План проекта «Вместе весело шагать по просторам… »
План проекта “Вместе весело шагать по просторам…»
Автор проекта - учитель географии Майорова Мария Александровна
Г. Ярослалвь
Цели проекта (глобальная):
- Приучение к здоровому образу жизни через познавательную деятельность учащихся
- Формирование у детей навыков находить и решать проблемы используя знания из различных областей учебных дисциплин.
В связи с переходам к новым стандартам обучения, в которых половину времени отдается на региональный компонент (краеведческий аспект), мы считаем было бы правильно организовать определенный курс практики, в котором дети могли реализовать свои теоретические познания, накопившиеся за год обучения.
Суть проекта: организация туристко-краеведческой деятельности учащихся.
Проект будет охватывать множество аспектов:
По мимо уже вышеназванных аспектов (формирования здорового образа жизни, умение самостоятельно находить пути решения, применяя ранее полученные знания), наш проект так же будет ориентирован на:
- Экологическое воспитание;
- Гражданско-патриотическое становление учащихся;
- Сплоченность коллектива, и формирование у них понятия взаимопомощи и взаимовыручки;
- Основы БЖ на природе; и др.
Как уже было сказано, что Туристско-краеведческая деятельность — это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительные признаки : передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самостоятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда. В связи с этим мы разбили наш проект на 4 мини-проекта, которые будут решать не только вышепоставленные цели, но и свои узконаправленные конкретные цели.
Мы распределили с учетом возрастных и умственных способностей детей курсы биологии, географии и истории по классам. В 8 классе мы предполагаем комплексное использование знаний и методик наблюдений, полученные за предыдущие 3 года.
5 класс. Работа с экосистемами города Ярославля
Проблема: Изменение естественных экосистем под влиянием деятельности человека.
Цель: Выявить взаимосвязь всех компонентов экосистем и произвести сравнительный анализ естественных и антропогенных экосистем.
Маршрут:
Естественные экосистемы:
- Поле за Альтаиром
- Сосновый бор в Яковлевском
Искусственные (антропогенные) экосистемы:
- Карьеры в районе Альтаира
- Лапинские карьеры (Нижний поселок)
Мероприятия по созданию благоприятной среды для реализации проекта:
Посещение музея-заповедника отдела Природы, Посещение ботанического сада и зоологического музея при ЕГФ ЯГПУ, Участие в конкурсе День птиц, Работа с определителями, атласами, гербариями.
Конкретный результат: Создание атласа экосистем г. Ярославля
6 класс. ГО г.Ярославля
Проблема: Слабое использование краеведческого материала на практике
Цель: Изучить географическую оболочку и ее закономерности на краеведческого материала
Маршрут:
- Крестовские карьеры (геологические разрез)
- р. Нора (гидрологические промеры)
- Которосльная набережная (климатологические измерения)
- Изучение биосферы на примере естественной экосистемы (поле за Альтаиром)
Мероприятия по созданию благоприятной среды для реализации проекта:
Посещение геологического музея им.Иванова при ЯГПУ, Ведение дневника погоды, Работа с приметами погоды, работа со справочными материалами, работа с оборудованием. Работа с раздаточным материалом (горные породы), работа с Красной книгой Ярославской области и т.д.
Результат: Создание паспорта Географической оболочки г.Ярославля.
7 класс. История родного края.
Проблема: отсутствие заинтересованности учащихся в изучении истории своего края
Цель:познакомить детей с историей родного города, развить чувство патриотизма к своей малой родине.
Маршрут:
1.Экскурсии по историческим памятникам города (музеи, памятники, церкви),изучение архитектуры города. (Ильинская площадь, пл.Богоявления, Красная пл.)
2. Работа с геральдикой. Исследование особенностей планировки города, архитектуры и улиц. (ул.Панина, ул.Е.Колесовой, ул.Блюхера)
3. «Ярославль в лицах»; (Л.В. Собинов, Н.А.Некрасов, Ф.Г.Волков, В.В.Терешкова)
4. Изучение истории развития мануфактуры и промышленности города на примере Моторного, Судостроительного , Мукомольного заводов (экскурсии на предприятия)
Мероприятия по созданию благоприятной среды для реализации проекта:
Посещение краеведческого музея, работа с архивными документами, работа со справочниками.
Результат: Создание визитной карточки города Ярославля.
8 класс. Дальняя комплексная практика.
Проблема: Взаимосвязь предметов изучаемых в школе и неумение учащихся использовать теоретические знания на практике.
Цель: Формирование здорового образа жизни и умение применять накопленные знания в ходе реализации практической деятельности учащимися.
Место проведения комплексной практики:
Даниловский район, станция Пантилеево, пойма малой реки Касть.
Мероприятия по созданию благоприятной среды для реализации проекта:
Повторение ранее изученного материала, усиленная физическая подготовка, работа со справочным материалом, составление основных правил поведения в лесу и т.д.
Результат: Полевой дневник. Создание комплексного отчета (электронного пособия) по Ярославской области (Даниловский р-он)
В дальнейшем реализация этого проекта будет затрагивать другие районы Ярославской области, т.о. мы создадим полное комплексное электронное пособие по Ярославской области, в которое будут включены не только теоретические материалы, но и опыт из практики, методические разработки проведения наблюдений и походов, результаты исследований, результаты экологических экспериментов, данные из полевых дневников учащихся и т.д.
В основе нашего проекта лежит не только практическая деятельность по вышеперечисленным предметам, но и формирование в учащихся определенной заинтересованности в туристкой деятельности, которая осуществляет цели и задачи физической культуры и безопасности.
Здоровье:
Проблема: Малоподвижность учащихся, малоподготовленны к физическим нагрузкам, пассивность и т.д.
Цель: Привлечение детей к физкультурно-массовым мероприятиям и развитие двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты и т.д.)
Мероприятия которые подготовят учащихся к походу:
Туристическая эстафета – полоса препятствий ( постановка палатки на время, разжигание костра, собирание и разбирание рюкзака, выбор места стоянки, снятие с места стоянки), подвижные игры, спортивное ориентирование, турслеты.
Обучение пользованием топором, пилой, лопатой. Курс лекций о гигиене в полевых условиях.
Результат: Здоровые отдохнувшие с хорошим эмоциональным настроем учащиеся
Безопасность:
Проблема: выживание в городе и в природе с случаях ЧС, стихийных бедствий
Цель: Научить правилам ориентирования на местности . Дать основные понятия техники безопасности и правил поведения в природе.
Мероприятия которые подготовят учащихся к походу:
Ориентирование на местности, казаки – разбойники, туристическая секция, школа юного бойца, экскурсия в пожарную часть, работа со справочным материалом, лекции по оказанию первой медицинской помощи и др.
Результат: Живые и здоровые вернувшиеся домой учащиеся.
Подведем итоги:
Презентация. Сопровождение текста. Проект
PPT / 26.97 Мб
/data/files/x1613483602.ppt (Презентация. Сопровождение текста. Проект)Т.о.: Проект направляет учащихся на приобщение к здоровому образу жизни;
Такой проект – это хорошая «школа жизни»;
В ходе реализации проекта открываются новые возможности изучения краеведческого аспекта учащимися;
В проекте четко прослеживаются метапредметные связи, которые требуются по ФГОСам;
Происходит сплоченность коллектива, проявление индивидуальности и самостоятельности каждого из учащихся;