ПЛАН-КОНСПЕКТ урока французского языка в IХ классе «Le portable à l’école / Смартфон в школе».

0
0
Материал опубликован 16 May

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока французского языка в IХ классе

«Le portable à l’école / Смартфон в школе».


Пояснительная записка


Тема данного урока «Le portable à l’école / Смартфон в школе» является как никогда актуальной. Сегодня мы, педагоги, наблюдаем за стремительным развитием современных технологий и таким же стремительным падением уровня обученности наших школьников. Мы нередко сталкиваемся с проблемой зависимости современных детей от гаджетов, и, в то же время, видим постоянное снижение мотивации к учению. Кроме того, здоровье наших учащихся, как физическое, так и ментальное, ухудшается год от года. А осознают ли современные дети те опасности, которые хранит в себе мобильный телефон? Задумываются ли над возможными последствиями постоянного «зависания в волшебном экране»? И как школа влияет на эту растущую привязанность к цифровым технологиям? Ответы на эти и другие вопросы мы постарались найти с учащимися IX класса в рамках урока французского языка.

При планировании урока были использованы элементы технологии активной оценки (АО: ключевой вопрос, цели, сформулированные самими учащимися, НаЧтоБОВ / ÀQuoiJeFA : «на что буду обращать внимание / à quoi je ferai attention», взаимооценка, была предусмотрена обратная связь), а также интерактивное задание. Для повышения эффективности урока были предусмотрены карточки-опоры и дифференцированное контрольно-оценочное задание).

Воспитательный потенциал урока реализовывался через отбор содержания учебного материала, организацию взаимодействия и общения на уроке, использование современных методов, образовательных технологий, обеспечивающих развитие компетенций и способствующих общему становлению личности ребенка.

Необходимо учитывать, что план данного урока разработан для учащихся, изучающих французский язык в гимназии. Лексико-грамматический материал достаточно сложный, поэтому для реализации замысла урока необходимо провести серьёзную предварительную подготовку по изучении темы Conditionnel present/passé.

Все материалы, представленные в данном плане-конспекте, являются авторскими.








Тема: Le portable à l’école / Смартфон в школе.

Место урока в изучаемой теме: 8 урок тематического цикла «Современные средства коммуникации».

Тип урока: урок совершенствования навыков устной речи с применением технологии активной оценки (АО) и информационно-комуникационных технологий.

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках изучения темы «Современные средства коммуникации».

Языковая компетенция:

- обогащение словарного запаса по теме;

- повторение правила образования и использования Conditionnel present/passé.

Речевая компетенция:

- формирование умения описывать преимущества и недостатки современных средств коммуникации;

- развитие умений аргументированного доказательства своей точки зрения.

Учебно-познавательная компетенция:

- совершенствование навыков просмотрового чтения и отбора значимой информации;

- организация рефлексии и взаимо- и самооценки учебно-познавательной деятельности.

Социальная компетенция:

- формирование ответственного отношения к собственному здоровью;

- развитие навыков социального поведения в коллективе.

Планируемый результат: к концу урока учащиеся смогут рассказать, какие преимущества и недостатки имеет мобильный телефон; смогут высказать свою точку зрения по проблеме использования смартфона в школе, представив свои аргументы «за» и «против» при помощи Conditionnel present/passé.

Контрольно-оценочная деятельность будет осуществляться при помощи рабочего листа.

Материалы и оборудование: учебное пособие для 9 класса гимназий И.Г.Колосовской, Н.В.Скибской, Т.В.Поборцевой, компьютеры, чёрный ящик, мобильный телефон, мел, песочные часы, карточки и интерактивные задания.


ХОД УРОКА

Этапы урока/ задачи

Действия учителя/ Содержательное наполнение

Действия учащихся

Примечания

1.

Организационно-мотивационный этап (1мин.)

Задачи этапа:

Введение в ситуацию иноязычного общения.

Форма работы: фронтальная.


Учитель приветствует учащихся, настраивает их на продуктивную работу:

Salut les enfants! Nous continuons à parler des moyens de communication et aujourd'hui nous avons un cours assez captivant, je pense. J'espère qu'il sera utile et intéressant pour nous tous.

Учащиеся настраиваются на работу, вступают в разговор.


2.

Этап актуализации. Контроль домашнего задания (2 мин.)

Задачи этапа:

Актуализация знаний, полученных ранее.

Форма работы: фронтальная.

Учитель предлагает вспомнить, как люди передавали информацию раньше и какие средства коммуникации востребованы в наши дни:

1) Pourquoi les gens communiquent-ils?

2) Comment transmettait-on l’information autrefois?

3) Comment communique-t-on aujourd’hui?

4) Quels moyens de communication préféreriez-vous et pourquoi?


Учащиеся отвечают на вопросы, требующие знаний материала предшествующих уроков








3.

Этап целеполагания

(3 мин.)

Задачи этапа:

Определение темы, ключевого вопроса и целей урока.

Форма работы:

фронтальная

Учитель создает мотивацию на изучение нового материала при помощи неожиданного предмета (чёрный ящик).

Je vous ai apporté quelque chose de spécial. Dans cette boîte noire il y a 2 objets. Le premier c’est un moyen de communication qui fait réellement partie du quotidien de chacun. Le deuxième c’est une roche sédimentaire blanche, douce et poreuse, un type de calcaire, qui est souvent utilisée par tous les professeurs pour transmettre l’information.

Comment s'appellent ces deux objets? Comment sont-ils liés? Qu'en pensez-vous, de quoi allons-nous parler aujourd'hui ?

Учитель помогает сформулировать ключевой вопрос, цели урока языком учащихся, знакомит с критериями успешности.

Учащиеся угадывают предметы в чёрном ящике, определяют предполагаемую тему урока, при помощи учителя формулируют ключевой вопрос, цели и задачи урока.

Чёрный ящик со смартфоном и мелком


Ключевой вопрос:

Faut-il interdire les portables à l’école?/ Надо ли запретить мобильные телефоны в школе?


Приложение 1.

4.



4.1.








Операционно- познавательный этап

Введение новой лексики (6 мин.)

Задачи этапа:

Введение и первичное закрепление ЛЕ; снятие лексических трудностей.

Форма работы: индивидуальная/ фронтальная.

Учитель организует изучение и первичное закрепление новой лексики с использованием интерактивного тренажера:

Croyez-vous que les moyens de communication d’aujourd’hui aient plus d’avantages que d’inconvénients ou plus d’inconvénients que d’avantages?

Faites cet exercice interactif et apprenez les qualités et les défauts qu’on attribue aux moyens de communication d’aujourd’hui.

Quels sont les avantages et les inconvénients des moyens de communication d’aujourd’hui?

Учащиеся знакомятся с новой лексикой (беспереводной метод с использованием наглядности), работают с тренажером*, затем отвечают на вопрос учителя.

*Учащиеся могут использовать компьютер или мобильный телефон.

Ссылка на упражнение:

t1747346323aa.png

4.2



Актуализация грамматического правила (5 мин.)

Задача этапа:

Развитие навыков поискового чтения.

Форма работы:

фронтальная / индивидуальная

Учитель организует повторение правила, изученного ранее: предлагает прочитать текст, определить время выделенных глаголов

Observez les formes verbales soulignées. Qu’en pensez-vous, à quoi sert le conditionnel dans ces phrases? En parlant des avantages ou des inconvénients, il faut fixer la règle très importante de l’utilisation du Conditionnel present/passé pour exprimer une information incertaine, non-confirmée.

Учитель организует промежуточный контроль.

Voyons maintenant si vous avez correctement appris la règle. Faites cet exercice, svp !


Учащиеся формулируют правило образования и употребления Conditionnel présent/passé, выполняют задание для промежуточного контроля.



Учебник

С.74-75, упр.18B





Приложение 2.

4.3.

Работа с текстом для чтения

(8 мин.)

Задачи этапа:

Развитие навыков поискового чтения.

Форма работы: групповая с выходом на фронтальное обсуждение.

Учитель предлагает для ознакомления информацию об особенностях использования мобильных телефонов во французских школах, организует работу в группах по поиску ответов на поставленные вопросы. По мере необходимости консультирует либо работает с одной из групп.

Dans beaucoup de pays, le réglement intérieur des écoles interdit l’usage des téléphones portables. Peut-on se servir du portable dans les écoles françaises? Lisez l’article et répondez aux questions.


Учащиеся в группах читают текст, ищут ответы на вопросы.

Учебник

С.74-75, упр.18D,E



4.4

Послетекстовый этап

(7 мин.)

Задачи этапа:

Применение полученных знаний в новой ситуации.

Форма работы: парная

Учитель организует парную работу по обмену мнениями относительно использования мобильных телефонов на уроках в белорусской школе (по опорной схеме).

Quelle est la situation dans notre gymnasium? Est-ce que l’usage des smartphones est autorisé ou interdit? Est-ce que les professeurs vous sanctionnent pour l’utilisation du portable en classe? Y a-t-il des professeurs qui vous encouragent à vous servir du smartphone? Si oui, pour quoi faire?

Учащиеся в сменных парах* обмениваются мнениями по проблеме использования смартфонов в школе, при необходимости корректируют ответы товарища.

*Для организации работы пар используются песочные часы.


Приложение 3.

5.

Контрольно-оценочный этап

(8 мин.)

Задачи этапа:

Контроль усвоения изученного материала

Форма работы: индивидуальная

Учитель организует итоговый контроль с помощью рабочего листа. Для более качественного выполнения задания учащимся предлагаются критерии НаЧтоБОВ.

Et maintenant il est temps de voir quels sont selon vous les «pour» et les «contre» de l’usage du téléphone portable en classe et pendant la récréation. Complétez les phrases en faisant attentions aux critères ÀQuoiJeFA*.

Учащиеся выполняют проверочное упражнение на рабочем листе.

Приложение 4.




*Предполагается обратная письменная связь.

6.

Этап рефлексии

(3 мин.)

Задача этапа:

Вывод об успешности выполнения задач урока.

Форма работы: фронтальная.

Учитель обращается к задачам, сформулированным в начале урока, проводит итоговую рефлексию:

Notre leçon est presque terminée. Revenons à la question-clé et aux buts formulés au début. Montrez les cartes si vous pensez avoir atteint les objectifs.

Quels sont les avantages et les inconvénients des moyens de communication numériques? Faut-il interdire les portables à l’école?

Учащиеся «голосуют» при помощи карточек, участвуют в диалоге.

Приём «Светофор»


7.

Этап домашнего задания (2 мин.)

Задача этапа:

Ознакомление учащихся с домашним заданием, подведение итогов урока.

Форма работы: фронтальная

Учитель подводит итог урока, организует ситуацию осознания учащимися значимости работы, проделанной в рамках урока, сообщает домашнее задание и критерии НаЧтоБОВ:

Dans le cours d'aujourd'hui, nous avons fait la conclusion que le Smartphone est devenu un moyen incontournable de socialisation et d’information pour les jeunes. Le Smartphone dans les pratiques de classe est un des nombreux outils mis à la disposition des élèves pour faciliter leurs apprentissages. Mais son usage doit être raisonnable et limité.

À propos, les spécialistes dans les problématiques liées aux usages numériques recommandent d’éteindre le portable la nuit. Pourquoi? Est-ce que vous le faites? Dans quelles situations, d’après vous, il est absolument nécessaire d’éteindre le mobile? Préparez-vous les arguments pour la fois prochaine! Faites attention aux critères ÀQuoiJeFA*!

Учащиеся получают домашнее задание и критерии НаЧтоБОВ для его выполнения.






Учебник

С.77 упр.19В















Приложение 5




Приложение 1

Цели урока на языке учащихся


À la fin de la leçon, nous :

Découvrirons les avantages et les inconvénients des téléphones portables modernes ;

Pourrons utiliser le Conditionnel présent dans les phrases pour exprimer notre propre point de vue ;

Apprendrons à exprimer raisonnablement notre position sur la problématique de l'utilisation du smartphone à l'école.

По итогам урока мы:

Узнаем, какие преимущества и недостатки имеют современные мобильные телефоны;

Сможем использовать Conditionnel présent в предложениях при высказывании собственной точки зрения;

Научимся аргументированно выражать свою позицию по проблеме использования смартфона в школе.










Приложение 2

Задание для промежуточного контроля усвоения грамматического правила

Conditionnel present/passé


CHOISISSEZ LA FORME CORRECTE DU VERBE SELON LA TRADUCTION PROPOSÉE:

Le président des États-Unis (venait / viendrait / vienne) à Paris le 14 juillet.

Предположительно, президент США прибудет в Париж 14 июля.

Lavion de Saint-Exupéry (aurait été abattu / serait abattu / auvait été abattu) par Horst Rippert au-dessus de la Méditerranée le 31 juillet 1944.

Вероятно, самолёт Сент-Экзюпери был сбит Хорстом Риппертом над Средиземным морем 31 июля 1944 года.

Selon une étude de 2015 menée au Royaume-Uni par la London School of Economics, lutilisation

du téléphone portable en cours (nuirait / nuisait / nuiraient) à la concentration.

Согласно исследованию, проведенному в 2015 г. в Соединенном Королевстве Лондонской школой экономики, использование сотового телефона, якобы, мешает концентрации.

Et ce sont les élèves les plus faibles qui (amélioraient / auraient amélioré / amélioreraient) leurs résultats.

И улучшат свои результаты, судя по всему, именно самые слабые ученики.
















Приложение 3

Опорная карточка для обмена мнениями

Au Bélarus il n’y a pas de loi qui interdirait _______________________________. Dans notre gymnasium l’usage ____________________________________________. Nos professeurs ______________________________________________________ pour l’utilisation du portable. ____________________________________________________ __________________________Mais il y a des professeurs qui nous encouragent __________________________________________ pour ______________________________ _____________________________________________________________________________

Je crois que le portable est ______________________________________­ parce que ______________________________________________________________________________

Puis ______________________________. Enfin ___________________________________ . Et toi? Qu’en penses-tu?____________________________________________ ______________________________________________________________________________









Приложение 4

Рабочий лист для итогового контроля


t1747346323ae.jpg

ÀQuoiJeFA

Vous complétez les phrases et vous nommez les «pour» et les «contre» de l’usage du portable en classe et pendant la récréation. Vous identifiez au moins deux arguments pour lesquels le portable devrait être interdit, et deux arguments pour lesquels cela serait impossible.

Vous utilisez au moins 2 verbes au Conditionnel present/passé pour exprimer une information incertaine, non-confirmée ;

Vous décrivez votre propre position sur la question " Faut-il interdire les portables à l’école?" et vous utiliser des formules linguistiques d'accord/désaccord (au moins 2).


En France, la loi (permet / interdit) d’utiliser le téléphone portable dans les collèges et les écoles primaires durant les cours. C’est bien car.............................................................. .................................................................................................................................................

................................................................................................................................................. Mais .......................................................................................................................................

.................................................................................................................................................

................................................................................................................................................

Au Bélarus ............................................................................................................................

................................................................................................................................................

Je peux dire que .....................................................................................................................

................................................................................................................................................

................................................................................................................................................

................................................................................................................................................

................................................................................................................................................

............................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………

Les récommenfations :

Les expréssions à utiliser pour les élèves faibles :

expérimenter la liberté ;

un problème de droit а la vie privée;

le lien avec ses parents;

des traductions français-russes;

remplacer les vrais amis;

avoir de lourds effets;

filmer quelque chose que l’on souhaite observer;

detruire le cerveau;

un frein à la concentration;

un choix des parents;

les moments que l’on partage en famille;

faire des recherches;

les risques pour la santé;

éteindre le portable à certaines heures;

un outil pédagogique.



Приложение 5

НаЧтоБОВ для подготовки домашнего задания


t1747346323af.jpg

ÀQuoiJeFA

Tu nommes les raisons pour lesquelles tu devrais éteindre le téléphone la nuit ou dans d'autres circonstances (au moins 3).

Tu donnes au moins un élément de preuve pour chacune des raisons.

Tu utilises au moins 2 verbes au Conditionnel present/passé.

Tu exprimes ton attitude et tu utilises des formules linguistiques d'opinion (au moins 2).

Tu es prêt(e) à parler pendant une minute!

t1747346323ag.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.