Педагогический проект «Проектирование и реализация системы раннего профессионального самоопределения младших школьников»

6
0
Материал опубликован 29 June 2023

Педагогический проект «Проектирование и реализация системы раннего профессионального самоопределения младших школьников»

Творческое название проекта:

«Введение в мир профессий»

Пояснительная записка:

Один из векторов развития российского образования направлен в сторону перевода общеобразовательной школы на профильное обучение.

Однако сложившаяся система школьного образования использует данное направление обучения в основном на старшем и основном уровнях и в силу этого не успевает в должной мере реализовать все надлежащие задачи.

Именно поэтому в образовании перед начальной школой встают новые задачи: необходимо подготовить младшего школьника к предстоящему выбору образовательно-профессионального маршрута.

Тип проекта:

По предметному содержаниюнадпредметный.

По количеству участниковколлективный.

По возрасту участниководновозрастный.

По времени проведениядолгосрочный.

По способу организациивнутренний.

По ведущей компетенциикоммуникативно-развивающий.

Аннотация:

Предназначение проекта 

Предлагаемый проект нацелен на выявление и развитие профессиональных интересов младших школьников, формирование профессионально важных знаний и качеств личности каждого ребенка в рамках осуществления комплексной подготовки обучающихся к осознанному выбору профиля на следующих этапах обучения в школе посредством разработки системы профессиональной ориентации, отбора содержания и внедрения форм и методов профориентационной работы в практическую деятельность педагогов начальной школы.

Адресная направленность: обучающиеся 1-4 классов.

Сроки реализации: 4 года.

Актуальность:

- Удовлетворяет социальный заказ по формированию компетентностно-развитой личности выпускника, адекватной современным требованиям жизни.

- Способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения на основе учета спектра потребностей школьников.

- Позволяет ребенку в дальнейшем осознанно осуществить выбор профиля обучения и реализовать себя в нем.

- Обеспечивает социализацию учащихся.

- Создает мотивацию обучения без внешнего принуждения.

Противоречия:

- Между значительным отрывом профориентационной работы в начальной школе от общего процесса обучения и воспитания и необходимостью формирования осознанной мотивации выбора профиля обучения на следующих этапах образования и в дальнейшем профессии.

- Между эпизодическим проведением взаимно не увязанных мероприятий по профессиональной ориентации школьников и потребностью в проведении постоянной целенаправленной работы, позволяющей учащимся составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта, в рамках их комплексной подготовки к жизненно важному выбору с первых дней обучения в школе.

- Между недостаточностью уровня профессионального просвещения, практической пробы сил и элементарного трудового опыта и необходимостью активного самоопределения в отношении намерений продолжения образования и профессионального самоопределения.

Проблемное поле:

Как осуществить подготовку школьников к осознанному выбору профиля обучения и в дальнейшем профессии в единстве личных интересов и потребностей общества в социально и информационно-мобильных кадрах?

Цель:

Осуществление комплексной подготовки обучающихся к осознанному построению собственной профильной образовательной траектории с первых дней обучения в школе.

Задачи:

- создать условия для познания ребенком самого себя: развития сферы своих интересов, склонностей и способностей, намерений в отношении продолжения образования; а также ориентации в современном мире профессий;

- обеспечить готовность к переходу на следующие этапы образования и к выбору профессии;

- повысить уровень осознанной мотивации выбора профиля обучения в дальнейшем и эффективность его коррекции;

- обеспечить вариативность и дифференциацию содержания обучения;

- начать формирование компетенций, необходимых для успешного обучения в рамках выбранного образовательно-профессионального маршрута, для успешной трудовой деятельности;

- обеспечить развитие активности и самостоятельности учеников в процессе обучения и самообучения;

- способствовать развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- расширить возможности социализации обучающихся.

Гипотеза:

В результате реализации системы раннего профессионального самоопределения, начиная с младшего школьного возраста, возможно выработать активную и наиболее осознанную позицию учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории на более поздних этапах обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.

Основные области преобразований:

- Открытие новых возможностей изучения младшими школьниками образовательной области «Технология», а также других образовательных областей.

