План-конспект и анализ урока по биологии в 9 классе на тему «Биосинтез белков в живой клетке»
План-конспект и анализ урока
по биологии в 9 классе МБОУ №71 города Дзержинск
на тему «Биосинтез белков в живой клетке», проведенного
Кашировой Еленой Евгеньевной,
слушателем-стажером
курсов профессиональной переподготовки
«Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Тема урока: « Биосинтез белка»
Дата проведения:
Место в учебном плане: урок №10. Глава II. Основы учения о клетке.
Класс: 9 класс общеобразовательной школы.
Цель:
Сформировать знания о значении и механизме биосинтеза белка
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции.
2. Дать представление о генетическом коде и его основными свойствами.
3. Изучить основные виды РНК
Развивающие:
1. Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу;
2. Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
3. Продолжить формирование умений работать с интерактивной доской
Воспитательные:
1. Воспитание умения четко организовать самостоятельную работу,
2. Формировать интерес к учению и познавательную активность учащихся
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: мультимедийная установка.
План-конспект урока.
Цель урока: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке.
Задачи урока:
Учебные:
Формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма.
Характеристика стадий биосинтеза белков: транскрипция и трансляция.
Обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков.
2. Развивающие:
закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Развитие самостоятельности в работе с учебным материалом.
3. Воспитательные:
Формирование мировоззренческого мышления.
Ход урока:
I.Организационный момент. Сообщение темы урока.
II. Актуализация.
1) Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17, 6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие).
Рисунок 1
2) Что такое метаболизм? (Совокупность реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы её жизнедеятельности.)
3) Что такое ассимиляция? (Совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток.)
Несколько учеников (по количеству ученических компьютеров) получают индивидуальные задания, связанные с работой на компьютерах:
Выполнить задание, используя интерактивный конструктор «Собери нуклеотид» (п.6 ОК).
Выполнить задание, используя интерактивное задание «Принцип комплементарности» (п.6 ОК).
Остальные ученики опрашиваются устно, используя мультимедийный проектор:
Прокомментируй интерактивную схему «Строение белковых молекул» (п.6 ОК).
Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Ядро» (п.8 ОК), расскажи об особенностях его строения и выполняемых функциях.
Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Рибосомы» (п.8 ОК), расскажи об особенностях их строения и выполняемых функциях.
III. Изучение новой темы. Рассказ учителя с элементами беседы о биосинтезе белка. На интерактивной доске демонстрируется анимация «Схема синтеза белка на полисоме». Во время беседы учащиеся записывают определения в тетрадь. «Каждая живая клетка создает (синтезирует) составляющие ее вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Биосинтез – образование органических веществ, происходящее в живых клетках с помощью ферментов и внутриклеточных структур. Биосинтез, осуществляемый в процессе обмена веществ, всегда идет с потреблением энергии».
На интерактивной доске демонстрируется таблица «Схема структуры молекулы АТФ». «Главным поставщиком энергии для биосинтеза служит АТФ. Ферменты, отщепляя остатки фосфорной кислоты от молекулы АТФ, обеспечивают выделение энергии и тем самым создают возможность ее использования для биосинтеза».
На интерактивной доске демонстрируется интерактивная схема «Виды РНК». «В биосинтезе молекул участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты, рибосомы и различные РНК (иРНК, тРНК, рРНК). Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах.
Демонстрируется интерактивная схема «Этапы реализации наследственной информации». Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь. Записывают определения транскрипция и трансляция в тетрадь. «Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, т.е. кодируют его первичную структуру. Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:
Демонстрируется анимация «Транскрипция». «Биосинтез белка начинается с транскрипции. Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей по принципу комплементарности выстраиваются нуклеотиды».
Демонстрируется анимация «Трансляция». «Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами. Рибосомы – «сборочный аппарат» клетки.»
Демонстрируется интерактивный рисунок «Строение транспортной РНК». Учащиеся зарисовывают схему РНК в тетрадь. «Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемых кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга».
IV. Закрепление.
Устный опрос по пройденному материалу.
Словарная работа: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет
Используя записи в тетрадях и текст учебника, ученикам предлагается индивидуально выполнить интерактивные задания:
«Составьте иРНК по фрагменту ДНК»,«Определение антикодона тРНК и аминокислоты по кодону иРНК»
V. Подведение итогов. Оценивание.
Интерактивный тренажер после § 10
Давайте подведем итоги. Синтез белка состоит из двух этапов: транскрипция (образование информационной РНК по матрице ДНК, протекает в ядре клетке) и трансляции (эта стадия проходит в цитоплазме клетки на рибосомах).
VI. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что вам понравилось?
Выставление оценок, их комментирование.
VII. Домашнее задание
Изучить § 10.
Ответить на вопросы в конце § 10.
Творческое задание. С применением материалов Образовательного комплекса и собственных фотографий и рисунков. Сделать презентацию «Биосинтез белков в живой клетке».
Анализ урока в 9 «а» классе
«Биосинтез белка», проведенного Кашировой Еленой Евгеньевной
учителем индивидуального обучения МБОУ школа№71
Урок «Биосинтез белка» был проведен в 9 «а» классе. В данном классе обучается 16 человек. Из них имеют отметки «4» и «5» 75% (12) обучающихся, «3» - 25% (4) обучающихся. Класс по уровню знаний – выше среднего.
Урок «Биосинтез белка» - урок №10 главы II «Основы учения о клетке». Этой теме отводится 1 час из 10 часов. Эта тема является продолжением предыдущего материала «Обмен веществ в живой клетке». Последующая тема раскрывает основы биосинтеза углеводов – фотосинтез в растительной клетке. Для данного класса тема несложная, она помогает обосновать роль различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков как одного из вариантов пластического обмена (анаболизма).
На данном учебном занятии учащиеся должны владеть элементарными навыками работы на компьютере: владение мышкой, работа с клавиатурой. Для проведения урока необходимо следующее оборудование: компьютер, оборудованный мультимедийным проектором; система звуковоспроизведения; интерактивная доска; компьютеры с установленным образовательным комплексом «1С:Школа. Основы общей биологии, 9 кл.» (8-9 компьютеров). Анимации и интерактивные задания помогают ученику в понимании и запоминании учебного материала, который обычно вызывает затруднения при работе с обычным учебником. Данное занятие сложно провести без использования ИКТ.
На уроке была поставлена следующая цель: познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке. Задачи урока: формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма, обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков, закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Для выполнения этих целей и задач урок построен таким образом, что в начале урока идет повторение и закрепление знаний о строении клетки, структур клетки, которые участвуют в биосинтезе. Повторяется понятие комплементарности, по этому принципу и идет сборка белковых молекул на полисоме.
При изучении новой темы сначала повторяется материал о строении АТФ – главного поставщика энергии для биосинтеза, различных видах РНК, участвующих в биосинтезе. Затем демонстрируется флешролик «Транскрипция» где в интерактивном режиме показан процесс списывания наследственной информации с ДНК на иРНК. Диктором доступно объясняются все этапы транскрипции. Далее происходит опрос по закреплению полученных знаний.
На втором этапе новой темы демонстрируется второй флешролик «Трансляция» где показан процесс сборки белковых молекул на полисоме. На каждом из этих этапов урока происходит первичное закрепление каждого понятия по новой теме.
На этапе закрепления знаний проводится словарная работа с новыми понятиями: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет. Затем используется интерактивный тренажер § 10 (ОК).
На уроке для лучшего усвоения применялись следующие виды учебной деятельности: опрос, слушание, работа с текстом учебника, самостоятельная работа с интерактивными заданиями, ответы на вопросы. Для контроля знаний по изученной теме были применены следующие методы контроля: самостоятельная работа с последующей проверкой с использованием ИКТ, создание при опросе нестандартных ситуации с вопросом «Почему?»
Считаю, что цели урока были достигнуты, задачи урока выполнены, формы учебной деятельности полностью соответствуют выбранным средствам ИКТ. Часть интерактивных заданий можно использовать на последующих уроках по данной теме в качестве повторения и закрепления знаний и умений.