Почему осенью листья цветные. Технологическая карта занятия с учащимися 5 класса
Почему осенью листья цветные
Технологическая карта занятия с учащимися 5 класса
Иванова С.В., учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Чебоксары
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предписывает формирование у обучающихся умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов (с. 14), приобретения опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека (с. 15) [1]. Одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно этому документу, является формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах ... (с. 15).
Следование требованиям ФГОС приводит учителя к необходимости максимально возможными способами использовать в работе практические методы обучения. С другой стороны, согласно «Примерной основной образовательной программе основного общего образования», на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час [2]. Совершенно очевидно, что такого объёма времени не достаточно для формирования прочных практических умений и исследовательских навыков. Выходом из создавшегося положения может стать ведение с учащимися кружковой работы. Основу данных занятий могут составлять лабораторные работы. Несомненная польза такого рода деятельности состоит и в том, что лабораторные работы позволяют поддержать интерес обучающихся к предмету, углубить и расширить знания необходимые для успешного усвоения биологии в последующих классах, сформировать исследовательские навыки.
Логично посвятить цикл занятий более подробному изучению внутреннего строения клетки как единицы живого, учитывая, что, например, в 5 классе на знакомство с общим планом строения клетки примерной программой по биологии отводится 1 час, а в 6 классе – 2 часа [3].
Основу разработки составляет презентация, по которой работают учитель и учащиеся. Переход со слайда на слайд осуществляется по щелчку мыши. После номера слайда в разработке приведены слова и действия учителя. Инструкция к практической части занятия приведена в технологической карте. Форма технологической карты взята из методического пособия Л.Г. Ерицян [4].
Технологическая карта занятия
на тему «Почему осенью листья цветные»
Тип занятия: открытия новых знаний
Цели в соответствии с планируемыми результатами:
Регулятивные УУД:
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Познавательные УУД:
развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
формулировать, аргументировать свое мнение, выражать мысли в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, микроскопы, ванночки, предметные и покровные стёкла, капельницы, препаровальные иглы, кусочки фильтровальной бумаги, марлевые салфетки,
Материалы: презентация-приложение, листья любого вида каланхоэ, плоды рябины и шиповника. Число листьев и плодов рассчитывается по одному на пару учеников.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивационный этап | Создание позитивного настроя. Слайд 2. Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение: Сын к отцу пришёл однажды, А в руках - осенний лист. Желтизной пропитан свежей, От росы прозрачной чист. Папа, папа расскажи мне, От чего лист так хорош? Он недавно был зелёным. Стал - на солнышко похож.1 | Настраиваются на работу. Слушают стихотворение. | Организация детей. Создание позитивного настроя. |
Постановка проблемы | Побуждение к познавательной деятельности. Организация беседы по вопросам. О чём говорится в стихотворении? Что поразило мальчика? О чём будем говорить на сегодняшнем занятии? 4. О чём мальчик попросил рассказать отца? 5. Верно, сегодня мы выясним, почему осенью листья меняют цвет. Итак, как можно назвать тему сегодняшнего занятия? Слайд 3. Что мы с вами сегодня будем изучать? Запишем тему занятия в тетрадь. | Формулируют проблему. Отвечают на вопросы учителя. О листочке. Осенний лист изменил цвет. Об осенних листьях О том, почему лист изменил цвет. Почему осенью листья меняют цвет или почему осенью листья цветные. Записывают тему в тетради. | Формулировка темы занятия. Осознание учащимися основной проблемы. |
Актуализации знаний | Обращение к позитивному образу «я» учащихся. Выявление навыков использования имеющихся знаний. Слайд 4. Давайте вспомним, что вам уже известно. Для этого попробуйте отгадать загадки: Элементарная частица – Всего живого единица. Клетке форму придаю И соседок всех люблю - Крепко за руки держу, А чужих не пропущу. Какие ёщё части клетки не назвали? Слайд 5. Узнай части клетки. | Готовятся к решению проблемы. Отгадывают загадки. Клетка Мембрана Вакуоль, цитоплазму. Узнают части клетки | Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Развитие интереса к познавательной деятельности. Выявление умения читать схемы. |
