Рабочая программа учебного предмета «Естествознание»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «АЛЕКСЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
ГБПОУ…………
от___20___г. №……
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
35.02.05 АГРОНОМИЯ
профиль обучения: естественно-научный
для профессиональных образовательных организаций
Авангард, 2022
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ
методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Председатель
______________ Н.В. Зотова
____ _____________20____
Составитель: Мартынова М.Г., преподаватель естествознания
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 10 Естествознание
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины ОУП. 10 Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.05 Агрономия, входящим в состав укрупнённой группы профессий/специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
программа учебной дисциплины входит в состав общеобразовательного цикла
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
Агроном, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
ЛР 01 | устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки |
ЛР 02 | готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук |
ЛР 03 | объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности |
ЛР 04 | умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека |
ЛР 05 | готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации |
ЛР 06 | умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития |
ЛР 07 | умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания |
МР 01 | овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира |
МР 02 | применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере |
МР 03 | умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике |
МР 04 | умение использовать различные источники для получения естественно- научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач |
ПРб 01 | сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной |
ПРб 02 | владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий |
ПРб 03 | сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя |
ПРб 04 | сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов |
ПРб 05 | владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию |
ПРб 06 | сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей |
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 240 часов;
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 240 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 240 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 240 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 100 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. | | | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Основное содержание | 3 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. | |||
Практические занятия Практическое занятие №1-2 Решение экспериментальных задач по неорганической химии Практическое занятие №3-4 Расчет по химическим формулам и уравнениям. Практическое занятие №5-6 Составление электронных формул атомов химических элементов Практическое занятие №7-8 Простые и сложные вещества. Практическое занятие№9-10 Химические знаки и формулы. Практическое занятие№11-12 Физические и химические явления. | 12 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Основное содержание | 5 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств, образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | |||
Практические занятия Практическое занятие №13-14. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов: "Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева Практическое занятие №15-16. Решение расчетных заданий на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) Практическое занятие №17-18. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) | 6 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | |
Тема 1.3. Строение вещества | Основное содержание | 4 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. | |||
| Практические занятия Практическое занятие №19-20. Составление химических реакций с участием оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов, неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства. Практическое занятие №21-22. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства и получение неорганических веществ | 4 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
| | | |
Тема 1.4. Вода. Растворы | Основное содержание | 7 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. | |||
Практические занятия Практическое занятие №23-24 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Практическое занятие №25-26 Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Приготовление дисперсных систем. Практическое занятие №27-28 Приготовление раствора с заданной концентрацией | 6 | ||
Тема 1.5. Химические реакции | Основное содержание | 3 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | |||
Практические занятия Практическое занятие №29-30 Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов). | 2 | ||
| | | |
Неорганические соединения Тема 1.6. Классификация неорганических соединений и их свойства | Основное содержание | 4 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. | |||
Практические занятия Практическое занятие №31-32 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси. Практическое занятие №33-34 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного. Практическое занятие №35-36 Составление уравнений реакций соединения (типа X + Y = P), расчет объемных отношений газов. Практическое занятие №37-38 Составление уравнений реакций обмена, расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. | 8 | ||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Основное содержание | 11 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05 |
Лекционное занятие. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. | |||
Практические занятия Практическое занятие №39-40 Реакции обмена в водных растворах электролитов. Практическое занятие №41-42 Определение рН раствора солей. Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. Практическое занятие №43-44 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 6 | ||
Контрольные работы Рубежный контроль | 1 | ||
Раздел 2. Органическая химия | | | |
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. | Основное содержание | 2 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений. | |||
Практические занятия Практическое занятие №45-46 Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Практическое занятие №47-48 Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре. Практическое занятие №49-50 Расчеты простейшей формулы органической молекулы исходя из элементного состава (в %) | 6 | ||
Тема 2.2. Углеводороды. | Основное содержание | 6 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов. | |||
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические вещества. | Основное содержание | 5 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. | |||
