12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Груздева Анна Геннадьевна1197
Воспитатель МБДОУ детский сад №36 г.Кинешма Ивановской области
Россия, Ивановская обл., Кинешма

Паспорт программы

Название программы

«Развитие сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды»

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 г.о. Кинешма Ивановской области

Руководитель программы (автор)

Груздева Анна Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Участники

Воспитанники средней группы (4 - 5 лет), педагоги, родители, социокультурные партнеры.

Срок реализации

Сентябрь 2019г. – май 2020 г.

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [6].

«Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни») –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/b16f4529b07ffec4bd19ed112840d4bf8d44a1ff /.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630 -10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 N 18094).

Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №36 г.о. Кинешма.

Актуальность

Началом развития человека как личности является дошкольный возраст. Именно тогда, через игру, кажущуюся нам взрослым детской непосредственностью, закладываются основные навыки и умения дальнейшего развития в социуме.

Игра - это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, одновременно обучающая и воспитывающая.

Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение окружающего мира и взаимоотношений взрослых через восприятие ребенка. В дошкольном возрасте в игровой деятельности ребёнок получает знания и навыки общения, развивает познавательные процессы, личностные качества. Благодаря сюжетно-ролевой игре у дошкольника формируются возрастные новообразования.

Взрослые, в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка, не оставляют времени для игры. В то же время и содержание, и сюжеты ролевых игр современных дошкольников изменились. В некоторых случаях сюжетно-ролевая игра может вытесняться под влиянием увлечения детей компьютерными играми, просмотром фильмов, мультфильмов, предлагающих готовые фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять.

Если заменить игру другими видами деятельности, это препятствует развитию воображения у дошкольника, задерживает развитие общения со сверстниками и взрослыми, обедняет личность и обедняет эмоциональный мир ребёнка.

Наблюдая за играми современных детей, мы навряд ли увидим подобие тех игр, какие изучал Д.Б. Эльконин. Современные дошкольники выбирают и называют роли крайне редко. Лишь по тому, как дети обращаются друг к другу, можно понять, кого они изображают. Если ролевые игры и возникают, то они однообразны, шаблонны, с ограниченным сюжетом. В них практически отсутствуют роли представителей разнообразных профессий.

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с призывами о сохранении детской игры, на ее защиту поднимаются общественные движения. Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association) стала инициатором Общего Комментария к статье 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру, о чем 1 февраля 2013 г. объявила Организация Объединенных Наций. Целью этой ассоциации является  поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру [4]. В нашей стране Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) четко определил ориентиры в отношении игры ребенка-дошкольника: одним из условий социальной ситуации развития детей является поддержка детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе и в игровой [5,с.15-16]. Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также повышение эффективности образовательного процесса [5,с.25-27].

Таким образом, тема программы представляется весьма актуальной.

Цель программы

Повышение уровня развития сюжетно-ролевой игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Задачи программы

  Развивать интерес к сюжетно-ролевой деятельности у детей через создание полифункциональной предметно-пространственной среды.

Расширять сюжетно-ролевую деятельность детей согласно их возрастным и индивидуальным особенностям и современным тенденциям.

Углублять содержание игр, формировать умение объединять несколько игр в одну общую.

Формировать умение переносить в игру личный опыт и семейные традиции.

Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

Развивать у детей умение создавать игровую среду, используя для этого разные материалы, в том числе предметы-заместители.

Повысить уровень компетенции родителей и педагогов в вопросах развития сюжетно-игровой деятельности в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды и современных тенденций.

Характеристика деятельности участников в рамках программы (кратко)

Дети: применяют полученные знания и умения в играх.

Воспитатели ДОУ: продолжают осваивать метод организации насыщенной игровой деятельности детей, создавать полифункциональную предметно-пространственную среду для игровой деятельности.

Родители: помощь в реализации программы и активное участие в жизни группы.

Технологии

Лэпбуки, события, презентации, терренкур, посткроссинг.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические, иформационно-просветительские, познавательно-исследовательские действия.

Принципы

Интеграции; учета детских игровых интересов, детской субкультуры; t1571220691aa.gif доступности; личностной ориентации; t1571220691aa.gif комплексно-тематический; систематичности; индивидуального подхода к детям; игровой подачи материала; педагогической поддержки 

Материально-техническое обеспечение

- светлое просторное помещение группы, большое пространство игровой площадки для прогулки;

- создание полифункциональной предметно-игровой среды, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО и СанПин, способствующая развитию игровой деятельности;

- наличие атрибутов для игр, игрушек, материалов других игровых зон, магнитофона, мультимедийного оборудования, наглядный, иллюстративный материал.

Планируемые результаты

Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Повышение уровня вовлечения в игру, её содержание и обогащение.

Освоение навыка заранее планировать будущую тему, определять персонажей (роли) и их количества, сюжет и правила игры.

Сформировано умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы.

Обогащение и развитие ролевых диалогов с педагогами и сверстниками в процессе сюжетно-ролевой игры.

Самостоятельное создание игровой обстановки , использование по собственной инициативе в играх маркеров игрового пространства и предметов - заместителей: крупный и мелкий строительный материал, предметы мебели, ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки). Участие в создании полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды (атрибутов для сюжетно-ролевых игр)

Развитие доброжелательных отношений в игре со сверстниками, проявление интереса и инициативы в планировании и организации согласованных действий в игровом процессе.


 


 

Планирование деятельности по реализации Программы


 

Мероприятия

Задачи

Участники

Срок реализации

 

Подготовительный этап

 

 

Подбор, изучение источников информации к Программе: художественной, научно-популярной, методической литературы по теме.

1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с Программой.

2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.

3. Подобрать методическое обеспечение Программы.

4. Анализ полученных результатов диагностики по выявлению уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет МБДОУ детского сада № 36.

 

Педагоги

Сентябрь

 

 

Подбор демонстрационного, видео и аудио материалов.

Педагоги

Сентябрь

 

 

Подбор дидактических, настольно-печатных игр по теме Программы.

Педагоги

Сентябрь

 

 

Подбор материала, оборудования, атрибутов для бесед, упражнений, игр.

Педагоги

Сентябрь

 

 

Определение содержания деятельности всех участников Программы.

Педагоги

Сентябрь

 

 

Информация для родителей: «Играем по новому»

Педагоги

Сентябрь

 

 

Разработка и составление плана мероприятий по теме Программы.

Педагоги

Сентябрь

 

Основной (практический) этап

 

Совместная деятельность детей и педагогов

 

1.

Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме Программы.

Создать полифункциональную развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, отвечающую возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей 4-5 лет по развитию игровой деятельности.

 

Администрация ДОУ, педагоги, родители, дети

В течение основного этапа

 

2. Познавательное развитие

Познавательное развитие

2.1

НОД на тему: «Путешествие в мир профессий», «Что делать, если...», «Мой детский сад», «Мой город», «Профессии моей семьи»

 

Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений и игр.

Формировать у детей первичные представления о профессиях, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Расширять представление об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира ребенка через игру, игровые ситуации.

Развивать трудовую деятельность, наблюдательность, воображение.

 

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.2

Дидактические и развивающие игры и упражнения: «Кому что?», «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Угадай, что изменилось», «Четвертый лишний»

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.3

Беседы: «Какие магазины бывают и что в них можно купить?», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?», «Маша больше не лентяйка», «Осторожно, обезьянки»

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.4

Просмотр видеороликов: «Интересная жизнь нашего детского сада», «Мамины помощники в доме»

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.5

Просмотр мультфильмов: «Сказка о чудесном докторе», «Кавардак», «Ба-бушка», «Кем быть?», «Все профессии хороши», «Дядя Стёпа милиционер», «Айболит», Лунтик «Космические путешественники» (серия №403)

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.6

Экскурсии, в том числе виртуальные: на бензоколонку, автогаражу, Почту, магазин «Пятерочка», «Магнит», Салон красоты, Сбербанк, Центр здоровья, Парикмахерскую, Пожарную часть, Полицию, Больницу, Турфирму.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.7

Встреча с интересными людьми: полицейским, инспектором ГИБДД, врачом, стилистом, поваром, капитаном корабля, летчиком.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

2.8

Цикл наблюдений: за трудом сотрудников детского сада.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

3. Развитие речи

 

3.1

Чтение художественной литературы: стихотворение О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках», А. Барто «Машенька», Б.

Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка», стихотворение «Плотник» из книги Е. Тихеевой «Игры и занятия малых детей», произведение С. Баруздина «Кто построил этот дом», стихотворения из книги Б. Житкова «Что я видел?», из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»)

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе игры, способов выбора игры, распределения ролей, установление правил.

Использовать художественные произведения для формирования понятия об игре, как виде деятельности, и ее сущности.

Развивать умение вести связную диалоговую речь, в соответствии с принятой ролью, расширять и активизировать словарь по теме.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

3.2

Заучивание стихотворений о профессиях, членах семьи (маме, папе, бабушке, дедушке и т.д.) по тематическим неделям, к праздникам

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

3.3

Рассматривание картин: Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой», фотографий из серии «Маленькие строители»

- карточек орудий труда «Помощники в профессии»

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

4. Художественно-эстетическое развитие

 

4.1

Рисование: изготовление альбома «Модели причесок», билеты для сюжетно-ролевых игр,

Развивать творческое воображение, произвольность внимания, логическое мышление, зрительную память.

Развивать умение отражать свои представления об окружающем в продуктивной деятельности.

Создавать условия для развития эстетических чувств дошкольников через различные виды художественной деятельности.

Формировать умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

4.2

Лепка: изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, конфет; изготовление посуды

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

4.3

Аппликация: «Открытка для мамы», «Салфетка для бабушки», гирлянды для праздника, флажки для корабля,

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

4.4

Слушание / разучивание музыкальных произведений: песен о детском саде, муз. Е.Попляновой  «Строим дом», «Строим дом» сл. С.Вышеславской, муз. М.Красева

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

4.5

Конструирование: «Автобус», «Гараж», «Дорога и пешеходный переход», «Корабль», «Самолет», «Зоопарк», «Детский сад», «Дома на нашей улице».

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

Социально-коммуникативное развитие

 

5.1

Беседы-игры-ситуации: «Что было бы, если..?», «Что делать, если...», «Как поступить, если...», «Правила поведения в общественных местах», «Что такое хорошо, что такое плохо» и т.д..

Сформировать представления о себе, как о личности, гендерных и национальных особенностях, уважительного отношения к окружающим, не зависимо от их индивидуальных особенностей.

Сформировать представления о семье, социуме, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками через сюжетную игру и игровые ситуации.

Познакомить детей с трудом взрослых, через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности. Формировать аккуратность, умение принимать самостоятельные решения.

Формировать навыки безопасного поведения в процессе игры.

Познакомить подрастающее поколение со своим городом, с большой страной посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов, из детских садов своего города.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

5.2

Сюжетно-ролевые игры

- первый раздел «Игры на бытовые сюжеты»;

- второй раздел «Игры на производственные темы»

 

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

5.3

Посткроссинг

(обмен информацией через почтовые/электронные открытки)

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

5.4

Трудовые поручения: дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях, стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, протирание пыли, уборка игрового материала после окончания игр, сметание песка с построек, сбор веточек и мусора с территории участка, помощь в уборке снега в зимний период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Физическое развитие

 

6.1

Подвижные игры: «Поезд», «Цветные автомобили», «Самолеты», «На златом крыльце сидели»

Развивать игровые навыки, умение подчиняться правилам.

Формировать ценностное отношение к семье, к труду взрослых через разные формы.

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.

Формировать физические качества в процессе игровой деятельности, бытовой, познавательной и т.д.

Формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни человека, по средствам сюжетно- ролевой игры.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

6.2

Пальчиковая гимнастика: «Разные профессии», «Моя семья»

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

6.3

Терренкур - специально организованные маршруты для детей по помещениям, территории ДОУ, по своему району, с целью познавательно-исследовательской деятельности.

Педагоги, дети

В течение основного этапа

 

Совместная деятельность детей и родителей

 

1.

Сбор литературы о профессиях, о семье: стихи, загадки, рассказы, сказки.

Оказать детям содействие в отборе информации по заданной педагогом теме.

Заинтересовать родителей в совместной деятельности: родитель-ребенок-педагог, выполнять совместные задания по теме Программы.

Создать положительно-эмоциональный фон в семье и в ДОУ, укрепить детско-родительских отношения в группе.

 

Родители, дети и педагоги

В течение основного этапа

 

2.

Участие в НОД (беседы, рассказы о своих профессиях, организация экскурсий, в том числе виртуальных на свои предприятия)

Родители, дети и педагоги

В течение основного этапа

 

3.

Участие в совместных сюжетно-ролевых играх.

Родители, дети и педагоги

В течение основного этапа

 

4.

Разучивание стихотворений к тематическим неделям.

Родители, дети и педагоги

В течение основного этапа

 

5.

Акция «Мы - дизайнеры» - помощь в изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Родители, дети и педагоги

Декабрь - февраль

 

6.

Оформление альбома «Профессии нашей семьи»

Родители, дети и педагоги

Январь

 

7.

Выпуск газеты «Профессионал» (о профессиях города Кинешма)

Родители, дети и педагоги

Февраль

 

Работа с родителями

 

1.

Папки-передвижки: «Особенности игровой деятельности детей пятого года жизни», «Игры и игрушки в жизни ребенка среднего дошкольного возраста в семье», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка».

Повысить компетенцию родителей (законных представителей) по данной теме.

Помочь родителям с выбором нужных ориентиров в воспитании детей через игру.

Создать условия для самореализации детей через их взаимоотношения с родителями.

Педагоги, родители

В течение всего этапа

 

2.

Индивидуальные беседы: «Домашний игровой уголок», «Какие игрушки нужны детям»

Педагоги, родители

В течение всего этапа

 

3.

Памятки: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника в условиях семейного воспитания», «Играть или учить»

Педагоги, родители

Декабрь

 

4.

День открытых дверей «Играем вместе с детьми»

Педагоги, родители

Март

 

5.

Трудовой десант по оформлению территории игровой площадки группы ДОУ сюжетно-ролевыми играми

Педагоги, родители

Апрель - май

 

Работа с педагогами

 

1.

Индивидуальные консультации по использованию эффективных форм работы с детьми по теме Программы.

Повысить компетентность педагогов (законных представителей) по данной теме.

Привлечь к использованию эффективных форм и новых методов в работе с детьми и родителями по организации сюжетно-ролевых игр.

 

Педагоги

В течение всего этапа

 

2.

Выставка методической литературы на тему «Игра дошкольника»

Педагоги

В течение всего этапа

 

3.

Выступление на педсовете на тему: « Почему ребенку нужна игра?»

Педагоги

Январь

 

4.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм из подручных материалов.

Педагоги

Февраль

 

Заключительный этап

 

Самостоятельная деятельность детей

 

1.

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов о профессиях.

Предоставить возможность осваивать любую информацию в доступной форме (книги, иллюстрации, видеоматериалы, наблюдения, беседы).

Предоставить детям выбор материалов и изобразительных средств для художественного творчества, содействовать воплощению замысла.

Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, умения общаться.

 

Дети, педагоги

Апрель-май

 

2.

Использование игр, материалов, оборудования разных игровых зон для самостоятельной игровой деятельности.

Дети, педагоги

Апрель-май

 

3.

Создание рисунков и поделок.

Дети, педагоги

Апрель-май

 

4.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры по собственному замыслу.

Дети, педагоги

Апрель-май

 


 

Список использованных литературных источников

1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.

2. Ковалева Н.И. Рекомендации родителям для проведения сюжетно-ролевых игр в домашних условиях - [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/25/rekomendatsii-roditelyam-dlya-provedeniya-syuzhetno

3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулова, И.А. Рябкова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования).

4. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. – М.: ЦСО РАО, 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/42086035-Igrovaya-deyatelnost-sovremennyh.html

5. Токарев А.А., Аленкина Ж.Р. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 520-523. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/40/4738/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).


 

Дата проведения: с 9 сентября по 29 мая
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.