- Совершенствование системы воспитания.

- Расширение спектра направлений психодиагностики.

- Развитие межведомственного сотрудничества.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (диагностико-прогностический)

2 этап – переходный (организационный)

3 этап – этап активных действий (практический)

4 этап – этап подведения итогов (контрольно-презентационный)

Подготовительный этап (диагностико-прогностический):

- Изучение макро- и микросреды школы, образовательных потребностей учащихся, родителей, социума.

- Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей.

- Теоретическая подготовка.

- Разработка концепции формирования образовательно-профессионального маршрута учащихся.

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (алгоритма деятельности).

- Выявление условий достижения эффективности проекта и факторов, способных оказать влияние на результативность реализации проекта.

- Прогнозирование результатов.

Данные социологического опроса педагогов начальной школы

t1688060896aa.gif

    Данные социологического опроса представителей родительской общественности

t1688060896ab.gif

Данные социологического опроса обучающихся

t1688060896ac.gif

Научно-теоретическая основа проекта

Концепция непрерывного профессионального образования

Исторические истоки идеи о познании человека и способах организации обучения людей Аристотеля, Гесиода, Конфуция, Платона, Сенеки, Сократа.

Основатель современных представлений – Я.А. Коменский, который считал, что в любом возрасте можно учиться, и вся жизнь должна стать школой, где «обучались бы все, всему, всесторонне».

Зарубежные разработчики теоретических основ концепции – Х. Гуммель, Р. Даве, М. Карелли, А. Кроплей, П. Лендгранд, Д. Маршалк, Г. Паркин, Б. Суходольский и др.

Представление концепции в целостном виде – П. Лендгранд, форум ЮНЕСКО, 1965 год.

Отечественные теоретики – А.П. Владиславцев, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, Ю.А. Кустов, А.М. Новиков, В.Г. Онушкин, Б.Г. Ананьев, И.А. Виноградов, Ю.Н. Кулюткин и др.

Трактовка понятия, наиболее приемлемая для реализации проекта И. А. Виноградова, который считает, что содержание понятия «непрерывное образование» имеет два измерения: вертикальное (хронологическое) и горизонтальное (синхронное). Вертикальное – это совокупность последовательных образовательных влияний на личность в ходе ее жизненного развития.  Горизонтальное – одновременное приобретение тех или иных знаний и приобщение к культуре посредством различных образовательных каналов (образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовых коммуникаций, производства, досуга и тому подобное)».

Концепция проекта

t1688060896ad.gif

Алгоритм реализации проекта

- Проектирование модели готовности выпускников начальной школы к выбору образовательно-профессионального маршрута.

- Разработка системы профессиональной ориентации младших школьников.

- Определение условий и принципов эффективности внедрения системы в практику работы.

- Формирование содержания профориентационной работы на основе методики, принципов и критериев отбора профматериалов.

- Выбор технологий, форм и методов работы.

- Утверждение механизма получения информации об уровне сформированности готовности учащихся к выбору образовательно-профессионального маршрута.

Модель готовности ученика к реализации образовательно-профессионального маршрута

t1688060896ae.gif

      Система профессиональной ориентации

- Профессиональное просвещение

- Профессиональное воспитание

- Профессиональная активизация

- Профессиональная психодиагностика

- Профессиональная консультация

- Профессиональный отбор (подбор)

- Профессиональная адаптация

Основополагающие принципы эффективности внедрения системы профессиональной ориентации

t1688060896ag.gif

Условия достижения эффективности проекта

- Реализация межпредметных связей, преемственности обучения в системе подготовки школьников к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности.

- Обеспечение взаимосвязи трудового обучения, профориентационной работы с общественно полезным трудом учащихся.

- Выполнение учащимися целенаправленных учебно-трудовых и технологических заданий.

- Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода к развитию интереса учащихся к труду в различных сферах.

- Организация совместной деятельности школы, учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального и высшего профессионального образования, производственных предприятий.

- Проведение грамотного профессионального консультирования учащихся на основе диагностических и медицинских показателей.

