно, Вы молодец!!!

27 August 2019

Поздравляю с 1 местом в конкурсе уроков за месяц!

27 August 2019

Раиса Поликарповна!Большое, большое спасибо!Я на седьмом небе от счастья!

27 August 2019

Это хорошо, что положительные эмоции переполняют Вас! Перед 1 (2) сентября такая "подпитка" очень нужна!

27 August 2019
Показать больше комментариев