Открытия нового знания | 1. Активизация познавательной активности учащихся. Однако это ещё не все части клетки. Давайте выясним, что же ещё в клетке? Посмотрим видеосюжет «Строение растительной клетки». Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=LEt8OXyj8hU&feature=emb_title Слайд 6. Обсуждение сюжета по вопросам. 1. Какие части есть в клетках, кроме мембраны, цитоплазмы и ядра? 2. Какие части характерны только для растительной клетки? 3. Как называются зелёные пластиды? 4. Почему они зелёные? 2. Обучение практическим навыкам работы с простейшим оборудованием. Лабораторная работа Хлоропласты в клетках кожицы каланхоэ. Снимите кожицу с листа каланхоэ. Поместите на предметное стекло в капельку воды. Закройте покровным стеклом. Положите микропрепарат на столик и рассмотрите его под микроскопом. Найдите на микропрепарате клетки кожицы и зелёные пластиды в них. Учитель контролирует выполнение учащимися каждого этапа работы. Слайд 7. Если вы всё сделали правильно, то увидите похожую картинку. Зарисуйте в тетрадях клетку кожицы листа калонхоэ и покажите в ней хлоропласты (Учитель использует рисунок клетки на слайде 8 презентации, подготовленный с помощью анимации, чтобы учащиеся могли работать по образцу). Уберите микропрепарат со столика микроскопа. Снимите покровное стекло и протрите оба стёклышка кусочком марли. Слайд 9. Давайте ещё раз вернёмся к видеосюжету и вспомним: Какие ещё пластиды есть в клетках растений? Что они делают? Куда девается зелёный цвет листьев осенью? Слайд 10. Итак, цвет плодам и осенним листьям придают хромопласты. Вот так под микроскопом выглядят хромопласты сладкого перца. Слайд 11. А вот так, моркови. Слайд 12. Красной смородины. Слайд 13. Посмотрим, как выглядят хромопласты в клетках плода рябины. 2. Хромопласты в клетках мякоти плода рябины. Препаровальной иглой достаньте немного мякоти из-под кожицы плода рябины. Поместите мякоть в каплю воды на предметное стекло. Закройте покровным. Пометите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Найдите при малом увеличении микроскопа несколько отдельно лежащих клеток. Рассмотрите в них хромопласты. Зарисуйте клетку мякоти плода рябины, покажите на рисунке хромопласты. Уберите микропрепарат со столика микроскопа. Снимите покровное стекло и протрите оба стёклышка кусочком марли. Слайд 14. Давайте посмотрим, как выглядят под микроскопом хромопласты плода шиповника. Микропрепарат готовим точно так, как и предыдущий. | 1. Анализируют информацию. Смотрят видеосюжет. Обсуждают видеосюжет. Митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть с рибосомами. Вакуоли и пластиды. Хлоропласты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл. 2. Приобретают опыт использования методов биологической науки. Выполняют лабораторную работу по инструкции учителя. Изготавливают и рассматривают под микроскопом временный микропрепарат кожицы листа каланхоэ. Зарисовывают клетку листа каланхоэ и делают обозначения на рисунке. Рассматривают внешний вид хромопластов разных растений на слайдах. Изготавливают и рассматривают под микроскопом временный микропрепарат клеток кожицы плода рябины. | Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах. Выявление умения выделять главное, анализировать информацию. Навык работы по инструкции. Формирование навыков наблюдения. Знакомство с правилами выполнения ботанических рисунков. Извлечение необходимой информации. Формирование представлений о многообразии объектов. Овладение навыками работы с простейшим оборудованием для исследований. Умение определять необходимые действия и составлять алгоритм их выполнения. |
Закрепление | Проверка прочности усвоения знаний Игра «Волшебная шляпа» Учащимся предлагается по очереди вытянуть из «волшебной шляпы» листочек с вопросом и ответить: Почему осенью листья цветные? Какого цвета хромопласты? Почему хромопласты разноцветные? И так далее. | Осмысление изученного. Вытягивают по очереди листочки из «волшебной шляпы» и отвечают: В клетках осенних листьев есть хромопласты. Хромопласты красного, жёлтого, коричневого цвета. В хромопластах содержатся разноцветные пигменты. | Структурирование и обобщение новых знаний. |
Рефлексия | Получает обратную связь от учеников для дальнейшей коррекции своей работы и благодарит за урок. Слайд 15. Поднимите число пальцев, соответствующее цифре под смайликом, который наиболее полно отражает ваше состояние. | Оценивают свои эмоции, результаты своей деятельности. | Владение основами самооценки. |
Литература и источники
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - https://fgos.ru/
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – 54 с.
Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с
1 Стихотворение автора. Загадки Ю.В. Шаврак и автора.