Факторы, способные оказывать влияние на результативность реализации проекта (предполагаемые риски)

Проблемы

Возможные риски

Мероприятия по минимизации влияния факторов риска

Интеллектуальные

Слабая теоретико-практическая подготовка создаваемой программы и материалов к учебным занятиям

Привлечение к экспертизе программы и материалов сотрудников высшей школы

Ресурсные

Недостаток кадрового состава

Привлечение к сотрудничеству работников учреждений дополнительного образования, высшей школы, работников производства

Мотивационные

Слабое осознание значимости проводимых инноваций

Проведение мероприятий по пропаганде инновационных преобразований, их целесообразности и предполагаемой эффективности.

Использование действенной системы стимулирования в коллективе

Организационные

Неполное осознание новых функций участниками проекта

Индивидуальная работа с членами коллектива

Прогнозируемые результаты

- Повышение уровня профессиональной культуры младших школьников.

- Достижение высокого уровня самоопределения учащихся к моменту перехода на основной уровень образования.

- Повышение уровня развития ключевых образовательных компетенций учеников.

- Положительная динамика в развитии навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

- Обеспечение саморазвития личности каждого ученика, включающего в себя процессы самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, саморегуляции и самореализации.

Переходный этап (организационный)

Разрешение проблем и создание всех необходимых условий для обеспечения инновационной деятельности:

- Интеллектуальных, научно-методических (разработка программы специализированного курса, процесс отбора педагогических механизмов реализации проекта - технологий, методов, форм обучения, способов подачи материала, методики и критериев отбора материалов для осуществления профессионального просвещения и т.п.).

- Ресурсных (вопросы финансирования, оборудования, помещений, кадров, времени).

- Мотивационных (формирование в коллективе отношения к смене режима жизнедеятельности, мотивация).

- Нормативных (разработка пакета сопроводительных документов).

- Организационно-структурных (создание новой структуры – временно действующей творческой группы, занимающейся внедрением системы профессиональной ориентации школьников в практику работы педагогов, определение участников проекта).

Основные направления профориентационных материалов, подлежащих изучению

t1688060896ah.gif

Методика, принципы и критерии отбора профориетационного материала

Методика

Принципы

Критерии

Изучение и анализ школьных программ и учебников с целью определения наличия материалов, в ходе изучения которых будет осуществляться ориентация учащихся

Адекватность содержание материалов уровню социального и научно-технического прогресса

Комплексность (теория

+практика

+диагностика)

Изучение и анализ профессиограмм, программ профессиональной подготовки, дополнительных материалов (художественной и научной литературы)

Соответствие форм и методов содержанию проводимой работы

Высокая научно-практическая значимость

Изучение опыта работы предприятий, организаций, передовых рабочих

Единство содержания  профориентации на разных уровнях ее осуществления (теоретическом и практическом)

Доступность

Изучение системы работы профессиональных и высших учебных заведений


Оптимальность



Органическая взаимосвязь

Технологии, применяемые в ходе реализации проекта

Типы технологий

Вид технологии

Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

игровые технологии

проблемное обучение

Технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

технология перспективно-опережающего обучения

групповые технологии

компьютерные технологии

обучение на основе деятельностного метода

Педтехнологии развивающего обучения

личностно ориентированное развивающее обучение

технология саморазвивающего обучения

Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

Предупреждающие (профилактические)

Методы и формы работы, применяемые в ходе реализации проекта


t1688060896ai.gif

Формы и методы  ознакомительной профориентационной работы
(профессиональное воспитание, профессиональное просвещение)

t1688060896aj.gif

Методы:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- диспут;

- составление профессиограмм;

- отчеты о проф. мероприятиях;

- демонстрация изучаемых объектов и процессов;

- просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач;

- выпуск газет с профориентационной информацией и т.д.

Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии
(профессиональная активизация)

t1688060896ak.gif

Методы изучения личности школьников в целях профориентации
(профессиональная психодиагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор)

t1688060896al.gif

Механизм получения информации об уровне сформированности готовности ученика к выбору образовательно-профессионального маршрута

- Программы-протоколы диагностических бесед.

- Программы наблюдений.