Практические занятия Практическое занятие №51-52 Изучение свойств этилового спирта. Практическое занятие №53-54 Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Практическое занятие №55-56 Применение этанола на основе свойств. Практическое занятие №57-58 Качественная реакция на многоатомные спирты. Практическое занятие №59-60 Применение фенола на основе свойств. Практическое занятие №61-62 Применение формальдегида на основе его свойств. Практическое занятие №63-64 Нахождение в природе карбоновых кислот Практическое занятие №65-66 Применение уксусной кислоты на основе свойств. Практическое занятие №67-68 Применение сложных эфиров на основе свойств. Практическое занятие №69-70 Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жиров. | 20 | ||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. | Основное содержание | 2 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений. | |||
| Практические занятия Практическое занятие №71-72 Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO). Практическое занятие №73-74 Обратимая и необратимая денатурация белков. | 4 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
| | | |
Тема 2.5. Пластмассы и волокна. | Основное содержание | 5 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Лекционное занятие. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан). | |||
Практические занятия Практическое занятие №75-76 Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами. Практическое занятие №77-78 Определение различных видов химических волокон. | 4 | ||
Контрольные работы Рубежный контроль | 1 | ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05 | |
Раздел 3. Химия и жизнь Тема 3.1 Химия и организм человека. Тема 3.2 Химия в быту. | Основное содержание | 5 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 |
Лекционное занятие. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. | |||
Лекционное занятие Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 2 | ||
| Контрольные работы Рубежный контроль | 1 | ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 4. Биология | | | | ||
Тема 4.1. Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | Основное содержание | 3 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 | ||
Лекционное занятие. Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни. | |||||
Тема 4.2. Клетка | Основное содержание | 22 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 | ||
Лекционное занятие. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции. | |||||
Практические занятия Практическое занятие №79-80 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микро - препаратах и их описание. Практическое занятие №81-82 Сравнение строения клеток растений и животных. | 4 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | |||
Тема 4.3. Организм | Основное содержание | 20 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 | ||
Лекционное занятие. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. | |||||
| Практические занятия Практическое занятие №83-84 Решение элементарных генетических задач. Практическое занятие №85-86 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 4 | ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | ||
| Контрольные работы Рубежный контроль | 1 | ОК 01-09 ЛР 05 МР 01 ПРб 05 | ||
Тема 4.4. Вид | Основное содержание | 12 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | ||
Лекционное занятие. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас. | |||||
Практические занятия Практическое занятие №87-88 Описание особей вида по морфологическому критерию. Практическое занятие №89-90 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Практическое занятие №91-92 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 6 | ||||
Тема 4.5. Экосистемы | Основное содержание | 9 | ОК 01 - 09 ЛР 01 ЛР 02 ЛР 06 МР 01 МР 04 ПРб 01 ПРб 05 ПРб 06 ОК 01-09 ЛР 03 ЛР 04 ЛР 07 МР 02 МР 03 ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 | ||
Лекционное занятие. Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агрценозов). | |||||
Практические занятия Практическое занятие №93-94 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Практическое занятие №95-96 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Практическое занятие №97-98 Решение экологических задач. Практическое занятие №99-100 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | 8 | ||||
Экзамен | 6 | | |||
Всего: | 240 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОУП. 10 Естествознание предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по естествознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
средства новых информационных технологий;
реактивы;
перечни основной и дополнительной учебной литературы;
вспомогательное оборудование и инструкции;
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по естествознанию, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, и др.).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания:
1. Габриелян О. С.Химия: книга для преподавателей: учебн-метод. пособие – М., 2014
2. Алексашина И.Ю и др. «Естествознание. Учебник для 10 класса», М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Елизаров А.А. «Естествознание. УМК для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.
4. Биология. Руководство к практическим занятиям/ по ред. В.В. Маркиной. – М., 2010.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. – М., 2014.
2. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. – М., 2014.
3. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М., 2014.
4. Елизаров А.А. «Естествознание. Учебник для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.
Интернет-ресурсы:
1. http://estestvo-znanie.ru/
2. http://www.kursach.com/!kestestvo/kestestvo%201-6.htm
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Методы контроля оценки |
ПРб 01 сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной | Текущий контроль в форме: - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; Промежуточный контроль в форме: -контрольная работа по темам |
ПРб 02 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий | Текущий контроль в форме: - практические работы; - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; Промежуточный контроль в форме: -контрольная работа по темам |
ПРб 03 сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя | Текущий контроль в форме: - решение количественных задач; - практические работы; -устный опрос; Промежуточный контроль в форме: - контрольная работа по темам |
ПРб 04 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов | Текущий контроль в форме: - практические работы; -тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; |
ПРб 05 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию | Текущий контроль в форме: - практические работы; -тестирования по темам дисциплины; - устный опрос Промежуточный контроль в форме: - контрольная работа по темам |
ПРб 06 сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей | Текущий контроль в форме: - устный опрос Промежуточный контроль в форме: - контрольная работа по темам |