12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юркова Светлана Петровна46
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Патриотическое воспитание без ложного пафоса и формализма

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях приобретает особое значение и по-настоящему злободневно. Прежде всего это связано с последними драматическими событиями на Украине. Однако настораживают разговоры о необходимости введения новой учебной дисциплины, направленной на воспитание патриотизма. Приходится слышать советы по поводу обязательного исполнения Гимна РФ на первых уроках в общеобразовательных учреждениях. Такие рекомендации, честно говоря, пугают и вызывают неприятие, т. к. сложное и благородное дело и высокие гражданские чувства превращают в некий механический, лишённый всякой искренности процесс, который способен только убить, а не воспитать чувство патриотизма.

Всё это «технологии» не наши, они зачастую заимствуются нами «из-за океана» и не имеют ничего общего с российским менталитетом. Для русского человека чувство любви к родине всегда было очень интимным, негромким, естественным. А.Ахматова в стихотворении «Родная земля» сказала, что мы её, родную землю, «в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихов навзрыд не сочиняем», подчеркнув тем самым естественность и «беспафосность» нашего чувства к родине, в котором нет ничего сентиментального, «надрывного» и несвободного.

Что же касается отдельного предмета, который воспитывал бы в школьниках патриотизм, то в нём-то уж точно нет никакой необходимости, т. к., по большому счёту, все учебные предметы, вся школьная жизнь должны быть направлены на это. Однако особое место в этом благородном деле конечно же принадлежит предметам гуманитарного цикла: истории, русскому языку, литературе. Знание родной истории, овладение возможностями национального языка, приобщение к наследию великой русской литературы – всё это не может не воспитывать чувство любви к Отечеству.

Тема родины на уроках литературы рассматривается в самых разных аспектах: любовь к родной природе, гордость за великие исторические победы, уважение к жизни предков, признание заслуг отдельных представителей нашей нации, особенности русского национального характера и многое другое.

Однако жизнь Родины на страницах произведений русских поэтов и писателей не всегда представляется землёй обетованной, раем на земле, хотя всем нам памятны строчки Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но тот же Есенин на страницах своих поэтических сборников представил и другую Русь: скромную, застенчивую, бедную, но при этом не менее любимую, желанную. А в стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая...» поэт, казалось бы, парадоксально замечает: «и, пожалуй, всякого спроси, радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси».

Великая русская литература не всегда рисовала благостные картины жизни русской земли, завораживающие русские пейзажи, в которых Русь представлялась «загадочной царевной», тайной, сказкой... Часто художники обращались к изображению мрачных сторон жизни русского народа. И здесь неоценим вклад реалистов Х1Х века: Некрасова, Достоевского, Короленко... Любовью к родине проникнуты и сатирические произведения Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которых современники нередко обвиняли в отсутствии чувства патриотизма. На эти несправедливые обвинения Салтыков-Щедрин отвечал: «Я люблю Россию до боли сердечной!»

Эта же «сердечная боль» водила и пером другого русского писателя , Михаила Шолохова, который рассказал всему миру о великих трагедиях русского народа в ХХ веке, во время революции, гражданской войны, тотальной коллективизации и Второй мировой войны.

Наша великая русская литература не молчала и в тяжёлые годы политических репрессий, хотя многим произведениям, порой написанным «в стол», пришлось ждать публикации долгие десятилетия. Но и эту страшную правду о трагедии нашего народа и родины в эпоху сталинских репрессий рассказала наша литература.

Не думаю, что правдивость, откровенность, искренность русской литературы отвернёт читателей-школьников от отечества, ведь любовь к родине не всегда связана с её успешностью, благополучием и процветанием. В этой связи хочется напомнить строчки стихотворения Михаила Лермонтова:

Люблю отчизну я, но странною любовью:

Не победит её рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой...

…........................................................

Но я люблю, за что, не знаю сам...

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.