Планирование экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе.
Планирование экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
Тема недели | Тема экспериментальной деятельности | Цель | Оборудование | Источники |
Сентябрь | ||||
1 неделя: Диагностика | Посадим дерево | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком, глиной, палочки. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 33 |
| Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Песок, глина, листы бумаги, 1-минутные и 5-минутные песочные часы, лупа, сито. | Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с. 219 Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 32 |
2 неделя: Диагнос тика | Песчаный конус | Помочь определить. Может ли песок двигаться. | Песок, плоская емкость. | Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.220 |
| Ветер | Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 33 |
3 неделя: Диагностика | Где вода7 | Определить, что песок и глина по -разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 34 |
4 неделя: Диагностика | Волшебный материал | Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 34 |
Октябрь | ||||
1 неделя: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью.» | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 55 |
| Почему цветы осенью вянут? | Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. | Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 61 |
2 неделя: «Огород. Овощи» | Живой кусочек. | Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 67 |
| Что внутри? | Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. | Стебель петрушки. Моркови, деревянные бруски, лупа. емкость с водой, любое растение, алгоритм деятельности. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 67 |
3 неделя: «Сад. Фрукты» | У кого какие детки? | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Рассмотреть строение семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды(слива, вишня), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекции семян и растений. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 19 |
| Где прячутся детки? | Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | Почва. Лист и семена любого растения, фрукты и овощи. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 19 |
4 неделя: «Лес. Грибы и лесные ягоды» | Как развивается растение? | Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | Семена, предметы ухода за растениями: влажная ткань, лупа. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 20 |
| Лиственный лес. | Реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности. | Коробка из-под обуви. Клей, древесные опилки, цветная бумага, мох, сухой чай, ветки деревьев. Глина, пластилин, краски, кисточка, ножницы. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 126 |
Ноябрь | | | | |
1 неделя: «Одежда. Головные уборы» | Мир ткани. | Познакомить с разными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащевка), ножницы, емкости, алгоритм деятельности. | Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.254 Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 126 |
2 неделя: «Обувь» | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности. Толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; алгоритм описания свойств материала. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 48 |
3 неделя: «Игрушки» | Упрямые предметы (инерция) | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки. открытки или картонки, монеты, рабочие листы простые карандаши. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 48 |
4 неделя: «Посуда» | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материалов. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 47 |
| Меня зовут Стеклянчик | Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность. | Подкрашенная вода, стеклянный человечек, стеклянная и фарфоровая вазы; разные изделия из стекла и фарфора. | Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.262 |
Декабрь | | | | |
1 неделя: «Зима. Зимующие птицы» | Как устроены перья у птиц? | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния», свеча, волос пинцет. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 79 |
| Изготовление кормушки | Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового материала. | цветная бумага, ножницы обычные, салфетка, фломастеры, скотч. | 365 опытов с.111 |
2 неделя: «Домашние животные и их детеныши» | Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки. Развивать умение действовать по алгоритму. | Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин.); алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка, фартуки клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 43 |
| Вода – растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворители: стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, кетики фиточая, мяты, воронки, фартуки клеенчатые, клеенки для столов. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 46 |
3 неделя: «Дикие животные и их детеныши» | Термометр | Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой и клеем. | Полоска картона, белая бумага, шнур, нить контрастного цвета, схема, разные виды термометров. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.264 |
| Согреем Заюшкину избушку. | Проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, самостоятельно находить новые решения при выполнении задания по условию. | Альбомные листы, карандаши, краски, фломастеры. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 120 |
4 неделя: «Новый год» | Украсим елочку. | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность. | Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 49 |
Январь | | | | |
2 неделя: «Мебель. Части мебели» | Сравнение древесины и металла; их качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из древесины и металла рассмотреть и сравнить их свойства (твердость, структура поверхности, цвет); и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде и теплопроводность, ковкость, металлический блеск. | Деревянные и металлические предметы, емкости с водой, магниты, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материала. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 16, с. 48 |
| Пластмасса, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из пластмассы, определять ее качества ( структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, теплопроводность) | Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 49 |
3 неделя: «Грузовой и пассажирский транспорт» | Что такое масса? | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. | Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 56 |
4 неделя: «Профессии на транспорте» | Испытание магнита. | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки; детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 91 |
| Как увидеть магнитные силы? | Показать магнитное поле вокруг магнитов. | Стаканчик. Металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 97 |
Февраль | | | | |
1 неделя: «Детский сад, профессии» | О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину появления звука – дрожание предметов. | Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 94 |
| Как сделать звук громче? | Обобщить представление детей о физическом явлении – звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. | Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 96 |
2 неделя: «Дом моды. Модельер» | Наряды куклы Тани. | Вспомнить какие виды тканей знают дети, свойства тканей (впитываемость); побудить устанавливливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Кукла, одежда, изображение разных эпох по сезонам, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные ткани, пипетка, лупа. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.255 |
3 неделя: «Наша армия» | Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | Таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 68 |
| Реактивный самолет. | Самостоятельно определить алгоритм деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; понять, что результат работы зависит от добросовестного отношения к ней. | Шаблоны деталей самолета, картон, карандаш, линейка, ножницы, клей, скотч, ластик, трубочка для коктейля,2 кнопки, 6 резиновых колец. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 118 |
4 неделя: «Профессии на стройке» | Чем можно измерять длину? | Расширить представления детей о мерах длины; условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в старину (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага ,отрез ткани длиной 2-3 метра, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 74 |
Март | | | | |
1 неделя: «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» | Путешествие капельки. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 70 |
2 неделя: «Комнатные растения» | Что любят растения? | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | 2-3 одинаковых растения (бальзамин или герань), предметы ухода, вода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 20 Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.222 |
| Нужен ли корешка воздух? | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Вода, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, 2 одинаковых растения в горшочках. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.230 |
3 неделя: «Пресноводные и аквариумные рыбы» | Кто живет в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Емкость с водой, игрушечные рыбки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде). иллюстрации животных. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 26 |
4 неделя: «Наш город» | Как происходит извержение вулкана? | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Картинка с изображение вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги для наблюдения, цветные карандаши; чайные ложки, пипетки. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 87 |
| Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 89 |
Апрель | | | | |
1 неделя: «Весенние работы на селе» | Земля – наша кормилица. | Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы. | Земля, вода, макет «Горы», таз, бумага, цветные карандаши. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.232 |
| Земля – наша кормилица. | Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле. | Макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка». | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.234 |
2 неделя: «Космос» | Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 102 |
| Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах, развивать умение действовать по алгоритму. | Мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; ложки, линейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки, карточки с алгоритмом действий. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 100 |
3 неделя: «Откуда хлеб пошел?» | Для чего корешки? | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. | Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 65 |
| Как увидеть движение воды через корешки? | Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. | Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 65 |
4 неделя: «Почта» | Секретные записки. | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. | Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 104 |
Май | | | | |
1 неделя: Каникулы | Этот удивительный воздух. | Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Мыльный раствор, свеча; трубочки для коктейля, рукавички, шприцы. Ватман с нарисованными трубами, блюдце, вата, пульверизатор, ватман голубого и белого цвета, влажные салфетки. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.222 |
| Вдох – выдох. | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха. | Вода, охлажденная вода, кипяченая вода, аквариум с рыбками. | Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.226 |
2 неделя: «Правила дорожного движения» | Почему предметы движутся? | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | Небольшие машины, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими силу трения. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 53 |
| | | | |
3 неделя: «Лето. Насекомые» | Как пчелки переносят пыльцу? | Выявить, как происходит процесс опыления у растений. | Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов. Коллекция насекомых, лупа. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 73 |
| Извивающиеся червяки | Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе; Выяснить, какова роль дождевых червей в природе; Какую пользу они приносят окружающей среде; как человек использует их в своих интересах. | | 365 опытов с. 108 |
4 неделя: «Лето. Цветы на лугу» | Где цветы? | Установить особенности опыления растений с помощью ветра. Обнаружить пыльцу на цветках. | Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 72 |
| Зачем одуванчику «парашютики»? | Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения | Семена одуванчика, лупа, вентилятор. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 74 |