Паспорт программы «Развитие сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды»
Паспорт программы
Название программы |
«Развитие сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды» |
Наименование учреждения |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 г.о. Кинешма Ивановской области |
Руководитель программы (автор) |
Груздева Анна Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Участники |
Воспитанники средней группы (4 - 5 лет), педагоги, родители, социокультурные партнеры. |
Срок реализации |
Сентябрь 2019г. – май 2020 г. |
Нормативно-правовые основы разработки программы |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. «Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни») – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/b16f4529b07ffec4bd19ed112840d4bf8d44a1ff/. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630 -10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 N 18094). Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №36 г.о. Кинешма. |
Актуальность |
Началом развития человека как личности является дошкольный возраст. Именно тогда, через игру, кажущуюся нам взрослым детской непосредственностью, закладываются основные навыки и умения дальнейшего развития в социуме. Игра - это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, одновременно обучающая и воспитывающая. Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение окружающего мира и взаимоотношений взрослых через восприятие ребенка. В дошкольном возрасте в игровой деятельности ребёнок получает знания и навыки общения, развивает познавательные процессы, личностные качества. Благодаря сюжетно-ролевой игре у дошкольника формируются возрастные новообразования. Взрослые, в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка, не оставляют времени для игры. В то же время и содержание, и сюжеты ролевых игр современных дошкольников изменились. В некоторых случаях сюжетно-ролевая игра может вытесняться под влиянием увлечения детей компьютерными играми, просмотром фильмов, мультфильмов, предлагающих готовые фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять. Если заменить игру другими видами деятельности, это препятствует развитию воображения у дошкольника, задерживает развитие общения со сверстниками и взрослыми, обедняет личность и обедняет эмоциональный мир ребёнка. Наблюдая за играми современных детей, мы навряд ли увидим подобие тех игр, какие изучал Д.Б. Эльконин. Современные дошкольники выбирают и называют роли крайне редко. Лишь по тому, как дети обращаются друг к другу, можно понять, кого они изображают. Если ролевые игры и возникают, то они однообразны, шаблонны, с ограниченным сюжетом. В них практически отсутствуют роли представителей разнообразных профессий. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с призывами о сохранении детской игры, на ее защиту поднимаются общественные движения. Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association) стала инициатором Общего Комментария к статье 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру, о чем 1 февраля 2013 г. объявила Организация Объединенных Наций. Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру [4]. В нашей стране Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) четко определил ориентиры в отношении игры ребенка-дошкольника: одним из условий социальной ситуации развития детей является поддержка детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе и в игровой [5,с.15-16]. Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также повышение эффективности образовательного процесса [5,с.25-27]. Таким образом, тема программы представляется весьма актуальной. |
Цель программы |
Повышение уровня развития сюжетно-ролевой игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. |
Задачи программы |
Развивать интерес к сюжетно-ролевой деятельности у детей через создание полифункциональной предметно-пространственной среды. Расширять сюжетно-ролевую деятельность детей согласно их возрастным и индивидуальным особенностям и современным тенденциям. Углублять содержание игр, формировать умение объединять несколько игр в одну общую. Формировать умение переносить в игру личный опыт и семейные традиции. Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре. Развивать у детей умение создавать игровую среду, используя для этого разные материалы, в том числе предметы-заместители. Повысить уровень компетенции родителей и педагогов в вопросах развития сюжетно-игровой деятельности в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды и современных тенденций. |
Характеристика деятельности участников в рамках программы (кратко) |
Дети: применяют полученные знания и умения в играх. Воспитатели ДОУ: продолжают осваивать метод организации насыщенной игровой деятельности детей, создавать полифункциональную предметно-пространственную среду для игровой деятельности. Родители: помощь в реализации программы и активное участие в жизни группы. |
Технологии |
Лэпбуки, события, презентации, терренкур, посткроссинг. |
Методы и приемы |
Наглядные, словесные, практические, иформационно-просветительские, познавательно-исследовательские действия. |
Принципы |
Интеграции; учета детских игровых интересов, детской субкультуры; доступности; личностной ориентации; комплексно-тематический; систематичности; индивидуального подхода к детям; игровой подачи материала; педагогической поддержки |
