Рабочая программа учебного предмета «Естествознание»

1
0
Материал опубликован 10 November 2022





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «АЛЕКСЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»



УТВЕРЖДЕНО


Приказ директора

ГБПОУ…………

от___20___г. №……




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ОУП. 10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


Общеобразовательного цикла
основной образовательной программы


ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

35.02.05 АГРОНОМИЯ


профиль обучения: естественно-научный

для профессиональных образовательных организаций










Авангард, 2022


РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ

методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Председатель

______________ Н.В. Зотова

____ _____________20____




Составитель: Мартынова М.Г., преподаватель естествознания


Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП. 10 Естествознание


1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины ОУП. 10 Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.05 Агрономия, входящим в состав укрупнённой группы профессий/специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

программа учебной дисциплины входит в состав общеобразовательного цикла

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:

Агроном, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


ЛР 01

устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки

ЛР 02

готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук

ЛР 03

объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

ЛР 04

умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека

ЛР 05

готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации

ЛР 06

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

ЛР 07

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания

МР 01

овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира

МР 02

применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

МР 03

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике

МР 04

умение использовать различные источники для получения естественно- научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

ПРб 01

сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной

ПРб 02

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий

ПРб 03

сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

ПРб 04

сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов

ПРб 05

владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию

ПРб 06

сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей




1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 240 часов;

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 240 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

240

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

240

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

100

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Итоговая аттестация в форме экзамена











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.




Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Основное содержание

3

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его

существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.

Практические занятия

Практическое занятие №1-2 Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Практическое занятие №3-4 Расчет по химическим формулам и уравнениям.

Практическое занятие №5-6 Составление электронных формул атомов химических элементов

Практическое занятие №7-8 Простые и сложные вещества.

Практическое занятие№9-10 Химические знаки и формулы.

Практическое занятие№11-12 Физические и химические явления.

12

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Тема 1.2. Периодический закон

и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева


Основное содержание

5

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств, образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Практические занятия

Практическое занятие №13-14. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов: "Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Практическое занятие №15-16. Решение расчетных заданий на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.)

Практическое занятие №17-18. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.)

6

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Тема 1.3.

Строение вещества

Основное содержание

4

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06




Лекционное занятие. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.


Практические занятия

Практическое занятие №19-20. Составление химических реакций с участием оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства.

Практическое занятие №21-22. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства и получение неорганических веществ

4

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04





Тема 1.4. Вода. Растворы


Основное содержание

7

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06








ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Практические занятия

Практическое занятие №23-24 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла.

Практическое занятие №25-26 Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Приготовление дисперсных систем.

Практическое занятие №27-28 Приготовление раствора с заданной концентрацией

6

Тема 1.5.

Химические реакции

Основное содержание

3

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практические занятия

Практическое занятие №29-30 Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).

2




Неорганические соединения

Тема 1.6.

Классификация неорганических соединений и их свойства



Основное содержание

4

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06





ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

Практические занятия

Практическое занятие №31-32 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси.

Практическое занятие №33-34 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного.

Практическое занятие №35-36 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет объемных отношений газов.

Практическое занятие №37-38 Составление уравнений реакций обмена, расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции.

8

Тема 1.7.

Металлы и неметаллы


Основное содержание

11

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06











ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04





ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05

Лекционное занятие. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов.

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.

Практические занятия

Практическое занятие №39-40 Реакции обмена в водных растворах электролитов.

Практическое занятие №41-42 Определение рН раствора солей.

Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. Практическое занятие №43-44 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

6

Контрольные работы

Рубежный контроль

1

Раздел 2.

Органическая химия




Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Основное содержание

2

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06




ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.

Практические занятия

Практическое занятие №45-46 Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)

Практическое занятие №47-48 Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре.

Практическое занятие №49-50 Расчеты простейшей формулы органической молекулы исходя из элементного состава (в %)

6

Тема 2.2. Углеводороды.

Основное содержание

6

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические вещества.

Основное содержание

5

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06







ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.

Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Практические занятия

Практическое занятие №51-52 Изучение свойств этилового спирта.

Практическое занятие №53-54 Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

Практическое занятие №55-56 Применение этанола на основе свойств.

Практическое занятие №57-58 Качественная реакция на многоатомные спирты.

Практическое занятие №59-60 Применение фенола на основе свойств.

Практическое занятие №61-62 Применение формальдегида на основе его свойств.

Практическое занятие №63-64 Нахождение в природе карбоновых кислот

Практическое занятие №65-66 Применение уксусной кислоты на основе свойств.

Практическое занятие №67-68 Применение сложных эфиров на основе свойств.

Практическое занятие №69-70 Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жиров.

20

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения.

Основное содержание

2

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений.


Практические занятия

Практическое занятие №71-72 Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).

Практическое занятие №73-74 Обратимая и необратимая денатурация белков.

4

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04





Тема 2.5. Пластмассы и волокна.

Основное содержание

5

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06









ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04


Лекционное занятие. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Практические занятия

Практическое занятие №75-76 Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.

Практическое занятие №77-78 Определение различных видов химических волокон.

4

Контрольные работы

Рубежный контроль

1

ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05

Раздел 3. Химия и жизнь

Тема 3.1 Химия и организм человека.









Тема 3.2 Химия в быту.

Основное содержание

5

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06





ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06

Лекционное занятие.

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Лекционное занятие

Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

2


Контрольные работы

Рубежный контроль

1

ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 4. Биология




Тема 4.1. Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Основное содержание

3

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

Тема 4.2. Клетка


Основное содержание

22

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

Практические занятия

Практическое занятие №79-80 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микро - препаратах и их описание.

Практическое занятие №81-82 Сравнение строения клеток растений и животных.

4

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Тема 4.3. Организм


Основное содержание

20

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


Лекционное занятие. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.


Практические занятия

Практическое занятие №83-84 Решение элементарных генетических задач.

Практическое занятие №85-86 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

4

ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04


Контрольные работы

Рубежный контроль

1

ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05

Тема 4.4. Вид


Основное содержание

12

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06


















ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

Практические занятия

Практическое занятие №87-88 Описание особей вида по морфологическому критерию.

Практическое занятие №89-90 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Практическое занятие №91-92 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

6

Тема 4.5. Экосистемы


Основное содержание

9

ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06














ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04

Лекционное занятие. Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агрценозов).

Практические занятия

Практическое занятие №93-94 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Практическое занятие №95-96 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Практическое занятие №97-98 Решение экологических задач.

Практическое занятие №99-100 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

8

Экзамен

6


Всего:

240






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОУП. 10 Естествознание предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и

оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,

достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную

информацию по естествознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:

многофункциональный комплекс преподавателя;

натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

печатные и экранно-звуковые средства обучения;

средства новых информационных технологий;

реактивы;

перечни основной и дополнительной учебной литературы;

вспомогательное оборудование и инструкции;

библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты

(УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по естествознанию, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, и др.).

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания:

1. Габриелян О. С.Химия: книга для преподавателей: учебн-метод. пособие – М., 2014

2. Алексашина И.Ю и др. «Естествознание. Учебник для 10 класса», М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Елизаров А.А. «Естествознание. УМК для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.

4. Биология. Руководство к практическим занятиям/ по ред. В.В. Маркиной. – М., 2010.

3.2.2. Дополнительные источники:

1. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. – М., 2014.

2. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. – М., 2014.

3. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М., 2014.

4. Елизаров А.А. «Естествознание. Учебник для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.

Интернет-ресурсы:

1. http://estestvo-znanie.ru/

2. http://www.kursach.com/!kestestvo/kestestvo%201-6.htm



4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения


Методы контроля оценки

ПРб 01 сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной

Текущий контроль в форме:

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

Промежуточный контроль в форме:

-контрольная работа по темам

ПРб 02 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий

Текущий контроль в форме:

- практические работы;

- тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;

Промежуточный контроль в форме:

-контрольная работа по темам

ПРб 03 сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

Текущий контроль в форме:

- решение количественных задач;

- практические работы;

-устный опрос;

Промежуточный контроль в форме:

- контрольная работа по темам

ПРб 04 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов

Текущий контроль в форме:

- практические работы;

-тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос;


ПРб 05 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию

Текущий контроль в форме:

- практические работы;

-тестирования по темам дисциплины;

- устный опрос

Промежуточный контроль в форме:

- контрольная работа по темам

ПРб 06 сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей

Текущий контроль в форме:

- устный опрос

Промежуточный контроль в форме:

- контрольная работа по темам





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.