12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Иванова Светлана Валерьевна65

Почему осенью листья цветные

Технологическая карта занятия с учащимися 5 класса

Иванова С.В., учитель биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Чебоксары


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предписывает формирование у обучающихся умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов (с. 14), приобретения опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека (с. 15) [1]. Одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно этому документу, является формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах ... (с. 15).

Следование требованиям ФГОС приводит учителя к необходимости максимально возможными способами использовать в работе практические методы обучения. С другой стороны, согласно «Примерной основной образовательной программе основного общего образования», на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час [2]. Совершенно очевидно, что такого объёма времени не достаточно для формирования прочных практических умений и исследовательских навыков. Выходом из создавшегося положения может стать ведение с учащимися кружковой работы. Основу данных занятий могут составлять лабораторные работы. Несомненная польза такого рода деятельности состоит и в том, что лабораторные работы позволяют поддержать интерес обучающихся к предмету, углубить и расширить знания необходимые для успешного усвоения биологии в последующих классах, сформировать исследовательские навыки.

Логично посвятить цикл занятий более подробному изучению внутреннего строения клетки как единицы живого, учитывая, что, например, в 5 классе на знакомство с общим планом строения клетки примерной программой по биологии отводится 1 час, а в 6 классе – 2 часа [3].

Основу разработки составляет презентация, по которой работают учитель и учащиеся. Переход со слайда на слайд осуществляется по щелчку мыши. После номера слайда в разработке приведены слова и действия учителя. Инструкция к практической части занятия приведена в технологической карте. Форма технологической карты взята из методического пособия Л.Г. Ерицян [4].

Технологическая карта занятия

на тему «Почему осенью листья цветные»

Тип занятия: открытия новых знаний

Цели в соответствии с планируемыми результатами:

Регулятивные УУД:

развивать мотивы и интересы познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Познавательные УУД:

развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формулировать, аргументировать свое мнение, выражать мысли в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, микроскопы, ванночки, предметные и покровные стёкла, капельницы, препаровальные иглы, кусочки фильтровальной бумаги, марлевые салфетки,

Материалы: презентация-приложение, листья любого вида каланхоэ, плоды рябины и шиповника. Число листьев и плодов рассчитывается по одному на пару учеников.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Создание позитивного настроя.

Слайд 2. Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение:

Сын к отцу пришёл однажды,

А в руках - осенний лист.

Желтизной пропитан свежей,

От росы прозрачной чист.

Папа, папа расскажи мне,

От чего лист так хорош?

Он недавно был зелёным.

Стал - на солнышко похож.1

Настраиваются на работу.

Слушают стихотворение.

t1610125180aa.png


Организация детей.

Создание позитивного настроя.


Постановка

проблемы

Побуждение к познавательной деятельности.

Организация беседы по вопросам.

О чём говорится в стихотворении?

Что поразило мальчика?

О чём будем говорить на сегодняшнем занятии?

4. О чём мальчик попросил рассказать отца?

5. Верно, сегодня мы выясним, почему осенью листья меняют цвет. Итак, как можно назвать тему сегодняшнего занятия?


Слайд 3. Что мы с вами сегодня будем изучать?

Запишем тему занятия в тетрадь.

Формулируют проблему.

Отвечают на вопросы учителя.

О листочке.

Осенний лист изменил цвет.

Об осенних листьях

О том, почему лист изменил цвет.

Почему осенью листья меняют цвет или почему осенью листья цветные.

Записывают тему в тетради.

Формулировка темы занятия.

Осознание учащимися основной проблемы.

Актуализации знаний

Обращение к позитивному образу «я» учащихся.

Выявление навыков использования имеющихся знаний.

Слайд 4. Давайте вспомним, что вам уже известно. Для этого попробуйте отгадать загадки:

Элементарная частица –

Всего живого единица.


Клетке форму придаю

И соседок всех люблю -

Крепко за руки держу,

А чужих не пропущу.


Какие ёщё части клетки не назвали?


Слайд 5. Узнай части клетки.

Готовятся к решению проблемы.


Отгадывают загадки.


Клетка



Мембрана




Вакуоль, цитоплазму.

Узнают части клетки



Умение определять понятия, устанавливать аналогии.


Развитие интереса к познавательной деятельности.


Выявление умения читать схемы.

Открытия нового знания

1. Активизация познавательной активности учащихся.

Однако это ещё не все части клетки. Давайте выясним, что же ещё в клетке?


Посмотрим видеосюжет «Строение растительной клетки».

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=LEt8OXyj8hU&feature=emb_title



Слайд 6. Обсуждение сюжета по вопросам.

1. Какие части есть в клетках, кроме мембраны, цитоплазмы и ядра?

2. Какие части характерны только для растительной клетки?

3. Как называются зелёные пластиды?

4. Почему они зелёные?

2. Обучение практическим навыкам работы с простейшим оборудованием.

Лабораторная работа

Хлоропласты в клетках кожицы каланхоэ.

Снимите кожицу с листа каланхоэ.

Поместите на предметное стекло в капельку воды.

Закройте покровным стеклом.

Положите микропрепарат на столик и рассмотрите его под микроскопом.

Найдите на микропрепарате клетки кожицы и зелёные пластиды в них.

Учитель контролирует выполнение учащимися каждого этапа работы.

Слайд 7. Если вы всё сделали правильно, то увидите похожую картинку.

Зарисуйте в тетрадях клетку кожицы листа калонхоэ и покажите в ней хлоропласты (Учитель использует рисунок клетки на слайде 8 презентации, подготовленный с помощью анимации, чтобы учащиеся могли работать по образцу).

Уберите микропрепарат со столика микроскопа. Снимите покровное стекло и протрите оба стёклышка кусочком марли.

Слайд 9. Давайте ещё раз вернёмся к видеосюжету и вспомним:

Какие ещё пластиды есть в клетках растений?

Что они делают?

Куда девается зелёный цвет листьев осенью?

Слайд 10. Итак, цвет плодам и осенним листьям придают хромопласты. Вот так под микроскопом выглядят хромопласты сладкого перца.

Слайд 11. А вот так, моркови.

Слайд 12. Красной смородины.

Слайд 13. Посмотрим, как выглядят хромопласты в клетках плода рябины.

2. Хромопласты в клетках мякоти плода рябины.

Препаровальной иглой достаньте немного мякоти из-под кожицы плода рябины.

Поместите мякоть в каплю воды на предметное стекло.

Закройте покровным.

Пометите микропрепарат на предметный столик микроскопа.

Найдите при малом увеличении микроскопа несколько отдельно лежащих клеток.

Рассмотрите в них хромопласты.

Зарисуйте клетку мякоти плода рябины, покажите на рисунке хромопласты.

Уберите микропрепарат со столика микроскопа. Снимите покровное стекло и протрите оба стёклышка кусочком марли.

Слайд 14. Давайте посмотрим, как выглядят под микроскопом хромопласты плода шиповника. Микропрепарат готовим точно так, как и предыдущий.

1. Анализируют информацию.

Смотрят видеосюжет.

t1610125180ab.png

Обсуждают видеосюжет.

Митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть с рибосомами.

Вакуоли и пластиды.

Хлоропласты.

Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.

2. Приобретают опыт использования методов биологической науки.

Выполняют лабораторную работу по инструкции учителя.

Изготавливают и рассматривают под микроскопом временный микропрепарат кожицы листа каланхоэ.

t1610125180ac.png

Зарисовывают клетку листа каланхоэ и делают обозначения на рисунке.

t1610125180ad.png

Рассматривают внешний вид хромопластов разных растений на слайдах.



Изготавливают и рассматривают под микроскопом временный микропрепарат клеток кожицы плода рябины.

t1610125180ae.png


Формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах.


Выявление умения выделять главное, анализировать информацию.




Навык работы по инструкции.


Формирование навыков наблюдения.









Знакомство с правилами выполнения ботанических рисунков.




Извлечение необходимой информации.


Формирование представлений о многообразии объектов.


Овладение навыками работы с простейшим оборудованием для исследований.







Умение определять необходимые действия и составлять алгоритм их выполнения.

Закрепление

Проверка прочности усвоения знаний

Игра «Волшебная шляпа»

Учащимся предлагается по очереди вытянуть из «волшебной шляпы» листочек с вопросом и ответить:



Почему осенью листья цветные?


Какого цвета хромопласты?


Почему хромопласты разноцветные?

И так далее.

Осмысление изученного.


Вытягивают по очереди листочки из «волшебной шляпы» и отвечают:

В клетках осенних листьев есть хромопласты.

Хромопласты красного, жёлтого, коричневого цвета.

В хромопластах содержатся разноцветные пигменты.

Структурирование и обобщение новых знаний.

Рефлексия

Получает обратную связь от учеников для дальнейшей коррекции своей работы и благодарит за урок.

Слайд 15. Поднимите число пальцев, соответствующее цифре под смайликом, который наиболее полно отражает ваше состояние.

Оценивают свои эмоции, результаты своей деятельности.

Владение основами самооценки.


Литература и источники

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - https://fgos.ru/

Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – 54 с.

Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с


1 Стихотворение автора. Загадки Ю.В. Шаврак и автора.


Приложение к технологической карте
PPT / 5.4 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.