- Результаты диагностических и мониторинговых процедур.

- Независимые характеристики ученика.

- Профориентационные карты-характеристики.

- Данные педагогических экспериментов.

- Материалы портфолио ученика.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение - все школьные службы, творчески активные дети, родители-энтузиасты, консультанты-специалисты.

Техническое обеспечение – компьютер с надлежащим программным обеспечением, копировально-множительная техника, мультимедийная аппаратура, художественно-оформительские принадлежности.

Информационное обеспечение – ресурсы сети Интернет, школьная мультимедиатека, фонды домашних, школьной и городской библиотек.

Материальное обеспечение – спонсорская помощь.

Временное обеспечение – 4 года (время обучения в начальной школе).

Пространственное обеспечение – классные кабинеты начальной школы, кабинеты технологии, школьные мастерские, медицинская комната, школьный социально-психологический центр, учреждения начального и высшего профессионального образования, предприятия (по договоренности).

Участники проекта

t1688060896am.gif

Этап активных действий (практический)

- Реализация спроектированных принципов, педагогических технологий, подходов к обучению и воспитанию и т.п.

- Отслеживание процесса, результатов.

- Осуществление коррекции (при необходимости).

           Основные идеи проекта t1688060896ap.png

Результаты проектной деятельности

Педагоги:

- программа специализированного курса;

- материалы занятий;

- информационная презентация проекта.

Обучающиеся:

- альбомы «Мир профессий»;

- портфолио «Выбираю профессию»;

- буклеты «Профессии моих родителей», «Важные профессии», «Профессии, которые мне нравятся»;

- презентации «Моя будущая профессия».

Этап подведения итогов (контрольно-презентационный)

- Осуществление диагностики и мониторинга эффективности инновационных преобразований.

- Подготовка презентационных материалов о проекте и ходе его реализации.

- Определение перечня мероприятий по реализации проекта в долгосрочной перспективе.

t1688060896aq.gif

t1688060896ar.gif

t1688060896as.gift1688060896at.gif

t1688060896au.gif

Вывод:

Гипотеза проекта нашла свое подтверждение.

          В результате реализации системы раннего профессионального самоопределения, начиная с младшего школьного возраста, возможно выработать активную и наиболее осознанную позицию учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории на более поздних этапах обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.

Дальнейшая работа по реализации проекта:

- Создание Совета по профориентации.

- Разработка учебного пособия по курсу «Введение в мир профессий».

- Разработка серии курсов по выбору для обучающихся начальной школы (по типу элективных).

- Проектирование модели готовности учителя к формированию образовательно-профессионального маршрута учащихся и траектории профессионального становления учителя.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе:

- Выработка активной и осознанной позиции учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.

- Качественная подготовка выпускников школы с ориентацией на модель согласно выбранному профилю обучения на основе вариативности и дифференциации содержания обучения.

- Готовность педагогов к реализации системы по формированию образовательно-профессионального маршрута обучающихся на всех этапах обучения в школе.

- Удовлетворение социального заказа – реализация потребностей и возможностей личности ребенка, запросов родителей, школы, общества.

Презентация проекта:

t1688060896av.gif

Информационные источники
Аннотация предлагаемых материалов

1. Гладкая И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая и др. – СПб., 2006.

              В книге излагаются теоретико-практические материалы по вопросам организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 2002. – 159с.

               Книга содержит сведения о многообразии разнотипных профессий и специальностей, помогает для каждого ученика спроектировать трудовой жизненный путь.

3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.

               В книге рассмотрены цели, задачи, содержание, формы и методы профориентации учащихся в процессе трудовой подготовки и производительного труда школьников.

4. Мир профессий: В 4 т. – М.: Мол. Гвардия, 1998.

          В книге уделяется внимание описанию широкого спектра профессий. Сведения могут быть использованы как учащимися школ, так и педагогами, занимающимися профориентационной работой.

5. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

            В книге рассказано о многообразии профессий и тех требованиях, которые предъявляют отдельные их группы к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.

6. Учебно-методический и научно-практический журнал «Профильная школа». – 2003-2010.

7. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации