Планирование экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе.

0
0
Материал опубликован 13 January


Планирование экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе

t1736774554aa.gifТема недели

Тема экспериментальной деятельности

Цель

Оборудование

Источники

Сентябрь





1 неделя: Диагностика


Посадим дерево


Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком, глиной, палочки.


Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников»

с. 33



Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Песок, глина, листы бумаги, 1-минутные и 5-минутные песочные часы, лупа, сито.

Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

с. 219

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 32


2 неделя:

Диагнос

тика

Песчаный конус

Помочь определить. Может ли песок двигаться.

Песок, плоская емкость.

Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.220



Ветер

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 33


3 неделя:

Диагностика

Где вода7

Определить, что песок и глина по -разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 34


4 неделя:

Диагностика

Волшебный материал

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 34

Октябрь





1 неделя:

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью.»

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 55



Почему цветы осенью вянут?

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 61

2 неделя: «Огород.

Овощи»

Живой кусочек.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 67


Что внутри?

Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

Стебель петрушки. Моркови, деревянные бруски, лупа. емкость с водой, любое растение, алгоритм деятельности.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 67

3 неделя:

«Сад. Фрукты»

У кого какие детки?

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Рассмотреть строение семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды(слива, вишня), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекции семян и растений.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 19


Где прячутся детки?

Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Почва. Лист и семена любого растения, фрукты и овощи.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 19

4 неделя:

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Как развивается растение?

Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

Семена, предметы ухода за растениями: влажная ткань, лупа.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 20


Лиственный лес.

Реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности.

Коробка из-под обуви. Клей, древесные опилки, цветная бумага, мох, сухой чай, ветки деревьев. Глина, пластилин, краски, кисточка, ножницы.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 126

Ноябрь





1 неделя:

«Одежда. Головные уборы»

Мир ткани.

Познакомить с разными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащевка), ножницы, емкости, алгоритм деятельности.


Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.254

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 126



2 неделя:

«Обувь»

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности. Толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; алгоритм описания свойств материала.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 48

3 неделя:

«Игрушки»

Упрямые предметы (инерция)

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки. открытки или картонки, монеты, рабочие листы простые карандаши.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 48

4 неделя:

«Посуда»

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материалов.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 47


Меня зовут Стеклянчик

Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Подкрашенная вода, стеклянный человечек, стеклянная и фарфоровая вазы; разные изделия из стекла и фарфора.

Мартынова Е. А., сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.262


Декабрь





1 неделя:

«Зима. Зимующие птицы»

Как устроены перья у птиц?

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния», свеча, волос пинцет.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 79


Изготовление кормушки

Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового материала.

цветная бумага, ножницы обычные,
коробка из под сока,
простой карандаш,
линейка,
клей ПВА,
кисть для клея,
лента,

салфетка,

фломастеры,

скотч.


365 опытов с.111

2 неделя:

«Домашние животные и их детеныши»

Какая бывает вода?

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки. Развивать умение действовать по алгоритму.

Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин.); алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка, фартуки клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 43


Вода – растворитель. Очищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворители: стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, кетики фиточая, мяты, воронки, фартуки клеенчатые, клеенки для столов.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 46

3 неделя:

«Дикие животные и их детеныши»

Термометр

Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой и клеем.

Полоска картона, белая бумага, шнур, нить контрастного цвета, схема, разные виды термометров.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.264



Согреем Заюшкину избушку.

Проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, самостоятельно находить новые решения при выполнении задания по условию.

Альбомные листы, карандаши, краски, фломастеры.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 120

4 неделя:

«Новый год»

Украсим елочку.

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.

Формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 49

Январь





2 неделя:

«Мебель. Части мебели»

Сравнение древесины и металла; их качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из древесины и металла рассмотреть и сравнить их свойства (твердость, структура поверхности, цвет); и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде и теплопроводность, ковкость, металлический блеск.

