12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Саляева224
Россия, Свердловская обл., Сысертский район
Материал размещён в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»











ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ ГРУБУЮ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.









Учитель – логопед Саляева Е.А.











СЕНТЯБРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ


Развитие речевого дыхания.

Упражнение «Осенние цветочки» - медленно на­бираем воздух через нос. (Ах, как приятно пахнет!)
Следить, чтобы не поднимались плечи. Определяем цвет цветочка. Упражнение повторять 3-5 раз.

Развитие артикуляционной моторики.

Макси­мальное открывание и закрывание рта, растягивание губ в улыбку, в трубочку.


Развитие мелкой моторики.

Поглаживание мягкой игрушки кошки.


Развитие понимания речи.

Запомнить название игрушки, части тела кошки.


Накопление пассивного словаря.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу бегемот – береги РОТ!

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу коза – береги ГЛАЗА!

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу пёс – береги НОС!

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу хрюшки – береги УШКИ!

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу кошки – береги ЛАДОШКИ!


Вызывание звукоподражаний.

Используется игрушка-кошка

Кот на солнышке лежит (Мяу! Мяу!)

И уютно так урчит: (Мяу! Мяу!)

Где же песенка звучит? (Мяу! Мяу!)

Вот загадка – кот лежит (Мяу! Мяу!)






Сентябрь 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

Упражнение «Осенние цветочки» - медленно на­бираем воздух через нос. (Ах, как приятно пахнет!)
Следить, чтобы не поднимались плечи. Определяем цвет цветочка. Упражнение повторять 3-5 раз.

Развитие артикуляционной моторики.

«Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо- влево», снова спрятался в домике.

Развитие мелкой моторики.

Указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони:



"Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Ладушки, ладушечки,

Звонкие хлопушечки

Хлоп - хлоп - хлоп!»

Развитие понимания речи.

Послушать названия овощей, показать их по называнию.

Накопление пассивного словаря.

Рассматривание овощей, запоминание их названий , вкуса, цвета.

Вызывание звукоподражаний.

Жили-были два мишутки:

Старший мишка и малютка. (показываем руками два уровня роста)

Очень мишки те дружили,

Вместе в лес они ходили. (обнять себя руками)

Старший мишенька шагает –

ТОП – ТОП – ТОП – ТОП.

А малютка догоняет –

ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП.

Мишки танец начинают –

ТОП – ТОП – ТОП – ТОП.

И в ладошки ударяют –

ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП.





Октябрь 1 неделя


Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Осенние овощи» - берём огурец, чеснок, помидор. Медленно на­бираем воздух через нос. (Ах, как приятно пахнет!)
Следить, чтобы не поднимались плечи. Определяем цвет овоща. Упражнение повторять 3-5 раз.

2Развитие артикуляционной моторики.

«Надуть щёчки (щёчки толстые - худые).


3. Развитие мелкой моторики.

«Прилетели гули - голубочки - машут руками

На головку сели моей дочке - кладут руки на голову

Ой! Шу! Улетели - разводят руками

4. Развитие понимания речи.

Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Раз­витие собственных ощущений с использованием раз­личных поверхностей (сухие, мокрые), используется миска с тёплой, холодной водой

5. Накопление пассивного словаря.

Имитация движений "Умывание»


«Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки блестели,

Чтобы глазки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

6.Вызывание звукоподражаний.

Ножками потопали – ТОП, ТОП, ТОП!

Ручками похлопали – ХЛОП,ХЛОП,ХЛОП!

Сели, встали, снова сели.

А потом всю кашку съели – НЯМ, НЯМ, НЯМ!






Октябрь 2 неделя

Развитие речевого дыхания.

«Узнай фрукт». Логопед ставит на стол блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают
фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем логопед по очереди всем детям завязывает глаза и предлагает
узнать фрукт по запаху. Предварительно логопед на­поминает, как делается глубокий, длительный вдох;
следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем пред­лагает детям определить фрукты на вкус.


Развитие артикуляционной моторики.

Упраж­нение «Язычок гуляет». Язычок пошёл гулять (широ­кий, расслабленный язычок на нижней губе). В домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

«Лакание молочка»:

«Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовёт».

Развитие мелкой моторики.

а) побуждать детей удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать пальцы;

б) «птички пьют из бочки» - со­гнуть пальцы одной руки в кулак (бочка), пальцы другой руки попеременно встав­лять сверху в отверстие «бочки».


Развитие понимания речи.

Пассивный и активный гла­гольный словарь, состоящий из названий действий,
которые ребёнок совершает сам: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, говорит, рисует, везёт, подаёт.
Затем предлагается показать это на картинке, назвать. Выполнить действия по просьбе логопеда. Опреде­лить по имитации, кто что делает (символический праксис).


Накопление пассивного словаря.

Кошка. «Давай по­знакомимся». Уточняем части тела, чем питается, как подаёт голос, где живёт.


Вызывание звукоподражаний.

Ручками мы хлопаем – ДА,ДА,ДА!

Ножками мы топаем – ДА,ДА,ДА!

Ручками помашем – ДА,ДА,ДА!

Ножками попляшем – ДА,ДА,ДА!



Октябрь 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

«Ве­терок»: подуть на веточку с листочками:

Очень жаркий день-денёчек

Дунь — подунь, мой ветерочек

Ветерочек-ветерок,

Дунь-подунь, моё ветерок»,

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [А].


Упражнение «Птенчики». Сюжетная картинка «Гнездо с птенцами».



«Кушать птенчики хотят. Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят!

Мама зёрнышко несёт! Открывай пошире рот!»

Развитие мелкой моторики.

«Пальчиковый бассейн». Взрослый по­буждает детей достать со дна бассейна геометрические фигуры (захват щепот­кой, двумя пальчиками).

Развитие понимания речи.

Различать понятия большой- маленький, используя знакомые игрушки.

Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу, кто говорит.



Накопление пассивного словаря.

Заяц. Назвать части тела. Чем покрыто тело? Где живёт? Что любит?
Используются сюжетные картинки. По­нятия: заяц - зайцы, заяц - зайчик.



Вызывание звукоподражаний.

Скачет лягушонок: КВА, КВА, КВА!

Плавает утёнок: КРЯ, КРЯ, КРЯ!

Прыгает козлёнок: МЕ, МЕ, МЕ!

А за ним ягнёнок: БЕ, БЕ, БЕ!




Октябрь 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

Игра на дудочке.



Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [А].

«Бегемот» (Л. Волошина)

Раздаётся из болота: «аааааа!»

Грозный голос бегемота: «ааааааа!»

Он болото стережёт: «аааааааа!»

Грозным голосом поёт: «ааааа!»


Развитие мелкой моторики.

«Со­лим воду, еду, салат» - перетираю­щие движения тремя пальцами - боль­шим, указательным, средним (с целью активизации мышечных ощущений реко­мендуется проводить это упражнение в
мисочке с гречкой, рисом и т.д.).


Развитие понимания речи.

Учим детей узнавать игрушки по описа­нию. На столике шарик, кошка, птичка.
(«У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы. Унее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями. Он круглый, красный, пластмассовый».)


Накопление пассивного словаря.

«Дикие живот­ные». Белка. Порядок тот же.


Вызывание звукоподражаний.

Наш котёнок умывает лицо: МЯУ, МЯУ!

Моет ротик: МЯУ, МЯУ!

Моет ушки: МЯУ! МЯУ!

Моет хвостик: МЯУ, МЯУ!









Октябрь 5 неделя


Развитие речевого дыхания.

а) подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой;

б) сдувать с ладони перышко, ватку и т.д.


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артику­ляционного праксиса звука [И]:



«Улыбнулись губки,

показались зубки.

Губы улыбнулись,

к ушкам потянулись.


Развитие мелкой моторики.

«Повар». Выполняется в сопровожде­нии стихотворного текста:



«Варим, варим щи - круговые движения кистью в бас­сейне по часовой стрелке,

Щи у Вовы хороши» - против часовой стрелки.


Развитие понимания речи.

Учим детей понимать вопросы: «Где?», "Куда?», «Откуда?», «На чём?», выясняющие ме­стонахождения предметов. {Покажи и расскажи, где лежат книги и т.д.).


Накопление пассивного словаря.

Накопление словаря по изучаемой лексической теме

Вызывание звукоподражаний.

Руки вверх: Хлоп-хлоп-хлоп. - хлопаем в ладоши

Руки вниз: Топ-топ-топ! - стучим ногами

Руки в стороны: Ух-ух-ух! - машем кистями рук

Руки вперёд: Тук-тук-тук! - стучим кулачками





Ноябрь 1 неделя


Развитие речевого дыхания.

«Чей паровоз громче и дольше гу­дит?" (используются стеклянные пузырьки
из-под лекарства или духов). Взрослый дует в пузырёк, чтобы послышался свист,
затем предлагает то же сделать детям по
очереди, не надувая при этом щёк.


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса [О].

Упраж­нение «Шарик».

«Шарик губками возьми, О тихонько потяни».

Используются теннисные шарики разного размера. Это помогает округле­нию и выдвижению губ вперёд, активи­зации губной артикуляции.


Развитие мелкой моторики.

Имитация движения в сопровождении стихотворного текста:

«Пили, пила, -скользящие движения

Пили живей. - ребром ладони по поверхности стола

Мы домик строим для друзей».

Развитие понимания речи.

Различение форм единственного и множественного числа. "Покажи, где
нарисованы дом ~ дома, окно - окна, кукла - куклы» и т.д.


Накопление пассивного словаря.

Накопление словаря по изучаемой лексической теме

Вызывание звукоподражаний.

Ребёнок изображает рожки у коровы: Муу!

Молочка неси побольше: Муу!

Клеверком питайся спелым: Мууу!

Молоко чтоб было белым: Мууу!

По полям ходи, по горкам: Мууу!

Дома ждём тебя с ведёрком: Мууу!





Ноябрь 2 неделя


Развитие речевого дыхания.

"Ароматные коро­бочки». Коробочки с еловыми или со­сновыми иголками, апельсиновыми ко­рочками. Предлагается понюхать каждую коробочку и подобрать с аналогичным ароматом из набора взрослого.


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Э].
Упражнение «Мишка».

- «Э» как мишка вы пропойте,

Ротик широко откройте.

Ваня с мишенькой играет

И по комнате гуляет,

Как мишутка напевает:

«Э -э -э -э - э - э - э».

Развитие мелкой моторики.

«Пальчиковый бассейн». Взрослый по­буждает детей достать со дна бассейна геометрические фигуры (захват щепот­кой, двумя пальчиками).

Развитие понимания речи.

Научить детей быстро ориентироваться в названии действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий. Сначала: «Покажи, где маль­чик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы, где кошка спит». Затем из вопросов исключить названия субъек­тов и вопрос формулируется следующим образом: «Покажи, кто катается, кто сидит, кто стоит» и т.д.

Накопление пассивного словаря.

Накопление словаря по изучаемой лексической теме

Вызывание звукоподражаний.

Ребёнок изображает рожки у бычка: Бу-бу!

Я рогатый: Бу-бу!

Я хвостатый: Бу-бу!

Я ушастый: Бу-бу!

Очень страшный: Бу-бу!

Испугаю: Бу-бу!



Ноябрь 3 неделя

Развитие речевого дыхания.

Из бумаги сделаны снежные комочки. Чей комочек улетит дальше?


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [У],


Упражнение «Слоник».

На слонёнка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слонёнка погляжу,

Губы трубочкой сложу».

Развитие мелкой моторики.

Об­вести форму яйца, наложив на рисунок пластинку из прозрачного оргстекла, раскрасить яйцо (используются основные цвета: красный, жёлтый, зелёный). При необходимости - помощь взрослого.

Развитие понимания речи.

Нау­чить понимать вопрос «Чем?».

Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытер лицо? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчёсывает волосы?

Накопление пассивного и активного словаря и

Вместе с ребёнком строим за­бор из кирпичиков. На забор взлетел петух и закричал: «Ку - ка - ре - ку!» и т.д. Выясняем, что есть у петуха (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить). Затем появляются курица и цыплёнок. Уточняется их внешний вид, повадки, на­звания частей тела. Побуждаем ребёнка к звукоподражаниям: «Ко - ко - ко, пи - пи - пи, цып - цып - цып, ку - ка -ре - ку».

Вызывание звукоподражаний.

«Мишка» (Т. Башинская)

Мишка по лесу идёт: Топ, топ, топ, топ.

Мишка песенку поёт: Топ, топ, топ, топ.

Мишка шишки собирает: Топ, топ, топ, топ.

Мишка в речку их бросает: Топ, топ, топ, топ.





Ноябрь 4 неделя

Развитие речевого дыхания.

«Пузырьки» с использованием стакана наполовину наполненного водой, соломинки для кок­тейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки - вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами. Ребёнок учится кон­тролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности воды образуются пузырьки.

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [У]

«Филин» (Л. Волошина)

Ухал, охал, ахал филин: «У-у, у-у!»

Эхо слашалось в лесу: «У-у, у-у!»

Звери в страхе разбежались: «У-у, у-у!»

Песни фили испугались: «у-у, у-у!»

Развитие мелкой моторики.

Имитация движения в сопровождении стихотворного текста:

«Пили, пила, -скользящие движения

Пили живей. - ребром ладони по поверхности стола

Мы домик строим для друзей».

Развитие понимания речи.

Научить понимать вопросы, поставлен­ные к сюжетным картинкам (ситуации, знакомые детям):

кто совершает действие;

место действия;

объект действия.

Например, «Зимние забавы». Кто лепит снежную бабу? Скажи, что надето на голове, а что на ручках? Из чего лепят снежную бабу?

Накопление пассивного и активного словаря.

Логопед достаёт животное (собаку) и бе­седует с малышом о ней. «Кто это? Какие
части тела у неё есть? Покажи хвост, уши, спину, лапы. Какого цвета шерсть у
собаки? Чем она питается? Как кричит? Что умеет делать? Где живёт?» Взрослый
объясняет ребёнку, что собака - домаш­нее животное, живёт рядом с человеком,
человек заботится о ней.

Вызывание звукоподражаний, работа над слоговой структурой слова.

Скачет лягушонок: Ква, ква, ква!

Плавает утёнок: Кря, кря, кря!

Прыгает козлёнок: Ме-ме-ме!

А за ним ягнёнок: Бе-бе-бе!

А за ним ребята: Раз, два, три!

Весело шагают: По-смо-три!

Декабрь 1 неделя


Развитие речевого дыхания.

Игра «Мотылёк». На уровне глаз ре­бёнка крепится шнур с привязанными к нему бумажками ~ мотыльками разного цвета или величины. Логопед читает стихотворный текст, предлагает ребёнку подуть на мотылёк определённого цвета или величины:

«На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылёк взлетел»

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Ф].


Упражнение «Зайка».

«Ушки - на макушке,

А зубки — на губке».

Нижняя губа прижата к краям верх­них зубов, верхняя губа слегка как бы приподнята.

Упражнение «Ветерок». Направить внимание детей на то, что в «заборчике» между губой и зубами остаётся узкая щель, посередине которой про­ходит воздушная струя. Используется тактильный контроль ладонью взрослого и ребёнка.

Развитие мелкой моторики.

"На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят. - попеременно хлопают в ладоши, стучат кулач­ками.

Два медведя,

Буратино,

И весёлый Чипполино, - поочерёдно сгибают пальчики

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

Развитие понимания речи.

За­дание: разложи картинки в нужной по­следовательности. «Послушай и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе назову, корова, машина, кубик и т.д.».

Накопление пассивного и активного словаря.

«Помоги маме найти детёнышей».

На столе картинки с изображениями детёнышей, а себе логопед оставляет изображения взрослых.

Ребёнок ищет подходящую картинку и называет детёны­ша . При необходимости логопед помогает.


Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го класса слоговой структуры.





Декабрь 2 неделя


Развитие речевого дыхания.

Игра «Воздушные шары». Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [В].


Упражнение «Ветер»:



«Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай! (ВВВВВВВВВВВ)»




Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи. Рас­сматривание ёлки без игрушек. Ребёнку предлагается вспомнить всё, что знает о ней. Затем рассматриваем игрушки, уточняем цвет, из чего сделаны игрушки (из бумаги, из стекла, из пластмассы). Украшаем ёлку.

развитие понимания речи

«Что на ёлке, что под ёл­кой?» Предлоги «на» и «под» выделяем голосом.


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа нас словарём по лексической теме.

Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го класса слоговой структуры.

















Декабрь 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

Ребёнок дует через трубочку из плотной бумаги на ветку или перышко, лежащее
на столе.

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [П].


Упражнение «Рыбка»:



«Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт».



Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения смыкают губы.


Развитие мелкой моторики.

Нанизывание при­щепок на «Солнышко» - лучики и т.д. Затем предлагается снять прищепки по инструкции: сначала сними красные «лучики», затем зелёные «лучика», затем «жёлтые» лучики.




Развитие понимания речи.

Научить детей узнавать предметы по их назначению.

«Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять», «Чем ты будешь чистить зубы?» и т.д.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.


6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса слоговой структуры.















Декабрь 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

«Сдувание снежинок со снежной поляны» (с листа бумаги сду­ваются голубые бумажные снежинки).


Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение на звук [П]:



«Воздух в носик надувайся, [П] сквозь губы прорывайся!»


Развитие мелкой моторики.

«Пальчики здороваются» Пальчики правой руки «здороваются» с одноимён­ными пальчиками левой.

Развитие понимания речи.

Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию.


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.


