Урок по теме «Параллелограмм и его свойства»
Класс: 8
Подготовила: Чурина Елена Вениаминовна, учитель первой квалификационной категории МБОУСОШ № 1 г. Южи Ивановской области
Предмет | Геометрия |
Тип урока | комбинированный |
Учебник: | ГЕОМЕТРИЯ. 7-9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, |
Цель урока | ввести понятие параллелограмма и рассмотреть его свойства; научить применять свойства параллелограмма при решении задач. |
Задачи урока | Образовательные: определить понятие параллелограмма и узнать его свойства, решать задачи, применяя определение и свойства параллелограмма, изображать параллелограмм. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе. Развивающие: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, делать выводы, развивать внимание, математическую речь. |
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал; классная доска; чертежные приборы, цветные листочки для рефлексии (красный, желтый, зелёный) |
План урока | 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Изучение нового материала: практическая индивидуальная работа и фронтальная работа. 5) Физкультминутка. 6) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 7) Самостоятельная работа с самопроверкой. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал; классная доска; чертежные приборы, листочки для рефлексии. |
Педагогические технологии: | ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления. |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Познакомиться с понятием параллелограмм, его свойствами с доказательствами. Научиться решать задачи по теме. | Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практических или иной деятельности. Регулятивные: составлять план и последовательность действий; предвосхищать временные характеристики достижения результата. Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового |
Ход урока:
Добрый день, Ребята.
1.Начнём урок! Прочтем!
„Нет царского пути в геометрии, “ Евклид древнегреческий математик -323 - 285 до н.э.
Почему на ваш взгляд так сказал Евклид?2.Повторим материал предыдущего урока. Ответим на вопросы:
Что называется четырёхугольником?
Что понимается под стороной четырёхугольника?
Какие стороны называются противолежащими?
Какие стороны называются соседними?
Что представляет собой вершина четырёхугольника?
Что выражает периметр четырёхугольника?
Что является градусной мерой угла?
Какие углы четырехугольника называются противолежащими?
Что такое диагональ четырёхугольника?
Наовите стороны четыреугольника.
Назовите соседние стороны.
Назовите противолежащие стороны.
Назовите противолежащие углы.
Назовите диагонали четыреугольника.
В чем заключается сущность построения четырёхугольника?
Замечательно! Умницы!
3. У нас сегодня очень насыщенный урок. Но давайте определим, чему он будет посвящен. Разгадаем кроссенс:
Как вы поняли, тема нашего сегодняшнего урока – параллелограмм.
3.Как вы думаете, какая цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? (учащиеся формулируют цель и задачи урока)
4. Запишем определение: Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется параллелограммом.
Послушаем стихотворение:
Параллелограмм
– Ты не знаешь, сколько грамм
Весит параллелограмм?
Не могу понять, в чем дело?
Сколько это – "параллело"?
– Где, дружок, твоя культура?
Параллелограмм – фигура,
Знает каждый школьник в мире.
У него сторон – четыре.
Их рисуют не бесцельно,
А попарно параллельно.
5. Практическая работа (индивидуально):
Вам выданы карточки. На них построены параллелограммы. Параллелограммы различные у каждого из вас.
(Пример карточки: )
Измерьте, пожалуйста, градусные меры противолежащих углов. Подведите итоги работы и расскажите о них.
Сделаем вывод: в параллелограмме противоположные углы равны.
Измерьте, пожалуйста, длины противолежащих сторон. Подведите итоги работы и расскажите о них. Сделаем вывод: в параллелограмме противоположные стороны равны.
Эти утверждения являются свойствами параллелограмма.
6.Запишем свойства параллелограмма и попробуем их доказать.
(один человек у доски, вместе с учителем и классом доказываются свойства параллелограмма)
Дано:
АВСD-
параллелограмм
Доказать, что
АВ=СD
ВС=АD
<D=<В
˂А=˂С
Доказательство:
Чтобы доказать равенство отрезков и углов, нужно рассмотреть треугольники. Проведем диагональ АС.
Рассмотрим ▲ АВС, ▲СDВ
АС-общая,
˂ ВАС=˂САD, т.к накрест лежащие образованные АDǁВС, АС-секущая
˂ВСА=˂АСD, т.к накрест лежащие образованные СDǁВА, АС-секущая
=>▲ АВС=▲СDВ(по стороне и двум прилежащим к ней углам) => АВ=СD, ВС=АD, <D=<В
8.Физкультминутка: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
9. Практическая работа в парах:
Исходя из определения и изученных уже свойств, давайте подумаем, как можно построить параллелограмм. Т.к нам придется это делать очень часто для решения задач.
1.На листе в клетку построить отрезок, равный целому числу клеток.
2. Ниже и напратив построенного, отступив от начала предыдущего, начертить отрезок такой же длины. (На основании свойства.)
3. Соединить концы отрезков двумя отрезками так, чтобы последние не пересекались. (На основании определения четырехугольника)
Т.к. две противолежащие стороны равны у получившегося четырехугольника по построению и параллельны как отрезки, лежащие на сторонах тетрадных клеток, то он параллелограмм. Мы руководствовались определением и изученными уже свойствами, а пришли к признаку параллелограмма. Но его докажем через урок.
10. Первичное закрепление (устная фронтальная работа)
1.АВ=3см
ВС=4см
Найти: Р АВСD
2.<А+<С=100⁰
Найти<А;<С
3. <А=100⁰ Найти <В
11.Самостоятельная работа с самопроверкой:
1. Выберите правильный ответ: ПАРАЛЛЕЛОГРАММОМ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО:
две стороны параллельны, а две другие – нет
стороны попарно параллельны
2.Выберите правильный ответ: ЕСЛИ СМЕЖНЫЕ СТОРОНЫ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА РАВНЫ 9см и 1см,
ТО ЕГО ПЕРИМЕТР РАВЕН: а). 10 б). 11 в). 1 г). 20
Ответ: _______________
3. Выберите правильный ответ:
АBCD –параллелограмм.
ЕСЛИ угол В = 45, ТО угол D РАВЕН:
1) 30º 2) 45º 3) 60º 4) 90º 5) 120º 6) 135º 7) 150º 8) 180º
Ответ: _______________
4.Запишите ответ:
а
в
ЕСЛИ ПЕРИМЕТР ПАРАЛЛЕЛОГРАММА РАВЕН 36
и , ТО a = ______, b = _________
12. Д/з п.44, №372
Рефлексия:
Ребята, какова была цель нашего урока?
Вы достигли поставленной цели?
На доске варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их письменно в тетради.
Молодцы! Спасибо за урок.
Используемые ресурсы:
https://урок.рф/presentation/27020.html
http://tmath.ru/1/3/2/page.php