Деревянные и металлические предметы, емкости с водой, магниты, небольшие дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материала.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 16, с. 48


Пластмасса, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из пластмассы, определять ее качества ( структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, теплопроводность)

Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 49

3 неделя:

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Что такое масса?

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования.

Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 56

4 неделя:

«Профессии на транспорте»

Испытание магнита.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки; детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 91


Как увидеть магнитные силы?

Показать магнитное поле вокруг магнитов.

Стаканчик. Металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 97

Февраль





1 неделя:

«Детский сад, профессии»

О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину появления звука – дрожание предметов.

Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 94


Как сделать звук громче?

Обобщить представление детей о физическом явлении – звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 96

2 неделя:

«Дом моды. Модельер»

Наряды куклы Тани.

Вспомнить какие виды тканей знают дети, свойства тканей (впитываемость); побудить устанавливливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Кукла, одежда, изображение разных эпох по сезонам, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные ткани, пипетка, лупа.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.255


3 неделя:

«Наша армия»

Почему не тонут корабли?

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 68


Реактивный самолет.

Самостоятельно определить алгоритм деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; понять, что результат работы зависит от добросовестного отношения к ней.

Шаблоны деталей самолета, картон, карандаш, линейка, ножницы, клей, скотч, ластик, трубочка для коктейля,2 кнопки, 6 резиновых колец.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 118

4 неделя:

«Профессии на стройке»

Чем можно измерять длину?

Расширить представления детей о мерах длины; условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в старину (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага ,отрез ткани длиной 2-3 метра, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 74

Март





1 неделя:

«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Путешествие капельки.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 70

2 неделя:

«Комнатные растения»

Что любят растения?

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

2-3 одинаковых растения (бальзамин или герань), предметы ухода, вода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 20

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.222



Нужен ли корешка воздух?

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Вода, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, 2 одинаковых растения в горшочках.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.230


3 неделя:

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

Кто живет в воде?

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Емкость с водой, игрушечные рыбки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде). иллюстрации животных.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 26


4 неделя:

«Наш город»

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Картинка с изображение вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги для наблюдения, цветные карандаши; чайные ложки, пипетки.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 87


Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 89

Апрель





1 неделя:

«Весенние работы на селе»

Земля – наша кормилица.

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Земля, вода, макет «Горы», таз, бумага, цветные карандаши.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.232



Земля – наша кормилица.

Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.

Макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка».

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.234


2 неделя:

«Космос»

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 102


Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах, развивать умение действовать по алгоритму.

Мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; ложки, линейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки, карточки с алгоритмом действий.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 100

3 неделя:

«Откуда хлеб пошел?»

Для чего корешки?

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 65



Как увидеть движение воды через корешки?

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 65


4 неделя:

«Почта»

Секретные записки.

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность.

Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 104

Май





1 неделя:

Каникулы

Этот удивительный воздух.

Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Мыльный раствор, свеча; трубочки для коктейля, рукавички, шприцы. Ватман с нарисованными трубами, блюдце, вата, пульверизатор, ватман голубого и белого цвета, влажные салфетки.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.222



Вдох – выдох.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха.

Вода, охлажденная вода, кипяченая вода, аквариум с рыбками.

Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» с.226


2 неделя:

«Правила дорожного движения»

Почему предметы движутся?

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Небольшие машины, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими силу трения.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» с. 53






3 неделя:

«Лето. Насекомые»

Как пчелки переносят пыльцу?

Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов. Коллекция насекомых, лупа.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 73



Извивающиеся червяки

Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе;

 Выяснить, какова роль дождевых червей в природе;

 Какую пользу они приносят окружающей среде;  как человек использует их в своих интересах.



365 опытов с. 108

4 неделя:

«Лето. Цветы на лугу»

Где цветы?

Установить особенности опыления растений с помощью ветра. Обнаружить пыльцу на цветках.

Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 72



Зачем одуванчику «парашютики»?

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения

Семена одуванчика, лупа, вентилятор.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дошкольников» с. 74








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации