План урока по математики в 6 классе теме «Простое и составное число»

2
0
Материал опубликован 15 September 2021 в группе

Наумова Анжелика Константиновна

Учитель математики МОУ СОШ №4

Г.Усть-Кут

План урока по теме: «Простое и составное число»

1.Подготовительный этап (3 мин)

Цель: Актуализировать знание определения понятия «делитель»; умение распознавать натуральные числа; умение сравнивать числа с единицей; умение находить делители числа (по определению); умение находить количество делителей.

Прием: Фронтальный опрос

У: Что называется делителем числа?

Самостоятельная работа

Вариант 1.

Назовите делители числа 32?

Среди чисел 4, 25, 33, 56, 92, 100, 111, 125 найдите те, которые делятся на 5.

Какие числа являются натуральными 0, 6/7, 5, 0.4, 50, 8/10, 13?

Назовите компоненты деления:

16÷8=2, 16 - …, 8 - …, 2 - …

Сравнить с единицей натуральные числа:

5/5…1; 0…1; 0.5…1; 9/5…1; 7…1

Вариант 2

Назовите делители числа 50?

Среди чисел 0, 9, 10, 17, 25, 60, 62, 99 найдите те, которые делятся на 3.

Какие числа являются натуральными 0, 6/9, 10, 7.4, 50, 10/10, 16?

Назовите компоненты деления:

27÷3=9, 27 - …, 3 - …, 9 - …

Сравнить с единицей натуральные числа:

0…1; 0.56…1; 78…1; 6/6…1; 9…1

2.Мотивационный этап(5 мин)

Цель: Возбудить интерес обучающихся к изучения понятия «простые и составные числа»

Вид мотивации: возбуждение интереса учащихся к изучению понятия

Прием: Лабораторная работа

У: Ребята, нам требуется найти все простые числа от 1 до 100. Для этого зачеркнем те числа, которые делятся на 2, на 3, на 5, на 7, но числа 2, 3, 5, 7 не зачеркиваем.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100



1

2

3

t1631721266aa.gif4

5

t1631721266ab.gif6

7

t1631721266ac.gif8

t1631721266ad.gif9

t1631721266ae.gif10

11

t1631721266af.gif12

13

t1631721266ag.gif14

t1631721266ah.gif15

t1631721266af.gif16

17

t1631721266ai.gif18

19

t1631721266ah.gif20

t1631721266aj.gif21

t1631721266ak.gif22

23

t1631721266al.gif24

t1631721266am.gif25

t1631721266an.gif26

t1631721266ao.gif27

t1631721266ap.gif28

29

t1631721266aq.gif30

31

t1631721266ar.gif32

t1631721266as.gif33

t1631721266at.gif34

t1631721266au.gif35

t1631721266ar.gif36

37

t1631721266av.gif38

t1631721266aw.gif39

t1631721266ax.gif40

41

t1631721266ay.gif42

43

t1631721266az.gif44

t1631721266ba.gif45

t1631721266ay.gif46

47

t1631721266bb.gif48

t1631721266bc.gif49

t1631721266bd.gif50

t1631721266be.gif51

t1631721266bf.gif52

53

t1631721266bg.gif54

t1631721266bg.gif55

t1631721266bh.gif56

t1631721266bg.gif57

t1631721266bi.gif58

59

t1631721266bj.gif60

61

t1631721266bk.gif62

t1631721266bl.gif63

t1631721266ai.gif64

t1631721266bm.gif65

t1631721266bn.gif66

67

t1631721266ai.gif68

t1631721266bo.gif69

t1631721266bp.gif70

71

t1631721266bq.gif72

73

t1631721266br.gif74

t1631721266bs.gif75

t1631721266bt.gif76

t1631721266bs.gif77

t1631721266bu.gif78

79

t1631721266bv.gif80

t1631721266bl.gif81

t1631721266bw.gif82

83

t1631721266ah.gif84

t1631721266ah.gif85

t1631721266af.gif86

t1631721266bx.gif87

t1631721266ah.gif88

89

t1631721266by.gif90

91

t1631721266bz.gif92

t1631721266ca.gif93

t1631721266ai.gif94

t1631721266by.gif95

t1631721266af.gif96

97

t1631721266ah.gif98

t1631721266ah.gif99

t1631721266ah.gif100



3.Ориентировочный этап (10мин)

Цель: Ввести определение понятия «простые и составные числа»

Способ введения: Конкретно-индуктивный

Метод: Объяснительно-иллюстративный

3.1. Этап введения определения понятия.

У.: Молодцы, ребята! А теперь давайте найдем делители числа 1

Д.: 1: только 1

У.: Числа 2

Д.: 2: 1 и 2

У.: Числа 3

Д.: 3: 1 и 3

У.: Числа 5

Д.:5: 1 и 5

У.: Числа 7

Д.: 7: 1 и 7

У.: Числа 11

Д.: 11: 1 и 11

У.: Числа 13

Д.: 13: 1 и 13

У.: Как мы уже заметили, каждое последующее число имеет только 2 делителя, а единица только 1.

У.: Дети, давайте найдем делители зачеркнутых чисел нашего решета. Возьмем число 4. Какие делители оно имеет?

Д.: 4: 1, 2 и 4

У.: Число 6

Д.: 6: 1, 2, 3 и 6

У.: Число 8

Д.: 8: 1, 2, 4 и 8

У.: Число 9

Д.: 9: 1, 3 и 9

У.: Ребята, как мы уже заметили, каждое последующее зачеркнутое число имеет больше 2-х делителей.

