Статья «Лэпбук как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с ОИН»
Жуйкова Анастасия Юрьевна
учитель-дефектолог МБДОУ №100 «Берегиня»
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОИН
На современном этапе развития специального образования идет активный поиск эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности. Знакомство дошкольников с окружающим миром, предметами и явлениями – значимая составная часть их адаптации к жизни в обществе. Для детей, имеющих нарушения интеллекта, особенно важным является наглядность, понятность, доступность предлагаемой информации. Дети с ОИН испытывают значительные трудности в классификации и систематизации полученных знаний.
Одним из достаточно новых средств обучения дошкольников является лэпбук. Название данного пособия с английского переводится как «книга на коленях», «наколенная книга». Лэпбук представляет собой папку или книжку-раскладушку с кармашками, окошками и разнообразными вложениями, подвижными деталями [1; 2; 4]. Именно интерактивность, мобильность элементов является отличительным качеством лэпбука. Он посвящен определенной теме, обобщая изученное детьми, и создается при их непосредственном участии.
Роль лэпбука в развитии и обучении детей подчеркивается педагогами-практиками, работающими в общеразвивающих дошкольных учреждениях:
– позволяет закрепить, обобщить, систематизировать знания детей;
– развивает творческое воображение, самостоятельность;
– учит сотрудничать, следовать общему замыслу при создании совместных поделок для наполнения лэпбука;
– яркое оформление, разнообразие видов наглядности, обилие кармашков, в которых скрываются интересные карточки и игры, привлекают детей, повышают мотивацию для выполнения заданий;
– возможность коллективного, подгруппового, индивидуального использования лэпбука позволяет педагогу эффективнее решать образовательные и развивающие задачи;
– может использоваться как под руководством педагога, так и в самостоятельной деятельности детей;
– большой потенциал это пособие имеет в организации взаимодействия детей и их родителей, являясь семейным проектом. В этом случае важным условием успеха будет умение педагога заинтересовать родителей детей, оказать им необходимую поддержку на разных этапах создания лэпбука, продемонстрировать доступные способы работы с этим пособием [3].
Вышеперечисленные пункты сохраняют свою актуальность и применительно к детям с ОИН. Кроме того, нам представляется значимой возможность осуществления индивидуального подхода путем размещения заданий разного уровня сложности, а также подбора разных видов работы с одним и тем же материалом.
Структура лэпбука может быть разной в зависимости от тематики, возраста детей и других факторов. Это может быть папка, книжка-раскладушка, книжка-гармошка. Организация и наполнение лэпбука может быть разнообразным и включать:
– кармашки обычные и прозрачные;
– конверты;
– мини-книжки;
– окошки;
– дверцы;
– подвижные и вращающиеся детали;
– картинки;
– карточки;
– мини-игры [2; 4; 5].
Все эти элементы можно использовать для обучения детей с ОИН. Однако необходимо учитывать особенности их психического развития, адаптируя и упрощая задания. В общеразвивающих детских садах большую долю работы по созданию лэпбука осуществляют сами дети. Дошкольникам с нарушением интеллекта не все этапы работы будут доступны и понятны. В этом случае возрастает роль педагогов (как дефектолога, так и воспитателя, логопеда) и родителей детей. Содержание лэпбука должно быть хорошо продуманным, понятным, соответствовать уровню развития детей. При этом необходимо учитывать неоднородность групп детей с ОИН, включая в лэпбук задания разного уровня сложности. Отметим, что сама папка и вложения в нее должны быть изготовлены из плотных, качественных материалов, скреплены безопасным для детей способом. Должны быть соблюдены требования к наглядности: четкие, реалистичные изображения, чистые цвета, белая плотная бумага или картон. Целесообразным будет включение элементов, направленных на развитие мелкой моторики (кнопки, клапаны, замочки и т.п.).
Тематика лэпбука может быть любой. Мы считаем, что эффективным будет тематический подход. При знакомстве детей с окружающим миром можно выделить несколько крупных тем, включающих в себя более мелкие («Осень» и другие времена года, «Мой дом», «Лес» и т.п.). В соответствии с принципом комплексности в лэпбук можно включать информацию и задания не только непосредственно связанные с лексической темой, но и затрагивающие сенсорное развитие, развитие речи, формирование элементарных математических представлений.
Приведем пример содержания лэпбука по теме «Осень» для старших дошкольников с ОИН. Папка-раскладушка может включать следующие элементы:
– пейзаж «Осень» (для поиска признаков осени);
– карман с вырезанными изображениями овощей и фруктов (классификация по обобщающему понятию, цвету);
– вращающийся круг с последовательностью времен года;
– конвертик с высушенными листьями;
– окошки с изображением признаков осени (желтые листья, трава, дождь, грибы, урожай и пр.);
– карточки «Животные и их детеныши»;
– кармашек с разрезными картинками из 4 частей (гриб, лист) – закрыт на кнопку;
– раскладное изображение дерева с четко выделенными частями (ствол, ветки, листья, корни);
– дверцы, за которыми скрыты изображения деятельности людей и животных осенью (реалистичные изображения без лишних деталей);
– карточки-задания «Помоги белочке» (задание: провести прямую линию по пунктиру от белки к грибу).
Данный список может быть сокращен или дополнен в зависимости от особенностей детей, для которых делается лэпбук. Роль самих дошкольников в создании пособия может заключаться в приклеивании конвертов и кармашков, помощи в сортировке карточек для конвертов. Можно предложить родителям принять участие в изготовлении вместе с детьми отдельных элементов лэпбука. Такая «наколенная книга» будет, на наш взгляд, способствовать лучшему усвоению дошкольниками с ОИН знаний об осени, а также повышать мотивацию для её изучения.
Список литературы:
1. Габидуллина, Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Габидуллина // Пермский педагогический журнал. – 2015. - №7. – С. 146-148. — URL https://cyberleninka.ru/article/v/lepbuk-i-ego-vozmozhnosti-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09.2019).
2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 22.09.2019).
3. Кулясова, С. Н. Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми с ОВЗ / С. Н. Кулясова, Л. В. Анохина // Инновационная наука. – 2018. - №11. – С. 156-158.
4. Новикова, Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 182-185. — URL https://moluch.ru/archive/197/48837/ (дата обращения: 22.09.2019).
5. Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» / Т. Пироженко // Дошкольное образование. - 2014. - N 11. - С. 36-39