Педагогический проект «Проектирование и реализация системы раннего профессионального самоопределения младших школьников»
Педагогический проект «Проектирование и реализация системы раннего профессионального самоопределения младших школьников»
Творческое название проекта:
«Введение в мир профессий»
Пояснительная записка:
Один из векторов развития российского образования направлен в сторону перевода общеобразовательной школы на профильное обучение.
Однако сложившаяся система школьного образования использует данное направление обучения в основном на старшем и основном уровнях и в силу этого не успевает в должной мере реализовать все надлежащие задачи.
Именно поэтому в образовании перед начальной школой встают новые задачи: необходимо подготовить младшего школьника к предстоящему выбору образовательно-профессионального маршрута.
Тип проекта:
По предметному содержанию – надпредметный.
По количеству участников – коллективный.
По возрасту участников – одновозрастный.
По времени проведения – долгосрочный.
По способу организации – внутренний.
По ведущей компетенции – коммуникативно-развивающий.
Аннотация:
Предназначение проекта
Предлагаемый проект нацелен на выявление и развитие профессиональных интересов младших школьников, формирование профессионально важных знаний и качеств личности каждого ребенка в рамках осуществления комплексной подготовки обучающихся к осознанному выбору профиля на следующих этапах обучения в школе посредством разработки системы профессиональной ориентации, отбора содержания и внедрения форм и методов профориентационной работы в практическую деятельность педагогов начальной школы.
Адресная направленность: обучающиеся 1-4 классов.
Сроки реализации: 4 года.
Актуальность:
- Удовлетворяет социальный заказ по формированию компетентностно-развитой личности выпускника, адекватной современным требованиям жизни.
- Способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения на основе учета спектра потребностей школьников.
- Позволяет ребенку в дальнейшем осознанно осуществить выбор профиля обучения и реализовать себя в нем.
- Обеспечивает социализацию учащихся.
- Создает мотивацию обучения без внешнего принуждения.
Противоречия:
- Между значительным отрывом профориентационной работы в начальной школе от общего процесса обучения и воспитания и необходимостью формирования осознанной мотивации выбора профиля обучения на следующих этапах образования и в дальнейшем профессии.
- Между эпизодическим проведением взаимно не увязанных мероприятий по профессиональной ориентации школьников и потребностью в проведении постоянной целенаправленной работы, позволяющей учащимся составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта, в рамках их комплексной подготовки к жизненно важному выбору с первых дней обучения в школе.
- Между недостаточностью уровня профессионального просвещения, практической пробы сил и элементарного трудового опыта и необходимостью активного самоопределения в отношении намерений продолжения образования и профессионального самоопределения.
Проблемное поле:
Как осуществить подготовку школьников к осознанному выбору профиля обучения и в дальнейшем профессии в единстве личных интересов и потребностей общества в социально и информационно-мобильных кадрах?
Цель:
Осуществление комплексной подготовки обучающихся к осознанному построению собственной профильной образовательной траектории с первых дней обучения в школе.
Задачи:
- создать условия для познания ребенком самого себя: развития сферы своих интересов, склонностей и способностей, намерений в отношении продолжения образования; а также ориентации в современном мире профессий;
- обеспечить готовность к переходу на следующие этапы образования и к выбору профессии;
- повысить уровень осознанной мотивации выбора профиля обучения в дальнейшем и эффективность его коррекции;
- обеспечить вариативность и дифференциацию содержания обучения;
- начать формирование компетенций, необходимых для успешного обучения в рамках выбранного образовательно-профессионального маршрута, для успешной трудовой деятельности;
- обеспечить развитие активности и самостоятельности учеников в процессе обучения и самообучения;
- способствовать развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- расширить возможности социализации обучающихся.
Гипотеза:
В результате реализации системы раннего профессионального самоопределения, начиная с младшего школьного возраста, возможно выработать активную и наиболее осознанную позицию учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории на более поздних этапах обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.
Основные области преобразований:
- Открытие новых возможностей изучения младшими школьниками образовательной области «Технология», а также других образовательных областей.
- Совершенствование системы воспитания.
- Расширение спектра направлений психодиагностики.
- Развитие межведомственного сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (диагностико-прогностический)
2 этап – переходный (организационный)
3 этап – этап активных действий (практический)
4 этап – этап подведения итогов (контрольно-презентационный)
Подготовительный этап (диагностико-прогностический):
- Изучение макро- и микросреды школы, образовательных потребностей учащихся, родителей, социума.
- Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей.
- Теоретическая подготовка.
- Разработка концепции формирования образовательно-профессионального маршрута учащихся.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (алгоритма деятельности).
- Выявление условий достижения эффективности проекта и факторов, способных оказать влияние на результативность реализации проекта.
- Прогнозирование результатов.
Данные социологического опроса педагогов начальной школы
Данные социологического опроса представителей родительской общественности
Данные социологического опроса обучающихся
Научно-теоретическая основа проекта
Концепция непрерывного профессионального образования
Исторические истоки - идеи о познании человека и способах организации обучения людей Аристотеля, Гесиода, Конфуция, Платона, Сенеки, Сократа.
Основатель современных представлений – Я.А. Коменский, который считал, что в любом возрасте можно учиться, и вся жизнь должна стать школой, где «обучались бы все, всему, всесторонне».
Зарубежные разработчики теоретических основ концепции – Х. Гуммель, Р. Даве, М. Карелли, А. Кроплей, П. Лендгранд, Д. Маршалк, Г. Паркин, Б. Суходольский и др.
Представление концепции в целостном виде – П. Лендгранд, форум ЮНЕСКО, 1965 год.
Отечественные теоретики – А.П. Владиславцев, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, Ю.А. Кустов, А.М. Новиков, В.Г. Онушкин, Б.Г. Ананьев, И.А. Виноградов, Ю.Н. Кулюткин и др.
Трактовка понятия, наиболее приемлемая для реализации проекта - И. А. Виноградова, который считает, что содержание понятия «непрерывное образование» имеет два измерения: вертикальное (хронологическое) и горизонтальное (синхронное). Вертикальное – это совокупность последовательных образовательных влияний на личность в ходе ее жизненного развития. Горизонтальное – одновременное приобретение тех или иных знаний и приобщение к культуре посредством различных образовательных каналов (образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовых коммуникаций, производства, досуга и тому подобное)».
Концепция проекта
Алгоритм реализации проекта
- Проектирование модели готовности выпускников начальной школы к выбору образовательно-профессионального маршрута.
- Разработка системы профессиональной ориентации младших школьников.
- Определение условий и принципов эффективности внедрения системы в практику работы.
- Формирование содержания профориентационной работы на основе методики, принципов и критериев отбора профматериалов.
- Выбор технологий, форм и методов работы.
- Утверждение механизма получения информации об уровне сформированности готовности учащихся к выбору образовательно-профессионального маршрута.
Модель готовности ученика к реализации образовательно-профессионального маршрута
Система профессиональной ориентации
- Профессиональное просвещение
- Профессиональное воспитание
- Профессиональная активизация
- Профессиональная психодиагностика
- Профессиональная консультация
- Профессиональный отбор (подбор)
- Профессиональная адаптация
Основополагающие принципы эффективности внедрения системы профессиональной ориентации
Условия достижения эффективности проекта
- Реализация межпредметных связей, преемственности обучения в системе подготовки школьников к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности.
- Обеспечение взаимосвязи трудового обучения, профориентационной работы с общественно полезным трудом учащихся.
- Выполнение учащимися целенаправленных учебно-трудовых и технологических заданий.
- Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода к развитию интереса учащихся к труду в различных сферах.
- Организация совместной деятельности школы, учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального и высшего профессионального образования, производственных предприятий.
- Проведение грамотного профессионального консультирования учащихся на основе диагностических и медицинских показателей.
