План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (для детей с нарушениями зрения с амблиопией и косоглазием)
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
(для детей с нарушениями зрения с амблиопией и косоглазием)
Средняя группа (4-5 года)
20__- 20__ уч. год
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Заключение по результатам диагностики:
Развитие зрительного восприятия –
Развитие осязания и мелкой моторики –
Развитие ориентировки в пространстве –
Развитие социально-бытовой ориентировки –
Развитие речи-
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Развитие зрительного восприятия | Учить развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах. Формировать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов. Развивать умение различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). Формировать умение детей находить предметы, геометрические фигуры определенной формы, цвета, величины в окружающем мире. Развивать умение детей различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки. Совершенствовать умение соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению: находить реальный предмет: пирамидка подбирается вначале по цветному, затем по силуэтному, а позже по контурному изображению. Формировать умение выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету). Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т. д. |
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить понимать расположение и название некоторых пальцев Упражнять в умении выполнять заданные педагогом действия: всей рукой; отдельными пальцами Учить узнавать на ощупь игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры и тела; различает величину предметов: Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая, теплая – холодная и т.п.). Развивать зрительно-моторную координацию. |
Развитие ориентировки в пространстве | Учить ориентироваться «на себе», выполнять действия по определению верхней и нижней, правой и левой, передней и задней сторон «на себе»: Ориентироваться с помощью сохранных анализаторов – слуха и осязания, определяет источник звука. Упражнять в умении ориентироваться в помещениях группы, кабинета и в некоторых помещениях детского сада (знать и показывать, как пройти до музыкального и физкультурного зала, кабинета врача); Учить ориентироваться в ближайших направлениях пространства с точкой отсчёта «от себя, ориентируется в процессе передвижения «Иди до названного предмета» Упражнять в умении ориентироваться в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения: «Покажи переднюю (заднюю), верхнюю (нижнюю) стороны игрушки»; Учить ориентироваться в микропространстве: верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа. |
Развитие социально-бытовой ориентировки | Учить знать своё имя, фамилию, имена своих родителей, свой адрес. Понимать назначение окружающих предметов. Ориентироваться в окружающем мире, различать времена года, учить классифицировать предметы по основным признакам. Закрепить умение рассказывать о труде взрослых ближайшего окружения (работников Детского сада) Учить объяснять элементарные социально – бытовые ситуации «Что делают дети в группе»; «Что делают в кабинете врача?» Закреплять умение владеть навыками социального поведения: здороваться, просить о помощи, благодать за помощь, предлагать свою помощь. Учить осознавать и объяснять свои сенсорные возможности. С помощью чего ты узнал игрушку, предмет. |
Развитие речи | Учить правильно произносить все звуки родного языка; использовать в речи существительные, обозначающие профессии. Закрепить умение употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные. Упражнять согласовывать слова в роде, числе, падеже; Учить пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам; употреблять предложения с однородными членами. |
Рекомендации: Зрительно – охранительный режим, снятие зрительного напряжения, пособия крупного и среднего размера, яркие. Упражнения на расслабление.
Продолжительность занятий 15 минут.
Зрительная нагрузка №
Учитель-дефектолог______________
Дата______________