Ребята, давайте заполним таблицу.

Число

Делители числа

Количество делителей

1

1

1

2

1,2

2

3

1,3

2

4

1,2,4

3

5

1, 5

2

6

1,2,3,6,

4

7

1,7

2

8

1, 2, 4, 8

4

9

1, 3, 9

3

11

1, 11

2

13

1, 13

2





У:    На сколько групп можно разделить данные числа?

Д: на три группы.

У:  Выделите их.

Д:  - Первая группа: число, которое имеет один делитель. Это 1.

       - Вторая группа: числа, которые имеют несколько делителей.

       - Третья группа: числа, у которых два делителя.

У: Посмотрите на таблицу, и ответьте на вопрос: какой общий делитель есть у всех этих чисел? Назовите его.

Д: - Это единица.

У: Давайте выделим существенные признаки чисел 2 группы:

Натуральное число

Больше 1

Имеет больше 2-х делителей

    Из этого следует, что такие числа называются составными. Составным числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и имеет более двух делителей. Связь конъюнктивная.

А теперь давайте выделим существенные признаки чисел 3 группы:

Натуральное число

Больше 1

Имеет два делителя (1 и само себя)

Из этого следует, что такие числа называются простыми. Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само себя. Связь конъюнктивная.

3.2. Формирование ведущего действия: формирование действия распознавания простых и составных чисел.

У: Ребята, давайте выделим существенные признаки для того, чтобы определить каким является число: простым или составным. Для этого нам нужно:

Определить, является ли число натуральным.

Если да, то определить является ли данное число больше 1

Найти делители числа.

Посчитать количество делителей: если два делителя, то число простое;

если более двух делителей, то число составное

У: А теперь давайте выделим существенные признаки на примере числа 4, чтобы определить каким оно является: простым или составным.

Натуральное ли это число? Да, следовательно, ставим +

Больше 1? Да, следовательно, ставим +

Делители числа 4: 1, 2, 4>2 делителей, следовательно, число 4 составное.

Связь конъюнктивная.

Точно также давайте заполним таблицу для остальных примеров.

Пример

Натуральное число

Больше 1

Имеет два делителя (1 и само себя)

Вывод: простое или составное?

4

+

+

-

Составное

7

+

+

+

Простое

9

+

+

-

Составное

11

+

+

+

Простое

13

+

+

+

Простое

А что можете сказать о единице?

1-ни простое, ни составное.

3.3. Формирование других действий.

Работа с таблицей простых чисел.

У.: Для того, чтобы определить, является ли число простым, мы можем воспользоваться таблицей простых чисел, которая находится у нас на форзаце учебника. Для этого нужно посмотреть, есть ли нужное нам число в таблице простых чисел. Если это число есть в таблице, то оно простое. Если же нужного нам числа нет в таблице, то оно составное.

4.Обучение применению понятия

4.1.Обучение непосредственному применению понятия

Выделите простые и составные числа: 81, 16, 160, 191, 93

81: 1, 3, 9, 27, 81-больше 2-х делителей, следовательно, число 81-составное

16: 1, 2, 4, 8, 16- больше 2-х делителей, следовательно, число 16-составное

160: 1, 2, 4, 5, 8, 10, 16, 20, 40, 80, 160- больше 2-х делителей, следовательно, число 160-составное

191: 1 и 191- 2 делителя, следовательно, число 191-простое

93:1, 3, 93- больше 2-х делителей, следовательно, число 93-составное

97: 1 и 97- 2 делителя, следовательно, число 97- простое

Простое число умножили само на себя и отняли 8 . В результате получили 41. Запишите это число.

Решение. 1) 7*7=49

2) 49-8=41

Ответ: 7

Заданы числа: 345; 5395; 59510; 3639; 6390; 594; 495; 5689
- Выделите числа, которые делятся на 2; 59510, 6390, 594
- Выделите числа, которые делятся на 3; 345, 3639, 594, 495
- Выделите числа, которые делятся на 5; 345, 5395, 59510, 6390, 495

Задано неравенство: 12 < x < 25. Найдите, какие простые числа, удовлетворяют данному неравенству.

Ответ: 13, 17, 19, 23

4.2 Установление внутриматематических связей

Разложите следующие числа на простые множители: 30; 46; 82; 85; 240;

Решение: 30=2*3*5

46=2*23

82=2*41

85=5*17

240=2*3*5*2*2*2

4.3. Установление межпредметных связей и обучение практическому применению понятия «простые и составные числа»

1. Таня сплела 13 браслетов и решила подарить их своим подругам. Скольким подругам Таня может подарить браслеты, чтобы каждой досталось одинаковое количество браслетов?

Решение: Д(13)={1,13} t1631721266cb.gifТаня может подарить браслеты либо 1 подруге 13 штук, либо 13 подругам по 1.

Итог урока:

У.: Итак, ребята, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке?

Д.: Простое и составное число

У.: Какое число называется простым?

Д.: Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само себя.

У.: Какое число называется составным?

Д.: Составным числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и имеет более двух делителей.

У.: Каким числом является 1?

Д.: Единица не является ни простым, ни составным числом.

У.: Ребята, вы у меня просто молодцы! Запишите домашнее задание.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.