Патриотизм как основа современной системы воспитания в условиях реализации ФОП и ФГОС: опыт, традиции, инновации

0
0
Материал опубликован 29 December 2024 в группе

Патриотизм как основа современной системы воспитания в условиях реализации ФОП и ФГОС: опыт, традиции, инновации



Патриотизм — это не просто чувство любви к Родине, но и важный элемент воспитания, который формирует личность гражданина, готового служить своей стране. В системе воспитания школьников патриотизм занимает центральное место, объединяя опыт, традиции и инновации. В данном докладе мы рассмотрим, как эти элементы взаимодействуют и способствуют формированию патриотического сознания у обучащихся.



Патриотическое воспитание занимает важное место в системе образования и воспитания молодежи.

Очевидно, что одним из главных направлений политики государства в воспитании молодежи остается гражданско-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание современного человека- это систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников патриотического сознания, чувства верности своей стране, готовность к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов страны [5,с.24]. Патриотическое образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать интересы своей страны.

Основные цели патриотического воспитания в школе включают:

Формирование у воспитанников чувства любви к Родине.

Воспитание уважения к истории, культуре и традициям России.

Развитие гражданской ответственности и готовности защищать интересы своей страны.

Формирование морально-этических качеств, таких как честь, достоинство, мужество и товарищество.

Подготовка воспитанников к поступлению в высшие военные заведения [3,с.18].

Эффективная система патриотического воспитания включает в себя разнообразные формы: учебные занятия, тематические классные часы, спортивные состязания, экскурсии и многие другие. Участие в ритуалах посвящения в суворовцы, военных парадах, посвященных Дню Победы воспитывает глубокое чувство патриотизма, уважение к Вооруженным силам.

В школе используются различные методы и формы патриотического воспитания.

Образовательные программы включают изучение истории России, военной истории, а также уроки мужества и лекции о значимых событиях и личностях. Предусмотрен курс «НВП», в рамках которого рассматриваются назначение, организационная структура, вооружение и тактика боевых действий (выдающиеся битвы) российской армии на различных этапах своего исторического развития. Изучение истории помогает формировать у воспитанников идеал человека-патриота, защитника Отчизны на примерах героической борьбы русского народа за создание и защиту интересов Российского государства.

Обучающиеся знакомятся с законодательством по военным вопросам, что помогает формировать правильные представления о порядке прохождения воинской службы, о правах, обязанностях и ответственности каждого за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и воинской службе.

Ученики изучают основы Гражданской обороны, что позволяет им не только знать основы защиты населения, но и практически действовать во время чрезвычайных ситуаций.

Школьники постоянно привлекаются к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе прикладными видами спорта, приобретают навыки преодоления препятствий, осуществления марш-бросков, метания гранат, гимнастики, рукопашного боя и т.п.

  Большое значение имеют воспитательные мероприятия : проводятся экскурсии по памятным местам, участие в митингах и акциях, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим значимым датам.

К чис­лу основных военно-патриотических мероприятий относятся:

- завоевание права быть знаменосцами и ассистентами у Флага на всех торжественных мероприятиях;

- почетное право несения праздничной вахты у памятных мест;

- участие в военных парадах;

-  проведение волонтерских акций и социальных проектов.

Для проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию используются учреждения культуры, музеи, комнаты боевой и трудовой славы, военно-патриотические клубы и т.п., организовываются уход и приведение в порядок мемориальных комплексов, памятников, братских могил и других погребений защитников Отчизны.

Физическая подготовка играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Спортивные мероприятия способствуют формированию командного духа и взаимопомощи.

Участие в военно-патриотических играх помогает учащимся развивать навыки командной работы и лидерства, а также укрепляет дух товарищества.

   Традиции, передаваемые из поколения в поколение, играют важную роль в формировании патриотического сознания. Это может быть как форма обращения друг к другу, так и ритуалы, связанные с праздниками и памятными датами. Традиционные ценности — это основа морального и этического воспитания школьников. Уважение к старшим, товарищеская поддержка, готовность прийти на помощь — все это формирует патриотическое сознание .

 В образовательный процесс активно внедряются новые технологии: использование интерактивных методов обучения, проектной деятельности, дистанционных курсов.

  Программы по патриотическому воспитанию разрабатываются с учетом современных реалий: экология, социальные проблемы, международные отношения.

  Образовательная организация работает в партнерстве с общественными организациями и ветеранами для организации мероприятий, направленных на развитие патриотизма.

Патриотическое воспитание в школе дает свои плоды. Выпускники становятся не только подготовленными специалистами, но и гражданами с активной жизненной позицией, готовыми к служению своей стране. Многие из них продолжают свою карьеру в армии или других государственных структурах, оставаясь верными идеалам патриотизма.

Патриотическое воспитание в школе — это важный аспект формирования личности молодого человека. Оно помогает не только подготовить будущих защитников Отечества, но и воспитать граждан, готовых к активному участию в жизни своей страны [1,с.104]. Важно продолжать развивать и совершенствовать методы патриотического воспитания, чтобы каждый ученик мог гордиться своим Отечеством и быть готовым его защищать.


Список литературы:

1. Агаев М.Г. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников

автореф. дис. …канд. пед. наук:13.00.01 / М.Г. Агаев; Гос. пед. ун-т. -

Баку,1981. - 202 с. Текст-непосредственный

2. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Вопросы психологии личности школьника.  Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961.-407с. Текст-непосредственный

3. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. /

Ю. С. Васютин. - М.: Мысль, 1984 - 172 с. Текст-непосредственный

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №795) Текст-непосредственный

5. Федеральный закон «Об образовании». Текст-электронный


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.