Педсовет Тема: «Игра – как средство нравственного воспитания дошкольников»
Педсовет
Тема: «Игра – как средство нравственного воспитания дошкольников»
Разработала: Рыжикова Н.В.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются психофизические процессы и качества формирующейся личности ребенка: внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность, ловкость, активность, способность к познанию окружающей действительности и саморазвитию.
Нравственное воспитание – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Участие детей в игре способствует осознанному пониманию, усвоению и принятию ими духовно – нравственных ценностей, расширяет представления о нравственных качествах и нормах поведения в обществе.
Картотека игр с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию
Игра № 1 «Друг познается в беде»
Программное содержание:
Формирование у дошкольников представлений о дружбе, взаимопомощи, добром отношении друг к другу.
Ход игры:
Групповую комнату разделить на две части при помощи любых условных атрибутов (конус, кубики, веревка). Одна часть – суша, другая, - вода (море). Дети встают в круг, берут друг друга за руки и под музыкальное сопровождение двигаются по кругу. Когда музыка перестает звучать, все останавливаются. Те дети, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался на «море». Для этого дети выполняют различные задания, которые им предлагаются ведущим. Например, ловля мяча. Кто поймает мяч, переходит на сторону «спасателей». Задача детей, как можно быстрее спасти других.
Игра №2 «Добрые слова»
Программное содержание:
Формирование у дошкольников представления о том, что при помощи «добрых» слов в обращении со сверстниками и взрослыми можно найти много друзей и быть приятными и понятными в общении.
Ход игры:
Дети делятся на две команды и называют по порядку «добрые» слова, которые они знают. По правилам игры, нельзя повторят слово, которое назвали ранее. Например, доброе утро и так далее, доброго здоровья, будьте счастливы, спасибо, пожалуйста, извините, благодарю вас, всего хорошего, отличного дня, прекрасного настроения, до свидания. Какая команда назовет слов больше, та и победитель.
Игра №3 «Мамины помощники»
Программное содержание:
Воспитание бережного отношения к семье, к маме.
Ход игры:
Дети по порядку называют «добрые дела», рассказывают, как они помогают дома. Или, можно придумать, как помочь маме. Например, вымыть посуду, пол, прибраться в комнате, сходить в магазин, полить цветы, погулять с собакой, покормить кота и так далее. Выигрывает тот ребенок, у кого будет длиннее список домашней работы.
Игра № 4 «Можно – нельзя»
Программное содержание:
Формирование у дошкольников представлений о положительных и отрицательных поступках.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает у детей, что хорошо и что плохо. Например, можно обижать животных?
Вопросы могут быть самые разнообразные на любые темы.
Игра №5 «Цветик – семицветик»
Программное содержание:
Формирование у дошкольников представлений о взаимопомощи и поддержке, личного участия в жизни других детей и взрослых.
Ход игры:
Ребенок отрывает любой лепесток и произносит:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по - моему вели…
Например, вели, чтобы я заклеил книжку. (Посадил цветы, покормил собаку и так далее).
Игра №6 «Дружба начинается с улыбки»
Программное содержание:
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Ход игры:
Дети делятся на две команды и образуют два круга: внутренний и внешний. Встают лицом друг к другу. Под музыкальное сопровождение один круг двигается по часовой стрелке, а другой стоит на месте. Во время движения нужно успеть улыбнуться каждому. Далее, дети меняются.
Игра №7 «Что посеешь, то пожнешь»
Программное содержание:
Формирование у детей представлений о плохих – хороших словах, прозвищах, об отношении к тому, кто не умеет правильно себя вести, не соблюдает правила и нормы поведения.
Ход игры:
По считалке ведущий (воспитатель) выбирает двух детей, одного, выступающего в роли ребенка, который всех обзывает, и второго, выступающего в роли обиженного. «Обзывашка» должен придумать обидные, плохие слова, а дети должны придумать хорошие слова, чтобы успокоить, рассмешить обиженного ребенка. Далее, дети меняются. Роль «Обзывашки» рекомендуется дать агрессивному или проблемному ребенку.
Игра №8 «Я - не жадина»
Программное содержание:
Формирование у дошкольников представления о том, что быть жадным, недовольным плохо, прежде всего, для того, кто таким является.
Ход игры:
Ведущий по считалке выбирает Волшебницу (волшебника). При помощи волшебной палочки Волшебница просит придумать детей, что бы они подарили своему близкому другу или знакомым просто так. Для этого надо назвать букву и придумать подарок. Например, буква в (велосипед).
Игра №9 «Если нравится тебе, то делай так»
Программное содержание:
Вовлечение в совместную деятельность, способствующую укреплению дружеских взаимоотношений, доброжелательного отношения друг к другу, общению.
Ход игры:
Дети выполняют движения, который показывает ведущий под музыку. В процессе игры ведущими могут быть несколько человек.
Игра №10 «Собери пословицу»
Программное содержание:
Развитие у детей логического, образного мышления, способности понимать суть и смысл пословицы или поговорки и правильно ее интерпретировать.
Ход игры:
Группа детей делится на 4 команды. Каждая команда должна из слов собрать пословицу или поговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Пословицы и поговорки о дружбе и взаимопомощи, добре и семье.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Мир не без добрых людей.
Старый друг, - лучше новых двух.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Без труда нет добра.
Отольются кошке мышкины слезки.
В дружной семье и в холод тепло.
Брат за брата, сват за свата.
Друзья познаются в беде.