План-конспект интегрированного урока истории и английского языка в 7 классе «Ченслер на Севере»

3
0
Материал опубликован 26 September 2020

План-конспект урока истории и английского языка в 7 классе (ФГОС)

Тема. Ченслер на Севере

Цель – знакомство с историей установления торговых отношений России и Англии.

Задачи:

познакомиться с историей установления отношений России и Англии;

определить роль Севера в установлении торговых отношений с Англией;

повторить материал по теме «Московское государство в XVI в.»;

создать реконструкцию «Русский Север в XVI в.»;

развивать навыки поиска информации;

развивать навыки английской речи;

формировать ценностное отношение к истории родного края.

Тип урока: комбинированный с элементами театрализации (ФГОС)

Действующие лица:

Ченслер с матросами

Иван Грозный

Толмач

Бояре с дьяками

Крестьяне

Оборудование: карта, рисунок пути Ченслера, карточки, костюмы

Подготовка:

домашнее задание для нескольких учеников по определению товаров (найти информацию и сделать таблички для доски, чем в 16 веке торговали мы с англичанами (экспорт и импорт);

домашнее задание для нескольких учеников по определению морского путешествия корабля Ченслера (подготовить карту пути);

перевести слова Ченслера и его грамоту на английский язык;

выучить текст для театрализации (в том числе на английском языке).


Этапы урока

Содержание

Деятельность учеников

I

Организа-ционный

Проверка готовности


II

Вступительное слово учителя

Учителя: Сегодня у нас будет сразу и урок истории, и урок английского языка. Посмотрите на тему и скажите, почему мы сегодня совместили наши уроки?

- «Ченслер на Севере» - тема урока. О чем будем говорить? (беседа о Руси 16 века, об Англии, о Ченслере, о Поморье)

- Почему Ченслер (или Ченслор) так важен для нас с вами? (Роль Севера в развитии России)

- Цель урока? (знакомство с историей установления торговых отношений России и Англии)

Слушают, отвечают.

III

Работа с картой

- Начнем с географии. Проследим путь Ченслера к нам (рисунок на карте, выполненный дома)

- Таким образом, Ченслер, случайно попав на Русь, не растерялся. Он понял, что, хотя это не Индия и не Китай, незнакомая страна богата, торговать с ней выгодно.

- Попробуем представить, как могла происходить первая встреча англичан и русских.

Выступление подготовленного ученика

IV

Театраль-ная постановка

1. Сцена на берегу Белого моря. Прибытие корабля «Эдвард Бонавентура» (слайд на экране). Люди разбегаются.

- Ой, какой большой корабль!...

- Чужой корабль!...

- Чужаки!...

Ченслер с компанией сошёл на берег (говорит по-английски):

- Что это за земля? Кто вы? Кто управляет вами? (люди не понимают и разбегаются, но не все., объяснения жестами, показ товаров, о грамоте)

- Антип, отправляйся в Холмогоры за боярином!

Прибывают бояре с толмачом.

Ч: - Не бойтесь нас! Мы прибыли из Англии, у нас есть Грамота от нашего христианского короля к вашему императору! Мы искали путь в Индию и Китай.

Б (толмач переводит): -Но это не Индия, и не Китай! Это Русь. Нашим государством управляет православный царь Иван Васильевич. Что вы хотите?

Ч: - Мы хотим торговать с вами. Что вы можете нам предложить? Мы покажем, что есть на нашем корабле.

Б: - Без разрешения нашего государя мы не можем покупать ваши товары, но можем показать свои.

(Крестьяне подходят и показывают товары. Ченслер и компания интересуются, таблички помещают на доску).

В Москве

Царь: - Добро пожаловать в наше государство, капитан Ченслер. Как добрались?

Ч.: -Здравствуйте, Ваше величество! Спасибо. Все хорошо. Но путешествие было очень длинным, какие у вас расстояния!

Ц.: - Я уже знаю, какова ваша цель. Вы хотите установить торговые отношения с нами. С вами грамота от вашего короля? Толмач читай!

Толмач: Приложение 1.

Писано 14 февраля 1553 года

«Всем Государям, "обитающим страны северныя и восточныя за Ледовитым морем, а также Восточную Индию". Бог создал людей для жизни в общении с другими и чтоб они любили и взаимно были любимы, оказывали благодеяния и принимали взаимные благодеяния. В особенности же должно поступать человеколюбиво и милостиво "с людьми торговыми, которые странствуют по всей вселенной, переплывают моря и переходят пустыни, дабы доставлять в отдаленнейшие страны и государства предметы хорошие и полезные, которые, по благости Божьей, находятся в их стране, и дабы обратно вывозить оттуда то, что они там полагают получить для пользы своей страны... Ибо Творцу неба и земли, во Всевышней заботливости о человеческом роде, не угодно было, чтобы всё находилось в какой либо одной стране".

Ц.: - Мы рады этому. Что вы нам можете предложить?

Ч.: - Ткани, оловянную посуду, туфли, зеркала, гребни, пуговицы и другие предметы. (таблички на доску)

Ц.: - Хорошо, мы подпишем договор с вами.

Ч.: - Вы дадите нам свободу торговли? Низкие пошлины?

Ц.:- Если мы сможем договориться, торговать мы вам разрешим и беспошлинно.

Ч.: - О, это очень хорошо!

Ц.: - Но вы должны изучить характер нашего народа, наши обычаи. Никакой закон или обычай не может нарушаться вашими людьми.

Ч.: - Хорошо, Ваше Величество!

Ц.: - Поезжайте, обсудите это с вашим королем. Я отправлю с Вами грамоту.

Ч.:- Хорошо, Ваше Величество! (кланяясь, уходит)

Учитель истории: В марте 1554 года Ченслер был отпущен из Москвы с грамотой от Царя Ивана Васильевича к королю Эдуарду VI. В 1556 году Ричард Ченслер прибыл к нам снова заключить договор.

В Англию вместе с Ченслером был отправлен и Осип Непея. До Англии Ченслер не доплыл, утонув во время бури.

Участвуют



















Ученики показывают таблички: соль, смолу, сало, воск, пушнину, лен, рыбу, жемчуг, пеньку…

V

Заключе-ние

Учитель истории: Непея привез в Москву царю подарки от английского короля и грамоту.

- На столах карточки с текстом, в нем отрывки из двух грамот, прочитайте про себя. Какие выводы можете сделать? Что для этого надо сделать?

(сравнить). Приложение 2

Установление торговых отношений стало важнейшим событием в истории двух стран. В 1555 г. в Англии была создана Московская компания, которая существовала до 1917 г.!

- Товары, которые мы вывозили – ЭКСПОРТ.

- Товары, которые мы покупали – ИМПОРТ. (работа с картинками на доске).

На самом деле товаров было значительно больше. Россия получила европейские знания, вышла из изоляции, а Англия получила выгодную торговлю и необходимые материалы для строительства кораблей. Сигизмунд, польский король, был очень недоволен. Но русско-английские отношения развивались. А начало им было положено на нашей северной земле.

Самостоятельно работают с карточками

VI

Наши слова в англ. языке

Учитель английского языка: Давайте посмотрим, какие слова перешли из русского языка в английский.

Работа с карточками

VII

Итог урока

Учитель истории:

- Почему и английский король, и русский царь были рады установить торговые отношения в 16 веке?

- Какова цель урока? Мы ее достигли?

В 1584 г. по указу Ивана Грозного основали Архангельск, через который пошла торговля со всеми западными странами. Мы по праву можем гордиться этим вкладом Русского Севера в развитие России! На Яграх в Северодвинске установлен памятный знак.

-Чему научились на уроке?

Спасибо всем!

Беседа

Используемые источники:

Р.Ченслер Книга о великом и могущественном царе России// https://history.wikireading.ru/179401

http://www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chancellorr.php

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chanselor/text.phtml?id=1770

ПРИЛОЖЕНИЯ

Английская грамота

Писано от 14 февраля 1553 года

«Всем Государям, обитающим страны северныя и восточныя за Ледовитым морем, а также Восточную Индию. Бог создал людей для жизни в общении с другими и чтоб они любили и взаимно были любимы, оказывали благодеяния и принимали взаимные благодеяния. В особенности же должно поступать человеколюбиво и милостиво "с людьми торговыми, которые странствуют по всей вселенной, переплывают моря и переходят пустыни, дабы доставлять в отдаленнейшие страны и государства предметы хорошие и полезные, которые, по благости Божьей, находятся в их стране, и дабы обратно вывозить оттуда то, что они там полагают получить для пользы своей страны... Ибо Творцу неба и земли, во Всевышней заботливости о человеческом роде, не угодно было, чтобы всё находилось в какой либо одной стране".



Карточки для самостоятельной работы

В марте 1554 года Ченслер был отпущен из Москвы с грамотой от Царя Ивана Васильевича к королю Эдуарду VI. В этой грамоте Царь объявляет, что английские суда и корабли могут приходить "когда и как часто пожелают с благонадежностию, что им не будет учинено зла". "И если, - пишет Царь королю английскому, "ты пришлешь к нам из советников Вашего Величества договориться с нами, дабы твоей страны торговые люди могли со всякими товарами приходить, и где в наших владениях пожелают учредить свой торг, и иметь там повольный торг со всякой свободой по всем нашим владениям со всякими товарами и туда со всякими товарами приходить и оттуда уходить по их желанию, чтобы никто им не чинил вреда или препятствий по сей нашей грамоте и по нашему слову за нашей печатью".



Осип Непея привез королевскую грамоту от 1557 г., заслуживающую внимания. В этой грамоте выражается, прежде всего, благодарность английского правительства за пожалование английским купцам права беспошлинной торговли в пределах московского государства. Вслед затем, однако, подтверждается со стороны короля Филиппа и королевы Марии право подданных московского царя, "если они пожелают приехать к нам (в Англию) и вести торговлю в сем нашем королевстве Англии, свободно приезжать в сказанное наше королевство Англию и вести свои дела во всех его частях, оставаться в нем и выезжать из оного когда и сколько раз им нужно будет". Сверх того, за московскими торговыми людьми было обеспечено право свободно торговать во всем королевстве с освобождением от "уплаты сборов и привозных пошлин наравне с подданными других христианских Государей, ведущими торговлю внутри нашего королевства". Для этой цели, сказано далее в грамоте, "мы назначим для ваших купцов в нашем городе Лондон одно или несколько зданий, приличных для сего торга, в коих они сами бы жили и складывали свои товары". Для разбирательства же всех споров и тяжб был назначен судьей верховный канцлер английского королевства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.