12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цолина Елена Юрьевна69
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Изобразительное искусство

УМК «Планета знаний» 3 класс. (40 минут)

Учитель : Цолина Елена Юрьевна

Тема урока : «Павловопосадские платки»

Цель: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.
Задачи:
- продолжить знакомство с традиционными народными художественными промыслами;
- обучать умению рисовать павловопосадские цветы;
- воспитывать любовь к традиционным народным художественным промыслам, к своей стране.

В результате урока учащиеся должны освоить следующие навыки:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание сопричастности к культуре русского народа,
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках;
- решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь). 
- рисовать угол платка с павловопосадскими узорами (простой карандаш). 
Учащиеся получат возможность научиться:
- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно – творческой работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- анализировать, из каких деталей состоит объект. 
- изучать какие платки и шали носят женщины в крае. 
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к своей работе при обсуждении в классе;
- учитывать мнения других в совместной работе,

- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.
Учебно – методический комплект:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: Астрель.

Ход урока

Орг. Момент. ( 1 минута)

-Замёрзли? На улице холодно!

-Что мы одеваем для тепла?

Звучит песня Людмилы Зыкиной : «Подари мне платок» смотрим видео –клип к песне.

https://www.youtube.com/watch?v=Wn0Up3aXadU

t1661964112aa.jpg

На доске развешаны разные по цвету женские платки. Выставка.

Вступительная беседа. ( 2 минуты)

Стихотворения читают дети у доски на фоне платков.

Павловопосадские платки. (Ольга Бажина)

1 уч. А на платках из Павловопосада,
Что плечи русских женщин согревают,
Орнаменты, узоры оживают
И распускаются цветами сада!

Павловопосадские платки
Людмила Левкина
2 уч . Плелись осенние деньки:
то ураганы, то шторма,
то белой пены гребешки,
то пена - берега тесьма.
3 уч. Желаний стыли мотыльки.
Так умирает от тоски
на ветке спелая хурма
глубокой осенью над прудом.
Решенье твёрдое весьма
я приняла, не веря в чудо,

что больше я мечтать не буду! AutoShape 2

4 уч. .Но словно жостовское блюдо,
где гжель, финифть и хохлома,
Раскрылись празднично лотки!
Павлопосадские платки!!
Харизма, женственность и удаль!

5 уч. Кораллом, яшмой, изумрудом
сияет осень и зима!
Струится глянцем бахрома
на россыпь синих незабудок.
Теряя разум и рассудок,
от красоты схожу с ума!

Предупреждают остряки:
"Павлопосадские платки
опустошают кошельки!"

t1661964112ac.jpg

-Для чего придумали платки? Только ли для красоты? Докажи свои рассуждения.

-Почему эти красивые платки так называются? Они разных цветов, а название у них одно. Кто догадался и попытается нам объяснить?

А как вы думаете почему платки носят такое название Павловопосадские?

Все правильно, потому что центром производства данных платков является город Московской области Павловский Посад.

Таким образом, тема нашего урока называется: «Павловопосадские платки».

Как вы думаете, что нам на уроке сегодня нужно будет сделать? какое задание нам нужно будет выполнить? чему нам нужно будет научиться?

(Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров, научиться рисовать узор Павловопосадского платка).

3. Проблемная ситуация ( 2 минуты)

Дети посмотрите на доску, какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов вот подумайте, что нам на уроке  сегодня нужно будет  узнать, для того, чтобы нарисовать фрагмент (эскиз) павловопосадского платка?

( о традиционных промыслах России, познакомится с историей происхождения павлопосадских набивных  платков,  организовать работу над созданием эскиза платка по мотивам народного промысла,  познакомить с разными вариантами композиционного решения орнамента).

4.Решение учебной задачи. ( 10 мин)

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения ​​​​​​​

Дети, а теперь я вам предлагаю познакомиться с историей возникновения платка. Об этом нам расскажет Иванов Сергей.

Дети давайте посмотрим какую форму имеет платок? (квадрат)

А внутри квадрата у нас находится…?

 Как общим словом назвать? (узор, орнамент)

Т.е. квадрат имеет замкнутую композицию, в ней существует определенный порядок в расположении природных элементов.

А об орнаменте и о том как может располагаться орнамент в квадрате нам расскажет Саша Антипов.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

История этих платков насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир шерстяные павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Производство шерстяных платков было налажено купцами Яковом Ивановичем Лабзиным и Василием Ивановичем Грязновым в начале 60-х годов XIX века — спустя полвека после момента основания фабрики.

Изначально в Богородском уезде Московской губернии, куда и входил Павловский Посад, было много шелковых платочных фабрик, которые принадлежали крестьянам. Одна из них была основана в 1795 году крестьянином Иваном Дмитриевичем Лабзиным. На ней использовался ручной труд  — работали несколько женщин. Затем внуки Ивана Лабзина перешли в купечество, а к середине ХIX века предприятие возглавил правнук Яков Лабзин, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск именно шерстяных шалей с набивным рисунком. В начале XX в. «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» — самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2 000 человек. После революции предприятие национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В 1928 году объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики участвуют в 1-й выставке художественного текстиля, состоявшейся в Москве. t1661964112ad.jpgt1661964112ae.jpg

t1661964112af.jpg


Вt1661964112ag.jpg

Яков Лабзин Василий Грязнов

Во время Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск тканей для форменного обмундирования Красной Армии. По окончании войны на фабрике возобновили выпуск набивных чистошерстяных платков. Сейчас Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 1 000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна. Девиз мануфактуры неизменен — «Цветы России на ваших плечах». В Павловском Посаде об истории шали можно узнать в музее, который был открыт в марте 2002 года. Здесь расскажут о многообразии платков: по видам ткани, способам украшения. t1661964112ah.jpg



В то время шаль была неотъемлемой частью костюма абсолютно любого сословия. Их носили как крестьяне, так и представители высшего общества. Со временем на многих фабриках страны было налажено производство изделий с набивным рисунком, но не все производители стремились сохранить уникальный стиль и высочайшее качество тканей. Конкуренция росла, продукция была востребована, в массы шел так называемый «ширпотреб». Но павловопосадская мануфактура благодаря талантливым купцам смогла не только выстоять, но и преуспеть, став лучшими в своей отрасли. К 1860 году павловопосадскими платками торговали по территории всей России. Обладать шалью из Павловского Посада было не просто модно, но и статусно. Производство со временем модернизировали. Лабзин и Грязнов не жалели ни сил, ни средств на развитие мануфактуры. Помимо простых работников, набойщиков и резчиков, на фабрике в штате состояли опытные художники-колористы и рисовальщики. На каждом изделии ставилось фирменное клеймо и дата изготовления — это был отличительный знак, гарантировавший подлинность фирменной шали.

Настоящий расцвет платочной мануфактуры в Павловском Посаде пришелся на 1870-1880 годы. Фабрика была удостоена титула поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны. На различных выставках изделия получали награды за качество и художественные особенности. Все это сделало павловопосадские платки и шали настоящим брендом, который до сих пор ценится во всем мире. К началу XX века «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» было самым крупным производством шерстяных платков и шалей в стране. Склады предприятия появлялись во всех крупных российских городах, а состояние владельцев оценивалось в несколько миллионов рублей.

После революции произошла национализация производства. Ассортимент выпускаемой продукции расширился, начался выпуск хлопчатобумажных тканей, кроме цветочного рисунка в изделиях стали появляться изображения на другие темы. Фабрика стала принимать участие в международных выставках, а павловопосадские платки и шали получали мировое признание и многочисленные награды.

До 1970-х годов рисунок на ткань наносили по старинной технологии, применявшейся с самого основания производства. Контур цветочного рисунка был вырезан на специальных деревянных резных формах, которые после нанесения на них краски слоями переносились на ткань. В среднем на один платок требовалось сделать несколько сотен таких последовательных наложений. Со временем деревянные шаблоны сменили капроновые и шелковые, что позволило повысить качество и палитру цветов. К тому времени был окончательно сформирован уникальный неповторимый стиль изделий, который до сих пор завоевывает признание и любовь всего мира.

Павловопосадкий платок — это гордость и одна из визитных карточек России. «Павловопосадская платочная мануфактура» удостоена статуса народного художественного промысла России и ежегодно выпускает тысячи различных изделий из шерсти, хлопка, льна. Традиции и технологии передаются из поколения в поколение. Фабрика развивает розничную сеть по территории всей России. Фирменную продукцию можно приобрести практически в любом городе в качестве сувенира, подарка или части модного гардероба.

При производстве расположен музей. Экскурсии проводятся при наборе группы 8-10 человек.

-Вот такая история происхождения платков. А теперь давайте разбираться, как же их делают. Заглянем на их производство! Приоткроем завесу тайны! t1661964112ai.jpgt1661964112aj.jpgt1661964112ak.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=O3nropeEulQ – видео путешествие на фабрику.

-Какие цветы есть в росписи?

-Как придаётся объем цветка?

-Шерсть какой овцы подходит для изготовления этих платков?

-Как наносится рисунок? (Путём печати)

-Кто создаёт орнаменты?

-Как называется та специальная машина, которая навязывает бахрому? ( Вручную плетут.)

-Как добиться симметрии? ( Делаю ¼ часть платка)

-Что такое -ус? Что такое – четверть? Угол? Приставок?

-Каких цветов бывают павловопосадские. платки?

-Какой бы ты сделал платок? Подумай над его дизайном.

5. Практическая работа. (20 мин)

Раздели квадрат диагональю и на получившихся треугольниках создай фрагменты (эскизы) росписи двух разных платков, отличающихся по колориту и композиции.

Дети давайте подумаем, почему нам в задании предлагают выполнить композицию угла платка? Почему нам не предложили оформить полностью платок? (потому что композиция платка - это и есть композиция угла).

Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко

разбросанными мелкими цветочками.AutoShape 2

Раньше узор платка делали с помощью набивки –

ручное производство, а сейчас с помощью трафарета-

машинное производство.Будем работать в парах.



Делим прямоугольник на две равные части

Диагональной линией.

В одно из треугольников рисуем

гуашью цветы с помощью трафарета, под

руководством учителя.

Дорисовываем листики.

В другой части детям предлагается

придумать свой узор павловопосадского

платка, используя разные художественные

материалы.

Итог урока. (2 минуты)

-Скажите мне , пожалуйста, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

-Почему люди стали делать именно квадратные платки? А не овальные или сердечком?

-А зачем они разные по цвету?

-Куда женщина наденет самый нарядный и светлый платок? А куда тёмный?

-Только ли для красоты стали делать платки?

-Откуда берут сырьё? (Стригут овец, обрабатывают шерсть, потом прядут из неё  пряжу)

-Можно ли отходы краски выливать в лес? Что произойдёт?

-Надо ли беречь природу? А зачем? Как мы это можем сделать?

7. Домашнее задание. (1 минута)

Нарисовать элементы для платка красками на альбомном листе.

5 стр. 85. (собрать коллекцию фотографий, открыток и репродукций картин, на которых изображены шали и платки).

-На следующем уроке устроим выставку.

8.Этап рефлексии. (2 минуты)

Продолжите предложения.

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня было…

На уроке мне понравилось…

На уроке мне не понравилось…..

Эти знания мне пригодятся…

Нового я узнал…

После урока я хочу рассказать друзьям, родителям…

интернет-ресурсы:

https://inorehovo.ru/novosti/nashi-sosedi/istoriya-pavlovoposadskogo-platka-ot-malenkoy-fabriki-do-brenda-rossii

https://livingheritage.ru/brand/moskovskaya-oblast/pavloposadskij-platok





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.