ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кабанов И.П. учитель физической культуры
МБОУ СШ№15 г.Камышин
Патриотическое воспитание учащихся одна из важнейших задач современной школы. В наше время школьникам необходимо прививать чувство гордости за свою страну и свой народ, за великие свершения и достойные страницы прошлого нашей Родины.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года внесены изменения в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Личностное развитие учащихся по новым ФГОС включает: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Главная цель воспитания состоит в формировании у ученика взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
По мнению основоположника теории физического воспитания профессора А.Д. Новикова, «любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что нельзя сделать человека смелым, мужественным, одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».
На уроках физической культуры и спортивно-оздоровительных мероприятиях учащиеся многократно ставятся в условия для проявления таких качеств как решительность, настойчивость, самодисциплина. Преодоление физических трудностей воспитывают волю, уверенность в себе. Правила и нормы поведения в спортивной и физкультурной деятельности переносятся в повседневную жизнь(коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.)
Одной из главных составляющих воспитания является патриотическое воспитание, что особенно актуально в настоящее время.
Патриотическое воспитание на уроках физкультуры и во внеурочной работе подразумевает систематическую и целенаправленную деятельность по формированию, развитию духовно - нравственных и физических качеств личности.
Основной системой физического воспитания учащихся является комплекс ВФСК ГТО.
11 марта 1931 года был внедрён проект первого комплекса ГТО, который стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны. Цель комплекса - «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения…». В это время наблюдался невероятный подъем патриотизма и стремления к физическому совершенствованию и готовности к труду и обороне.
Возрождение комплекса ГТО началось в 2014г. по поручению президента РФ В.В. Путина и было переименовано в движение «Горжусь тобой Отечество».
Цель комплекса: укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и осуществлении физического воспитания населения.
Патриотическое воспитание осуществляется в нашем образовательном учреждении через различные формы урочной и внеурочной деятельности.
В содержание рабочей программы учебного предмета физическая культура в целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование», введен образовательный модуль «Прикладно - оринтированная физическая культура» (в который входят упражнения для физической подготовки на развитие основных физических качеств, а так же к выполнению нормативных требований комплекса ГТО).
Данный модуль позволяет проявить интерес учащихся к занятиям спортом, участию в спортивных соревнованиях, развитию национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Отдельным моментом хочется отметить уроки теоретической подготовки, где патриотическому воспитанию отводится большая часть урока и речь идет об олимпийских чемпионах России, россиянах чемпионах мира, рекордсменах. Изучается история возникновения спортивного и олимпийского движения в нашей стране.
С 2016г. Школьный Спортивный Клуб (ШСК) разработал поэтапный план мероприятий по внедрению и реализации ВФСК ГТО. Были назначены ответственные учащиеся ШСК «>ysq jkbvgbtw» за организацию и проведение школьного этапа комплекса ГТО. Проведена общешкольная регистрация учащихся школы на официальном сайте ВФСК ГТО. Создана и оформлена для общего доступа наглядно – агитационная информация по комплексу ГТО.
В течение года проводятся классные часы для учащихся 1-11класс по темам комплекса ГТО, где поясняется суть и задачи данного комплекса.
Внеклассные мероприятия включены в общий план воспитательной работы в школе и мероприятия стали замечательной спортивной традицией.
Таковыми являются:
- ознакомительные встречи с тренерами - преподавателями спортивных школ и клубов города, с целью привлечения и выявления спортивных интересов учащихся. Такие встречи носят системный характер;
- зимний и летний фестивали ГТО (сдача нормативов по возрастным ступеням);
- спортивные мероприятия с привлечением известных спортсменов, тренеров города и России победителей, призёров регионального и Всероссийского этапов сдачи норм ГТО;
- открытое межшкольное мероприятие «ГТО - норма жизни!» с учащимися других общеобразовательных учреждений;
- военно-патриотическое – спортивное мероприятие «Всегда готовы в армии служить», проводимое в рамках праздника « День Защитника Отечества», с участием военнослужащих, дислоцированных в нашем городе. Военные выступают не только в роли почетных гостей, но и являются активными организаторами и членами жюри. Особый патриотический интерес вызывают показательные выступления военных в заключительной части праздника.
Также патриотическому воспитанию способствует проведение семейных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейный патруль», «Папа, мама, я – ГТОшная семья», которые являются самыми массовыми и эмоциональными.
Помимо физической составляющей патриотического воспитания, большое внимание уделяется и нравственно-эстетическому аспекту:
- конкурс патриотической песни – традиционное массовое мероприятию ко Дню Победы;
- конкурс стихов военной тематики, посвященный победе в Сталинградской битве, дню рождению легендарного камышанина А.П. Маресьева;
- мероприятия, проводимые в рамках «Дня гражданской обороны»: викторины, конкурсы, соревнования, турниры прикладной направленности.
Особую роль играет проводимая в школе и в городе традиционная акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».
С большим воодушевлением учащиеся принимают участие в школьных «Днях здоровья».
Говоря о патриотическом воспитании учащихся, следует заметить, что особый вклад в него вносит участие в областных и муниципальных спортивных мероприятиях, а также проведение внутришкольных соревнований в течение учебного года:
- по спортивным играм – волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и др.
- президентские состязания; - президентские спортивные игры; - областной фестиваль ГТО-легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню победы; - осенний «Кросс наций»; - всероссийские соревнования «Лыжня России»; - массовое участие в «Дне ходьбы».
Именно спортивные соревнования, имеющие статус «внешкольных» помогают учащимся по-настоящему раскрыться. Помимо собственных интересов от игровой деятельности, ребенок раскрывает свои моральные и физические качества, учится сопереживать, дружить, мечтать, проигрывать и побеждать.
Наша школа имеет стабильно высокие спортивные достижения на различных уровнях. Успехи отмечены грамотами, кубками, дипломами Спортивного Комитета по физической культуре и спорту и Комитетом Образования города Камышина. У школы постоянный высокий рейтинг спортивных достижений среди общеобразовательных школ города.
Активность, спортивные успехи, результаты, достижения – являются первой ступенью на пути формирования настоящего патриота.
Список литературы:
Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие // Т.А. Касимова, Д. Е.Яковлев – М.: Айрис-пресс, 2012. - 320 с.
Киль А.Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта //А.Н. Киль - М: АСТ, 2011. – с.227.
Примерная рабочая программа начального общего образования и основного общего образования (1-4, 5-9 классы) // Институт стратегии развития образования //Российская Академия образования//
Программа воспитания Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы №19 городского округа-город Камышин Волгоградской области
Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
3