План-конспект интегрированного урока истории и английского языка в 7 классе «Ченслер на Севере»
План-конспект урока истории и английского языка в 7 классе (ФГОС)
Тема. Ченслер на Севере
Цель – знакомство с историей установления торговых отношений России и Англии.
Задачи:
познакомиться с историей установления отношений России и Англии;
определить роль Севера в установлении торговых отношений с Англией;
повторить материал по теме «Московское государство в XVI в.»;
создать реконструкцию «Русский Север в XVI в.»;
развивать навыки поиска информации;
развивать навыки английской речи;
формировать ценностное отношение к истории родного края.
Тип урока: комбинированный с элементами театрализации (ФГОС)
Действующие лица:
Ченслер с матросами
Иван Грозный
Толмач
Бояре с дьяками
Крестьяне
Оборудование: карта, рисунок пути Ченслера, карточки, костюмы
Подготовка:
домашнее задание для нескольких учеников по определению товаров (найти информацию и сделать таблички для доски, чем в 16 веке торговали мы с англичанами (экспорт и импорт);
домашнее задание для нескольких учеников по определению морского путешествия корабля Ченслера (подготовить карту пути);
перевести слова Ченслера и его грамоту на английский язык;
выучить текст для театрализации (в том числе на английском языке).
№ | Этапы урока | Содержание | Деятельность учеников |
I | Организа-ционный | Проверка готовности | |
II | Вступительное слово учителя | Учителя: Сегодня у нас будет сразу и урок истории, и урок английского языка. Посмотрите на тему и скажите, почему мы сегодня совместили наши уроки? - «Ченслер на Севере» - тема урока. О чем будем говорить? (беседа о Руси 16 века, об Англии, о Ченслере, о Поморье) - Почему Ченслер (или Ченслор) так важен для нас с вами? (Роль Севера в развитии России) - Цель урока? (знакомство с историей установления торговых отношений России и Англии) | Слушают, отвечают. |
III | Работа с картой | - Начнем с географии. Проследим путь Ченслера к нам (рисунок на карте, выполненный дома) - Таким образом, Ченслер, случайно попав на Русь, не растерялся. Он понял, что, хотя это не Индия и не Китай, незнакомая страна богата, торговать с ней выгодно. - Попробуем представить, как могла происходить первая встреча англичан и русских. | Выступление подготовленного ученика |
IV | Театраль-ная постановка | 1. Сцена на берегу Белого моря. Прибытие корабля «Эдвард Бонавентура» (слайд на экране). Люди разбегаются. - Ой, какой большой корабль!... - Чужой корабль!... - Чужаки!... Ченслер с компанией сошёл на берег (говорит по-английски): - Что это за земля? Кто вы? Кто управляет вами? (люди не понимают и разбегаются, но не все., объяснения жестами, показ товаров, о грамоте) - Антип, отправляйся в Холмогоры за боярином! Прибывают бояре с толмачом. Ч: - Не бойтесь нас! Мы прибыли из Англии, у нас есть Грамота от нашего христианского короля к вашему императору! Мы искали путь в Индию и Китай. Б (толмач переводит): -Но это не Индия, и не Китай! Это Русь. Нашим государством управляет православный царь Иван Васильевич. Что вы хотите? Ч: - Мы хотим торговать с вами. Что вы можете нам предложить? Мы покажем, что есть на нашем корабле. Б: - Без разрешения нашего государя мы не можем покупать ваши товары, но можем показать свои. (Крестьяне подходят и показывают товары. Ченслер и компания интересуются, таблички помещают на доску). В Москве Царь: - Добро пожаловать в наше государство, капитан Ченслер. Как добрались? Ч.: -Здравствуйте, Ваше величество! Спасибо. Все хорошо. Но путешествие было очень длинным, какие у вас расстояния! Ц.: - Я уже знаю, какова ваша цель. Вы хотите установить торговые отношения с нами. С вами грамота от вашего короля? Толмач читай! Толмач: Приложение 1. Писано 14 февраля 1553 года «Всем Государям, "обитающим страны северныя и восточныя за Ледовитым морем, а также Восточную Индию". Бог создал людей для жизни в общении с другими и чтоб они любили и взаимно были любимы, оказывали благодеяния и принимали взаимные благодеяния. В особенности же должно поступать человеколюбиво и милостиво "с людьми торговыми, которые странствуют по всей вселенной, переплывают моря и переходят пустыни, дабы доставлять в отдаленнейшие страны и государства предметы хорошие и полезные, которые, по благости Божьей, находятся в их стране, и дабы обратно вывозить оттуда то, что они там полагают получить для пользы своей страны... Ибо Творцу неба и земли, во Всевышней заботливости о человеческом роде, не угодно было, чтобы всё находилось в какой либо одной стране". Ц.: - Мы рады этому. Что вы нам можете предложить? Ч.: - Ткани, оловянную посуду, туфли, зеркала, гребни, пуговицы и другие предметы. (таблички на доску) Ц.: - Хорошо, мы подпишем договор с вами. Ч.: - Вы дадите нам свободу торговли? Низкие пошлины? Ц.:- Если мы сможем договориться, торговать мы вам разрешим и беспошлинно. Ч.: - О, это очень хорошо! Ц.: - Но вы должны изучить характер нашего народа, наши обычаи. Никакой закон или обычай не может нарушаться вашими людьми. Ч.: - Хорошо, Ваше Величество! Ц.: - Поезжайте, обсудите это с вашим королем. Я отправлю с Вами грамоту. Ч.:- Хорошо, Ваше Величество! (кланяясь, уходит) Учитель истории: В марте 1554 года Ченслер был отпущен из Москвы с грамотой от Царя Ивана Васильевича к королю Эдуарду VI. В 1556 году Ричард Ченслер прибыл к нам снова заключить договор. В Англию вместе с Ченслером был отправлен и Осип Непея. До Англии Ченслер не доплыл, утонув во время бури. | Участвуют Ученики показывают таблички: соль, смолу, сало, воск, пушнину, лен, рыбу, жемчуг, пеньку… |
V | Заключе-ние | Учитель истории: Непея привез в Москву царю подарки от английского короля и грамоту. - На столах карточки с текстом, в нем отрывки из двух грамот, прочитайте про себя. Какие выводы можете сделать? Что для этого надо сделать? (сравнить). Приложение 2 Установление торговых отношений стало важнейшим событием в истории двух стран. В 1555 г. в Англии была создана Московская компания, которая существовала до 1917 г.! - Товары, которые мы вывозили – ЭКСПОРТ. - Товары, которые мы покупали – ИМПОРТ. (работа с картинками на доске). На самом деле товаров было значительно больше. Россия получила европейские знания, вышла из изоляции, а Англия получила выгодную торговлю и необходимые материалы для строительства кораблей. Сигизмунд, польский король, был очень недоволен. Но русско-английские отношения развивались. А начало им было положено на нашей северной земле. | Самостоятельно работают с карточками |
VI | Наши слова в англ. языке | Учитель английского языка: Давайте посмотрим, какие слова перешли из русского языка в английский. | Работа с карточками |
VII | Итог урока | Учитель истории: - Почему и английский король, и русский царь были рады установить торговые отношения в 16 веке? - Какова цель урока? Мы ее достигли? В 1584 г. по указу Ивана Грозного основали Архангельск, через который пошла торговля со всеми западными странами. Мы по праву можем гордиться этим вкладом Русского Севера в развитие России! На Яграх в Северодвинске установлен памятный знак. -Чему научились на уроке? Спасибо всем! | Беседа |
Используемые источники:
Р.Ченслер Книга о великом и могущественном царе России// https://history.wikireading.ru/179401
http://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chancellorr.php
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chanselor/text.phtml?id=1770
ПРИЛОЖЕНИЯ
Английская грамота
Писано от 14 февраля 1553 года
«Всем Государям, обитающим страны северныя и восточныя за Ледовитым морем, а также Восточную Индию. Бог создал людей для жизни в общении с другими и чтоб они любили и взаимно были любимы, оказывали благодеяния и принимали взаимные благодеяния. В особенности же должно поступать человеколюбиво и милостиво "с людьми торговыми, которые странствуют по всей вселенной, переплывают моря и переходят пустыни, дабы доставлять в отдаленнейшие страны и государства предметы хорошие и полезные, которые, по благости Божьей, находятся в их стране, и дабы обратно вывозить оттуда то, что они там полагают получить для пользы своей страны... Ибо Творцу неба и земли, во Всевышней заботливости о человеческом роде, не угодно было, чтобы всё находилось в какой либо одной стране".
Карточки для самостоятельной работы
В марте 1554 года Ченслер был отпущен из Москвы с грамотой от Царя Ивана Васильевича к королю Эдуарду VI. В этой грамоте Царь объявляет, что английские суда и корабли могут приходить "когда и как часто пожелают с благонадежностию, что им не будет учинено зла". "И если, - пишет Царь королю английскому, "ты пришлешь к нам из советников Вашего Величества договориться с нами, дабы твоей страны торговые люди могли со всякими товарами приходить, и где в наших владениях пожелают учредить свой торг, и иметь там повольный торг со всякой свободой по всем нашим владениям со всякими товарами и туда со всякими товарами приходить и оттуда уходить по их желанию, чтобы никто им не чинил вреда или препятствий по сей нашей грамоте и по нашему слову за нашей печатью".
Осип Непея привез королевскую грамоту от 1557 г., заслуживающую внимания. В этой грамоте выражается, прежде всего, благодарность английского правительства за пожалование английским купцам права беспошлинной торговли в пределах московского государства. Вслед затем, однако, подтверждается со стороны короля Филиппа и королевы Марии право подданных московского царя, "если они пожелают приехать к нам (в Англию) и вести торговлю в сем нашем королевстве Англии, свободно приезжать в сказанное наше королевство Англию и вести свои дела во всех его частях, оставаться в нем и выезжать из оного когда и сколько раз им нужно будет". Сверх того, за московскими торговыми людьми было обеспечено право свободно торговать во всем королевстве с освобождением от "уплаты сборов и привозных пошлин наравне с подданными других христианских Государей, ведущими торговлю внутри нашего королевства". Для этой цели, сказано далее в грамоте, "мы назначим для ваших купцов в нашем городе Лондон одно или несколько зданий, приличных для сего торга, в коих они сами бы жили и складывали свои товары". Для разбирательства же всех споров и тяжб был назначен судьей верховный канцлер английского королевства.