Перспективно-тематический план по дисциплине «Основы риторики»
Перспективно-тематический план по дисциплине «Основы риторики» 72 часа
|
Раздел |
Тема |
Кол. часов |
Формы и методы обучения |
Наглядные пособия |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа, домашнее задание |
1-2 |
Основные аспекты риторики. |
Предмет риторики. Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной речи. Основные этапы развития условий, необходимых для общения. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Подготовить сообщение. |
3-4 |
Основные тенденции современного русского языка. Ораторское искусство как социальное политическое явление. Причины появления ораторского искусства. Виды ораторского искусства. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические указания Печатные пособия, карточки |
Составить план ответа. Подготовить сообщение по заданному материалу. |
|
5-6 |
Качества речи. |
Правильность, точность, выразительность, уместность, логичность, богатство, нормативность речи. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. |
2 |
Урок-семинар |
Печатные пособия, карточки |
Поиск материала по заданной теме. Разработать карточки с текстами. |
7-8 |
Культура и этика общения. |
Основы культуры общения. Цели и задачи культуры речи. |
2 |
Урок-беседа |
Методические указания |
Поиск материала по заданному материалу. Подготовить текст. |
9-10 |
Общение и его слагаемые. Речевой этикет. Происхождение речевого этикета. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические рекомендации |
Подготовить сообщение. |
|
11-12 |
Воспитательное значение этикета. Значение профессиональной этики. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Печатные пособия |
Составить смысловую схему речи. |
|
13-14 |
Кодекс речевого поведения делового человека. Этикет как национальное, социальное, психологическое явление. |
2
|
Урок- дискуссия |
Методические рекомендации |
Подготовить краткое выступление, анализ текста. |
|
15-16 |
Особенности русского речевого этикета. Употребление речевого этикета в повседневном общении. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Составить смысловую схему речи. |
|
17-18 |
Использование формул речевого этикета. Невербальные средства общения. |
2 |
Урок-практикум |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Подготовить презентацию. Знать смысловые модели. |
|
19-20 |
Фонетика |
Фонетические нормы. Акцентологические нормы языка. Нормы ударения и произношения. |
2 |
Урок-лекция |
Печатные пособия |
Анализ текста. Подготовить сообщение. |
21-22 |
Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Составить карточки. Подготовить дополнительный материал. |
|
23-24 |
Лексика |
Понятие о лексике. Лексика с точки зрения происхождения. |
2 |
Урок-лекция |
Печатные пособия |
Подготовить связный текст. Анализ текста |
25-26 |
Слово. Его лексическое значение. Фразеологизмы. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. |
|
27-28 |
Использование в тексте форм слова. Употребление заимствованных слов. |
2 |
Урок-практикум |
Методические пособия |
Составить карточки. Дополнительный материал. |
|
29-30 |
Изобразительно-выразительные свойства языка. Нормы лексики. Лексические ошибки и их исправление. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические рекомендации |
Подготовить анализ текста. |
|
31-32 |
Морфология |
Части речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация Методические указания |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа. |
33-34 |
Ошибки в формообразовании. |
2 |
Комбинированный урок |
Методические указания |
Анализ текста. Разработать карточки. |
|
35-36 |
Синтаксис |
Нормы синтаксиса. Стилистическое использование синтаксиса. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план ответа |
37-38 |
Приемы синтаксической организации речи. Синтаксические средства речевой выразительности. |
2 |
Урок-презентация |
Методические рекомендации Презентация |
Дополнительный материал. |
|
39-40 |
Стилистика |
Функциональные стили литературного языка. Особенности официально-делового стиля. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия |
Подготовить презентацию. |
41-42 |
Сфера использования, языковые признаки официально-делового стиля. |
2 |
Урок-лекция |
Методические указания Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Дополнительный материал. |
|
43-44 |
Деловое общение |
Актуальность и значимость делового общения. Психологические аспекты делового общения. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Методические указания Печатные пособия |
Составить план ответа. |
45-46 |
Особенности делового общения. Виды делового общения. |
2 |
Урок-презентация |
Презентация |
Подготовить сообщение. |
|
47-48 |
Оформление деловых бумаг. Составление резюме. Имидж делового человека. Вербальный имидж. |
2 |
Практическое занятие |
Методические указания |
Подготовить сообщение. Составить резюме. |
|
49-50 |
Коммуникативные барьеры. Визитная карточка в деловой жизни. |
2 |
Комбинированный урок |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Подготовить сообщение. Разработать дизайн визитной карточки. |
|
51-52 |
Риторические навыки и умения |
Виды подготовки к публичному выступлению. Трансформация состояния страха в позитивный контекст. |
2 |
Урок-презентация |
Методические указания Презентация |
Подготовить выступление на определенную тему. |
53-54 |
Письменная и устная подготовка к выступлению перед деловыми партнерами. Композиция речи, ее основные элементы. |
2 |
Урок-лекция |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Написать тезисы выступления. |
|
55-56 |
План речи. Недостатки композиции. Алгоритм публичного выступления. |
2 |
Урок сообщения нового материала. |
Печатные пособия Методические рекомендации |
Составить опорную схему Подготовить план речи. |
|
57-58 |
Приемы эффективного общения с аудиторией. Методики убедительной презентации собственных идей. |
2 |
Комбинированный урок |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Составить алгоритм публичного выступления. |
|
59-60 |
Методы убедительной аргументации. Технология работы с возражениями. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия Методические указания |
Подготовить сообщение. |
|
61-62 |
Полемическое мастерство |
Деловая беседа. Характеристика и классификация споров. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Поиск материала по заданной теме. Составить план беседы. |
63-64 |
Деловой конфликт. Культура делового спора. Доводы, приемы, уловки в споре. |
2 |
Урок- лекция |
Печатные пособия и методические указания |
Подготовить сообщение по заданной теме. Разработать карточки с классификацией споров. |
|
65-66 |
Доказывание и убеждение. Импровизация и метафорические техники деловых споров. |
2 |
Урок сообщения нового материала |
Печатные пособия |
Подготовить вопросы по заданной теме. Подготовить презентацию |
|
67-68 |
Полемические приемы. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. |
2 |
Урок-лекция |
Методические рекомендации Печатные пособия |
Подготовить тему для делового спора. Разработать опорную схему. |
|
69-70 |
Профессиональная этика делового человека. |
2 |
Урок повторения и закрепления пройденного материала |
Печатные пособия, таблицы |
Повторить пройденный материал. |
|
71-72 |
Заключение |
Особенности развития риторики 21 века. |
2 |
Обобщающий урок |
Печатные пособия |
1