Факторы, способные оказывать влияние на результативность реализации проекта (предполагаемые риски)
Проблемы | Возможные риски | Мероприятия по минимизации влияния факторов риска |
Интеллектуальные | Слабая теоретико-практическая подготовка создаваемой программы и материалов к учебным занятиям | Привлечение к экспертизе программы и материалов сотрудников высшей школы |
Ресурсные | Недостаток кадрового состава | Привлечение к сотрудничеству работников учреждений дополнительного образования, высшей школы, работников производства |
Мотивационные | Слабое осознание значимости проводимых инноваций | Проведение мероприятий по пропаганде инновационных преобразований, их целесообразности и предполагаемой эффективности. Использование действенной системы стимулирования в коллективе |
Организационные | Неполное осознание новых функций участниками проекта | Индивидуальная работа с членами коллектива |
Прогнозируемые результаты
- Повышение уровня профессиональной культуры младших школьников.
- Достижение высокого уровня самоопределения учащихся к моменту перехода на основной уровень образования.
- Повышение уровня развития ключевых образовательных компетенций учеников.
- Положительная динамика в развитии навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
- Обеспечение саморазвития личности каждого ученика, включающего в себя процессы самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, саморегуляции и самореализации.
Переходный этап (организационный)
Разрешение проблем и создание всех необходимых условий для обеспечения инновационной деятельности:
- Интеллектуальных, научно-методических (разработка программы специализированного курса, процесс отбора педагогических механизмов реализации проекта - технологий, методов, форм обучения, способов подачи материала, методики и критериев отбора материалов для осуществления профессионального просвещения и т.п.).
- Ресурсных (вопросы финансирования, оборудования, помещений, кадров, времени).
- Мотивационных (формирование в коллективе отношения к смене режима жизнедеятельности, мотивация).
- Нормативных (разработка пакета сопроводительных документов).
- Организационно-структурных (создание новой структуры – временно действующей творческой группы, занимающейся внедрением системы профессиональной ориентации школьников в практику работы педагогов, определение участников проекта).
Основные направления профориентационных материалов, подлежащих изучению
Методика, принципы и критерии отбора профориетационного материала
Методика | Принципы | Критерии |
Изучение и анализ школьных программ и учебников с целью определения наличия материалов, в ходе изучения которых будет осуществляться ориентация учащихся | Адекватность содержание материалов уровню социального и научно-технического прогресса | Комплексность (теория +практика +диагностика) |
Изучение и анализ профессиограмм, программ профессиональной подготовки, дополнительных материалов (художественной и научной литературы) | Соответствие форм и методов содержанию проводимой работы | Высокая научно-практическая значимость |
Изучение опыта работы предприятий, организаций, передовых рабочих | Единство содержания профориентации на разных уровнях ее осуществления (теоретическом и практическом) | Доступность |
Изучение системы работы профессиональных и высших учебных заведений | Оптимальность | |
Органическая взаимосвязь |
Технологии, применяемые в ходе реализации проекта
Типы технологий | Вид технологии |
Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | игровые технологии |
проблемное обучение | |
Технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса | технология перспективно-опережающего обучения |
групповые технологии | |
компьютерные технологии | |
обучение на основе деятельностного метода | |
Педтехнологии развивающего обучения | личностно ориентированное развивающее обучение |
технология саморазвивающего обучения | |
Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» |
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии | Предупреждающие (профилактические) |
Методы и формы работы, применяемые в ходе реализации проекта
Формы и методы ознакомительной профориентационной работы
(профессиональное воспитание, профессиональное просвещение)
Методы:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- диспут;
- составление профессиограмм;
- отчеты о проф. мероприятиях;
- демонстрация изучаемых объектов и процессов;
- просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач;
- выпуск газет с профориентационной информацией и т.д.
Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии
(профессиональная активизация)
Методы изучения личности школьников в целях профориентации
(профессиональная психодиагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор)
Механизм получения информации об уровне сформированности готовности ученика к выбору образовательно-профессионального маршрута
- Программы-протоколы диагностических бесед.
- Программы наблюдений.
- Результаты диагностических и мониторинговых процедур.
- Независимые характеристики ученика.
- Профориентационные карты-характеристики.
- Данные педагогических экспериментов.
- Материалы портфолио ученика.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение - все школьные службы, творчески активные дети, родители-энтузиасты, консультанты-специалисты.
Техническое обеспечение – компьютер с надлежащим программным обеспечением, копировально-множительная техника, мультимедийная аппаратура, художественно-оформительские принадлежности.
Информационное обеспечение – ресурсы сети Интернет, школьная мультимедиатека, фонды домашних, школьной и городской библиотек.
Материальное обеспечение – спонсорская помощь.
Временное обеспечение – 4 года (время обучения в начальной школе).
Пространственное обеспечение – классные кабинеты начальной школы, кабинеты технологии, школьные мастерские, медицинская комната, школьный социально-психологический центр, учреждения начального и высшего профессионального образования, предприятия (по договоренности).
Участники проекта
Этап активных действий (практический)
- Реализация спроектированных принципов, педагогических технологий, подходов к обучению и воспитанию и т.п.
- Отслеживание процесса, результатов.
- Осуществление коррекции (при необходимости).
Основные идеи проекта
Результаты проектной деятельности
Педагоги:
- программа специализированного курса;
- материалы занятий;
- информационная презентация проекта.
Обучающиеся:
- альбомы «Мир профессий»;
- портфолио «Выбираю профессию»;
- буклеты «Профессии моих родителей», «Важные профессии», «Профессии, которые мне нравятся»;
- презентации «Моя будущая профессия».
Этап подведения итогов (контрольно-презентационный)
- Осуществление диагностики и мониторинга эффективности инновационных преобразований.
- Подготовка презентационных материалов о проекте и ходе его реализации.
- Определение перечня мероприятий по реализации проекта в долгосрочной перспективе.
Вывод:
Гипотеза проекта нашла свое подтверждение.
В результате реализации системы раннего профессионального самоопределения, начиная с младшего школьного возраста, возможно выработать активную и наиболее осознанную позицию учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории на более поздних этапах обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.
Дальнейшая работа по реализации проекта:
- Создание Совета по профориентации.
- Разработка учебного пособия по курсу «Введение в мир профессий».
- Разработка серии курсов по выбору для обучающихся начальной школы (по типу элективных).
- Проектирование модели готовности учителя к формированию образовательно-профессионального маршрута учащихся и траектории профессионального становления учителя.
Эффект проекта в долгосрочной перспективе:
- Выработка активной и осознанной позиции учащихся в отношении выбора собственной образовательной траектории обучения в школе и в отношении выбора будущей профессии.
- Качественная подготовка выпускников школы с ориентацией на модель согласно выбранному профилю обучения на основе вариативности и дифференциации содержания обучения.
- Готовность педагогов к реализации системы по формированию образовательно-профессионального маршрута обучающихся на всех этапах обучения в школе.
- Удовлетворение социального заказа – реализация потребностей и возможностей личности ребенка, запросов родителей, школы, общества.
Презентация проекта:
Информационные источники
Аннотация предлагаемых материалов
1. Гладкая И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая и др. – СПб., 2006.
В книге излагаются теоретико-практические материалы по вопросам организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 2002. – 159с.
Книга содержит сведения о многообразии разнотипных профессий и специальностей, помогает для каждого ученика спроектировать трудовой жизненный путь.
3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
В книге рассмотрены цели, задачи, содержание, формы и методы профориентации учащихся в процессе трудовой подготовки и производительного труда школьников.
4. Мир профессий: В 4 т. – М.: Мол. Гвардия, 1998.
В книге уделяется внимание описанию широкого спектра профессий. Сведения могут быть использованы как учащимися школ, так и педагогами, занимающимися профориентационной работой.
5. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
В книге рассказано о многообразии профессий и тех требованиях, которые предъявляют отдельные их группы к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
6. Учебно-методический и научно-практический журнал «Профильная школа». – 2003-2010.
7. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999.