6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса слоговой структуры.





















Январь 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

Задание: "Кто больше сдует одуванчиков?»


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Б].


Упражнение «Голосок»:



«[Б] легко произнести,

Голосочек подключи»,



Если озвончение звука идёт трудно, необходимо подключить тактильный кон­троль, приложив ручку ребёнка к гортани педагога, чтобы он ощутил, как дрожит «домик» голоска - горло.


Развитие мелкой моторики.



Пальчики одной руки «здороваются» с большим пальцем.

Развитие понимания речи.

Научить детей соотносить слова БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ с величиной предметов.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-2 го класса слоговой структуры.





















Январь 4 неделя


Развитие речевого дыхания.



Используем модуль «Кораблики». «Чей кораблик уплывёт дальше?»


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Т].


Развитие мелкой моторики.

Предлагается разобрать и собрать матрёшку из четырёх предметов


Развитие понимания речи.

Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-2 го класса слоговой структуры.































Январь 5 неделя


Развитие речевого дыхания.



На­дувание резиновых игрушек.


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Д].

Упражнение «Строим дом»:



«Мы построить дом хотим.

[Д] легко произнесём.



Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам. Установка: [Д] легко произнеси, Голосок свой подключи!» Для ощущения работы голоса под­ключаем тактильный контроль - тыльная сторона ладони логопеда и ребёнка.


Развитие мелкой моторики.

«Ушки» - указательный и средний пальцы вытяну­ты. Упражнение повторить 3-5 раз.




Развитие понимания речи.

Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –ы (-и).

Возьми шар – возьми шары

Возьми мяч – возьми мячи и т.д.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.



6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-2го класса слоговой структуры.











Февраль 1 неделя


Развитие речевого дыхания.

Задание: «Сдуй Колобка с пенька, помоги убежать от Лисы».


Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Игра с язычком»:



«Кто же так стучит - «тук, тук?»

-Язычок, наш верный друг.

Мы тихонько приседаем,

Язычками поиграем.

Нужно домик прибирать

Ну- ка, язычок - дружок,

Той, той, той!»



Стучат кончиком языка за верхними зубами.



Развитие мелкой моторики.

Ле­пим «орешки» для белочки {используем
пластилин).


Развитие понимания речи.

Научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –а (-я)

Покажи, где нарисован(ы) дом(а)


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.



6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.





Февраль 2 неделя


Развитие речевого дыхания.

«Сдуй бабочку с цветка»,


Развитие артикуляционной моторики.



Произносим звук [М], ис­пользуя тактильный контроль – тыльную сторону ладони логопеда и ребёнка.


Развитие мелкой моторики.

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку,

В миску — курицам, цыплятам

И в корытце — поросятам.

Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки.


Развитие понимания речи.

Научить детей различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут?

Кто копает, а кто покупает?

Кто купается, а кто катается? И т.д.


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.



6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.







Февраль 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

Ис­пользуется пособие Васильевой. «Сдуй зайку и его друзей о одного облачка на
другое».


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование артикуляционного праксиса для звука [Н].

«Песня слоника» (Л. Волошина)

Слоник песенки любил: «Ннн – ннн, ннн – ннн».

Слоник хоботом трубил: «Ннн – ннн, ннн – ннн»

Песня в голосе нашлась: «Ннн – ннн, ннн – ннн!»

Нам по голосу пришлась: «Ннн - , ннн - !»


Развитие мелкой моторики.


Нанизывание при­щепок на «Солнышко» - лучики и т.д. Затем предлагается снять прищепки по инструкции: сначала сними красные «лучики», затем зелёные «лучика», затем «жёлтые» лучики

Развитие понимания речи.

Научить детей понимать действия, изображённые на сюжетных картинках:

Витирается – вытирают

Одевается – одевают и т.д.


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.



6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.















Февраль 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

Исполь­зуется пособие Васильевой. «Помоги слонёнку загнать мяч в ворота».


Развитие артикуляционной моторики.

Учить переключаться с ар­тикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по оральному признаку. ([А] – губы кружочком, [У] - губы трубочкой, форма маленького кружочка, [И] - губы рас­тянуты в узенькую полоску).


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам:

Сидит – сидят

Стоит – стоят

И т.д.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.





























Март 1 неделя


Развитие речевого дыхания.


Пускаем мыльные пузыри. «У кого пузырей больше?»

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [Н].
Используется приём «Подражание», кинетический, тактильный контроль
тыльной стороной ладони взрослого и ребёнка.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Предложить детям показать на сюжетных картинках, кто совершает действие совместно с каким-то лицом или предметом, а кто совершает это же действие один.

Покажи, кто идёт с мамой, а кто идёт без мамы.

Покажи, кто везёт коляску с куклой, а кто без куклы. И т.д.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.


























Март 2 неделя


Развитие речевого дыхания.

Используется имитация свечи - дере­вянная палочка с перышком. "Кто задует
свечи одним выдохом?-

Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление гласных, умение различать по форме губ.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей объединять демонстрируемые предметы по их общему назначению. Например, из предметных картинок отобрать то, что тебе нужно для того, чтобы рисовать.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.



































Март 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

Ис­пользуются султанчики,

Развитие артикуляционной моторики.

«Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает:

«И - и - и».


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей понимать значения прилагательных, противоположных по значению:

Большой – маленький

Узкий – широкий

Длинный – короткий

Толстый - тонкий

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.


6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-3го класса слоговой структуры.

























Март 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

«Сдуй шмеля с цветка» (из методиче­ского пособия Васильевой).

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [X]:



"Тёплый воздух выдыхай.

Свои ручки согревай!»



Ребёнок должен тактильно ощутить тёплую выдыхаемую струю.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей объединять демонстрируемые предметы по их общему назначению. Например, из предметных картинок отобрать то, что тебе нужно для того, чтобы рисовать(повторение).


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в двусоставные предложения.





Апрель 1 неделя


Развитие речевого дыхания.


«Сдуй стрекозу» (из методического по­собия Васильевой).


Развитие артикуляционной моторики.

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [К].
Упражнение «Потеряли мы кота»:

«Язык книзу та - та - та.



Потеряли мы кота.



Язык книзу та - та - та,



Где же нам найти кота?»



Ребёнок многократно повторяет слог «та - та - та», в это время педагог при­жимает кончик языка книзу (шпателем или зондом), постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «тя», затем -•кя» и, наконец, «ка».



Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей понимать значения прилагательных, противоположных по значению:

Большой – маленький

Узкий – широкий

Длинный – короткий

Толстый - тонкий


Накопление пассивного и активного словаря.

«Весна». Признаки весны. Наблюдение за снегом. Одежда людей. Игра «Оденем куклу Лялю на прогулку».

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в двусоставные предложения.



Апрель 2 неделя


Развитие речевого дыхания.


Развитие артикуляционной моторики.

Читается сказка про малень­кого котёнка, который хотел научиться говорить. Упражнение «Качели» - напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, прямые руки одновре­менно с языком выпрямлять то вверх, то вниз.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей определять взаимоотношения действующих лиц. Спросить о реальности изображённой ситуации.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк? И т.д.

Накопление пассивного словаря.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в двусоставные предложения.



Апрель 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

«Лошадка» - используется приём подражания.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей понимать пространственное положение предметов, выраженное предлогами НА, ПОД, В.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в двусоставные предложения.





Апрель 5 неделя


Развитие речевого дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Футбол».

На­пряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.


Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в простые предложения.





Май 1 неделя


Развитие речевого дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей определять взаимоотношения действующих лиц. Спросить о реальности изображённой ситуации. (повторение)

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк? И т.д.


Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

Работа над слоговой структурой слова.

«Песня машиниста» (А. Введенский)

Спят ли волки? Спят. Спят.

Спят ли пчёлки? Спят. Спят.

Спят синички? Спят. Спят.

А лисички? Спят. Сяпт.

А тюлени? Спят. Спят.

А олени? Спят. Спят.

А все дети? Спят спят.

Все на свете. Спят спят….







Май 2 неделя


Развитие речевого дыхания.

Развитие длительного, плавного вдоха (используется цветок сирени). «Ах, какой
аромат!».


Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в простые предложения.



Май 3 неделя


Развитие речевого дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Накопление пассивного и активного словаря.

Работа над словарём по лексической теме недели.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в простые предложения.



Май 4 неделя


Развитие речевого дыхания.

Цветок одуванчика. «Ах, какой аромат!»


Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие понимания речи.

Научить детей понимать пространственное положение предметов, выраженное предлогами НА, ПОД, В (повторение).


Накопление пассивного и активного словаря.

6. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-4го класса слоговой структуры. Объединение слов в простые предложения.





Литература:



Жукова Н.С.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Изд-вд АРД ЛТД, 1999.



Пятница Т.В., Башинская Т.В.

Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1.,2. – М., ТЦ Сфера



Опубликовано в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.