Материально-техническое обеспечение |
- светлое просторное помещение группы, большое пространство игровой площадки для прогулки; - создание полифункциональной предметно-игровой среды, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО и СанПин, способствующая развитию игровой деятельности; - наличие атрибутов для игр, игрушек, материалов других игровых зон, магнитофона, мультимедийного оборудования, наглядный, иллюстративный материал. |
Планируемые результаты |
Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Повышение уровня вовлечения в игру, её содержание и обогащение. Освоение навыка заранее планировать будущую тему, определять персонажей (роли) и их количества, сюжет и правила игры. Сформировано умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы. Обогащение и развитие ролевых диалогов с педагогами и сверстниками в процессе сюжетно-ролевой игры. Самостоятельное создание игровой обстановки , использование по собственной инициативе в играх маркеров игрового пространства и предметов - заместителей: крупный и мелкий строительный материал, предметы мебели, ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки). Участие в создании полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды (атрибутов для сюжетно-ролевых игр) Развитие доброжелательных отношений в игре со сверстниками, проявление интереса и инициативы в планировании и организации согласованных действий в игровом процессе. |
Планирование деятельности по реализации Программы
№ |
Мероприятия |
Задачи |
Участники |
Срок реализации |
|
|||||
Подготовительный этап |
|
|||||||||
|
Подбор, изучение источников информации к Программе: художественной, научно-популярной, методической литературы по теме. |
1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с Программой. 2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме. 3. Подобрать методическое обеспечение Программы. 4. Анализ полученных результатов диагностики по выявлению уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет МБДОУ детского сада № 36.
|
Педагоги |
Сентябрь |
|
|||||
|
Подбор демонстрационного, видео и аудио материалов. |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
|
Подбор дидактических, настольно-печатных игр по теме Программы. |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
|
Подбор материала, оборудования, атрибутов для бесед, упражнений, игр. |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
|
Определение содержания деятельности всех участников Программы. |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
|
Информация для родителей: «Играем по новому» |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
|
Разработка и составление плана мероприятий по теме Программы. |
Педагоги |
Сентябрь |
|
||||||
Основной (практический) этап |
|
|||||||||
Совместная деятельность детей и педагогов |
|
|||||||||
1. |
Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме Программы. |
Создать полифункциональную развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, отвечающую возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей 4-5 лет по развитию игровой деятельности.
|
Администрация ДОУ, педагоги, родители, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
2. Познавательное развитие |
Познавательное развитие |
|||||||||
2.1 |
НОД на тему: «Путешествие в мир профессий», «Что делать, если...», «Мой детский сад», «Мой город», «Профессии моей семьи»
|
Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений и игр. Формировать у детей первичные представления о профессиях, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Расширять представление об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира ребенка через игру, игровые ситуации. Развивать трудовую деятельность, наблюдательность, воображение.
|
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
2.2 |
Дидактические и развивающие игры и упражнения: «Кому что?», «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Угадай, что изменилось», «Четвертый лишний» |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.3 |
Беседы: «Какие магазины бывают и что в них можно купить?», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?», «Маша больше не лентяйка», «Осторожно, обезьянки» |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.4 |
Просмотр видеороликов: «Интересная жизнь нашего детского сада», «Мамины помощники в доме» |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.5 |
Просмотр мультфильмов: «Сказка о чудесном докторе», «Кавардак», «Ба-бушка», «Кем быть?», «Все профессии хороши», «Дядя Стёпа милиционер», «Айболит», Лунтик «Космические путешественники» (серия №403) |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.6 |
Экскурсии, в том числе виртуальные: на бензоколонку, автогаражу, Почту, магазин «Пятерочка», «Магнит», Салон красоты, Сбербанк, Центр здоровья, Парикмахерскую, Пожарную часть, Полицию, Больницу, Турфирму. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.7 |
Встреча с интересными людьми: полицейским, инспектором ГИБДД, врачом, стилистом, поваром, капитаном корабля, летчиком. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
2.8 |
Цикл наблюдений: за трудом сотрудников детского сада. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
3. Развитие речи |
|
|||||||||
3.1 |
Чтение художественной литературы: стихотворение О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка», стихотворение «Плотник» из книги Е. Тихеевой «Игры и занятия малых детей», произведение С. Баруздина «Кто построил этот дом», стихотворения из книги Б. Житкова «Что я видел?», из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты») |
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе игры, способов выбора игры, распределения ролей, установление правил. Использовать художественные произведения для формирования понятия об игре, как виде деятельности, и ее сущности. Развивать умение вести связную диалоговую речь, в соответствии с принятой ролью, расширять и активизировать словарь по теме. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
3.2 |
Заучивание стихотворений о профессиях, членах семьи (маме, папе, бабушке, дедушке и т.д.) по тематическим неделям, к праздникам |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
3.3 |
Рассматривание картин: Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой», фотографий из серии «Маленькие строители» - карточек орудий труда «Помощники в профессии» |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
4. Художественно-эстетическое развитие |
|
|||||||||
4.1 |
Рисование: изготовление альбома «Модели причесок», билеты для сюжетно-ролевых игр, |
Развивать творческое воображение, произвольность внимания, логическое мышление, зрительную память. Развивать умение отражать свои представления об окружающем в продуктивной деятельности. Создавать условия для развития эстетических чувств дошкольников через различные виды художественной деятельности. Формировать умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
4.2 |
Лепка: изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, конфет; изготовление посуды |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
4.3 |
Аппликация: «Открытка для мамы», «Салфетка для бабушки», гирлянды для праздника, флажки для корабля, |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
4.4 |
Слушание / разучивание музыкальных произведений: песен о детском саде, муз. Е.Попляновой «Строим дом», «Строим дом» сл. С.Вышеславской, муз. М.Красева |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
4.5 |
Конструирование: «Автобус», «Гараж», «Дорога и пешеходный переход», «Корабль», «Самолет», «Зоопарк», «Детский сад», «Дома на нашей улице». |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
Социально-коммуникативное развитие |
|
|||||||||
5.1 |
Беседы-игры-ситуации: «Что было бы, если..?», «Что делать, если...», «Как поступить, если...», «Правила поведения в общественных местах», «Что такое хорошо, что такое плохо» и т.д.. |
Сформировать представления о себе, как о личности, гендерных и национальных особенностях, уважительного отношения к окружающим, не зависимо от их индивидуальных особенностей. Сформировать представления о семье, социуме, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками через сюжетную игру и игровые ситуации. Познакомить детей с трудом взрослых, через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности. Формировать аккуратность, умение принимать самостоятельные решения. Формировать навыки безопасного поведения в процессе игры. Познакомить подрастающее поколение со своим городом, с большой страной посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов, из детских садов своего города. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
5.2 |
Сюжетно-ролевые игры - первый раздел «Игры на бытовые сюжеты»; - второй раздел «Игры на производственные темы»
|
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
5.3 |
Посткроссинг (обмен информацией через почтовые/электронные открытки) |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
5.4 |
Трудовые поручения: дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях, стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, протирание пыли, уборка игрового материала после окончания игр, сметание песка с построек, сбор веточек и мусора с территории участка, помощь в уборке снега в зимний период. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
6.Физическое развитие |
|
|||||||||
6.1 |
Подвижные игры: «Поезд», «Цветные автомобили», «Самолеты», «На златом крыльце сидели» |
Развивать игровые навыки, умение подчиняться правилам. Формировать ценностное отношение к семье, к труду взрослых через разные формы. Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. Формировать физические качества в процессе игровой деятельности, бытовой, познавательной и т.д. Формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни человека, по средствам сюжетно- ролевой игры. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
|||||
6.2 |
Пальчиковая гимнастика: «Разные профессии», «Моя семья» |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
6.3 |
Терренкур - специально организованные маршруты для детей по помещениям, территории ДОУ, по своему району, с целью познавательно-исследовательской деятельности. |
Педагоги, дети |
В течение основного этапа |
|
||||||
Совместная деятельность детей и родителей |
|
|||||||||
1. |
Сбор литературы о профессиях, о семье: стихи, загадки, рассказы, сказки. |
Оказать детям содействие в отборе информации по заданной педагогом теме. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: родитель-ребенок-педагог, выполнять совместные задания по теме Программы. Создать положительно-эмоциональный фон в семье и в ДОУ, укрепить детско-родительских отношения в группе.
|
Родители, дети и педагоги |
В течение основного этапа |
|
|||||
2. |
Участие в НОД (беседы, рассказы о своих профессиях, организация экскурсий, в том числе виртуальных на свои предприятия) |
Родители, дети и педагоги |
В течение основного этапа |
|
||||||
3. |
Участие в совместных сюжетно-ролевых играх. |
Родители, дети и педагоги |
В течение основного этапа |
|
||||||
4. |
Разучивание стихотворений к тематическим неделям. |
Родители, дети и педагоги |
В течение основного этапа |
|
||||||
5. |
Акция «Мы - дизайнеры» - помощь в изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
Родители, дети и педагоги |
Декабрь - февраль |
|
||||||
6. |
Оформление альбома «Профессии нашей семьи» |
Родители, дети и педагоги |
Январь |
|
||||||
7. |
Выпуск газеты «Профессионал» (о профессиях города Кинешма) |
Родители, дети и педагоги |
Февраль |
|
||||||
Работа с родителями |
|
|||||||||
1. |
Папки-передвижки: «Особенности игровой деятельности детей пятого года жизни», «Игры и игрушки в жизни ребенка среднего дошкольного возраста в семье», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка». |
Повысить компетенцию родителей (законных представителей) по данной теме. Помочь родителям с выбором нужных ориентиров в воспитании детей через игру. Создать условия для самореализации детей через их взаимоотношения с родителями. |
Педагоги, родители |
В течение всего этапа |
|
|||||
2. |
Индивидуальные беседы: «Домашний игровой уголок», «Какие игрушки нужны детям» |
Педагоги, родители |
В течение всего этапа |
|
||||||
3. |
Памятки: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника в условиях семейного воспитания», «Играть или учить» |
Педагоги, родители |
Декабрь |
|
||||||
4. |
День открытых дверей «Играем вместе с детьми» |
Педагоги, родители |
Март |
|
||||||
5. |
Трудовой десант по оформлению территории игровой площадки группы ДОУ сюжетно-ролевыми играми |
Педагоги, родители |
Апрель - май |
|
||||||
Работа с педагогами |
|
|||||||||
1. |
Индивидуальные консультации по использованию эффективных форм работы с детьми по теме Программы. |
Повысить компетентность педагогов (законных представителей) по данной теме. Привлечь к использованию эффективных форм и новых методов в работе с детьми и родителями по организации сюжетно-ролевых игр.
|
Педагоги |
В течение всего этапа |
|
|||||
2. |
Выставка методической литературы на тему «Игра дошкольника» |
Педагоги |
В течение всего этапа |
|
||||||
3. |
Выступление на педсовете на тему: « Почему ребенку нужна игра?» |
Педагоги |
Январь |
|
||||||
4. |
Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм из подручных материалов. |
Педагоги |
Февраль |
|
||||||
Заключительный этап |
|
|||||||||
Самостоятельная деятельность детей |
|
|||||||||
1. |
Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов о профессиях. |
Предоставить возможность осваивать любую информацию в доступной форме (книги, иллюстрации, видеоматериалы, наблюдения, беседы). Предоставить детям выбор материалов и изобразительных средств для художественного творчества, содействовать воплощению замысла. Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, умения общаться.
|
Дети, педагоги |
Апрель-май |
|
|||||
2. |
Использование игр, материалов, оборудования разных игровых зон для самостоятельной игровой деятельности. |
Дети, педагоги |
Апрель-май |
|
||||||
3. |
Создание рисунков и поделок. |
Дети, педагоги |
Апрель-май |
|
||||||
4. |
Самостоятельные сюжетно-ролевые игры по собственному замыслу. |
Дети, педагоги |
Апрель-май |
|
Список использованных литературных источников
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
2. Ковалева Н.И. Рекомендации родителям для проведения сюжетно-ролевых игр в домашних условиях - [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/25/rekomendatsii-roditelyam-dlya-provedeniya-syuzhetno
3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулова, И.А. Рябкова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования).
4. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. – М.: ЦСО РАО, 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/42086035-Igrovaya-deyatelnost-sovremennyh.html
5. Токарев А.А., Аленкина Ж.Р. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 520-523. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/40/4738/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).