План-конспект урока по композиции «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши» (3 класс)

4
0
Материал опубликован 19 August 2019

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Меленки»


План-конспект урока.

Композиция, 3 класс «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши».

Разработчик: Е. Н. Герасимова,

   преподаватель


    Цели и задачи урока

Урок «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши» имеет триединую цель:

    помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное;

    развивать творческие способности учащихся, общую эрудицию и расширять кругозор; укреплять межпредметные связи (история, литература);

    эстетически воспитывать детей, формировать их художественный вкус.

Задачами урока являются:

    ознакомление учащихся с теоретическими сведениями графического дизайна как основы композиции плаката, афиши;

    закрепление сведений по истории мировой письменности;

    творческая практическая работа учащихся по выполнению эскиза композиции афиши (рисунок, коллаж, аппликация и т.п.).

Данный урок является комбинированным, в нем используется метод исследовательско-проблемного изложения.

    План урока

Ход урока состоит и следующих этапов:

    Организационная часть – 3 мин.

    Вступительная часть – 2 мин.

    Переход к теме – 5 мин.

    Погружение в тему – 5 мин.

    Повторение темы предыдущего занятия – 5 мин.

    Просмотр и оценка творческих работ домашнего задания – 5 мин.

    Викторина по истории мировой письменности – 10 мин.

    Указания к практической работе – 3 мин.

    Подведение итогов урока, домашнее задание – 2 мин.

Материалы и принадлежности, используемые в ходе урока:

- для учителя: наглядные пособия (плакаты-афиши), раздаточный материал (открытки-афиши), краткий словарь по эстетике, учебные пособия по декоративному оформлению;

- для учащихся: тетрадь, альбом для рисования, чертежные инструменты и принадлежности, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.

3. Ход урока

Ребята, сегодня мы продолжаем учиться искусству и уже поняли: для того, чтобы быть и художником и зрителем нужно многое знать и уметь. Уметь не только писать, читать и рисовать, но и уметь видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие.

Умение внимательно вглядываться в жизнь – самое главное умение!

Художник изображает не только то, что видит, но и то, что ему подсказывает воображение. Воображать, фантазировать как художник тоже можно научиться. Умение вглядываться в жизнь помноженное на воображение помогает очень многое понимать. И в первую очередь – других людей.

Это и есть главное, чему учит искусство. Понимая других, ты становишься к ним внимательнее, добрее, а видя это, и они будут добрее к тебе. Ты станешь им ближе и интереснее. А кто же не хочет быть интересным человеком? Вот для этого мы и учимся искусству.

Искусство всюду окружает нас. Представьте, что никто ничего не знает о спектакле, который, стараясь изо всех сил, готовили артисты. Значит, театр пуст, публики нет.

- Вопрос: Кто поможет позвать зрителей?

- Ответ: Художник.

- Вопрос: Как вы думаете, как он может это сделать?

- Ответ: При помощи рекламы, афиши, плаката.

- Вопрос: Куда приглашают плакаты и афиши, которые вы видите в классе?

- Ответ: Кино, цирк, концерт, театр.

Тема сегодняшнего урока: «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши».

Давайте запишем определение слова «дизайн»:

Дизайн (от англ. Design – чертеж, рисунок, проект) – творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство её функциональных и эстетических аспектов. Объект дизайна может быть любым – от города до простого ручного инструмента.

Существуют разновидности дизайна – системный, комплексный, графический, городской и т.д.

Вопрос: - Скажите, чем афиша, плакат похожи на картину, а чем они отличаются от картины?

Ответ: - Похожи тем, что есть изображение. Отличаются тем, что кроме изображения есть текст.

Запишите точное определение слова «афиша» в тетрадь:

Афиша в переводе с французского affiche – вывешиваемое объявление. В содержание афиши может входить объявление о цирковом и театральном представлении, о концерте, конкурсе, выставке, о новогоднем бале или выпускном вечере. Плакат-афиша должен привлекать внимание и сообщать самое главное о данном мероприятии.

Составление композиции афиши, как и любой шрифтовой композиции – работа творческая. Текст и рисунок на афише должны быть видны издалека. Поэтому лучше, если изображение будет яркое, броское, а текст – кратким и ясным. Какими буквами сделать надпись и где ее расположить, решает художник.

Вопрос: - Как называются буквы, которые напечатаны в книгах, журналах, газетах, на плакатах?

Ответ: - Шрифт.

Вопрос: - Вспомните и назовите точное определение шрифта? (Можно прочитать в тетради).

Ответ: - Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Шрифтом называется графическая форма определенной системы письма (оценка – открытка-афиша).

Следующий этап нашего урока: просмотр творческих работ учащихся по теме «Шрифтовая композиция».

Виды композиции:

    Разработка заглавных букв.

    Вариант шрифта первой буквы своего имени, фамилии и др.

Ребята с лучшими работами выходят к доске, комментируют содержание, выставляют на стенде как образцы (оценка – открытка-афиша).

А сейчас вспомним историю мировой письменности, которая знает четыре основных вида письма.

Викторина (погружение в историю). С ответами выходит творческая группа учащихся, ответы сопровождаются наглядным материалом.

Уч-ся 1. – Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей.

Уч-ся 2. – Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма – идеограммы (иероглифы) – представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия. Предметы изображались либо символическими знаками (Солнце, Луна), либо графическими изображениями (птица, зверь и т.д.).

Уч-ся 3. – Слоговое (один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами.

Уч-ся 4. – Буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы означают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться (например, мел – мель).

(Всем учащимся оценка – открытка-афиша).

Вопрос: - Как называется древнерусское письмо?

Ответ: - Кириллица.

Вопрос: - Назовите создателей славянской азбуки.

Ответ: - Братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы г. Солезни в Македонии.

Вопрос: - Какие основные каллиграфические варианты кириллицы выделяют?

Ответ: - В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты: XI век – уставное письмо, с XIV века – полуустав, в начале XV века получают распространение различные виды скорописи.

Вопрос: - Что значит виды вязи?

Ответ: - Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века, главным образом для выделения заглавной буквы. Различают два вида вязи: круглую и угловую. В русских рукописях в основном - угловая, в украинских – круглая вязь.

В настоящее время разработаны и широко применяются шрифты всех основных типов, которые объединены по общим графическим признакам в различные группы (ГОСТ 3489.1-71).

А сейчас рассмотрим общие указания по выполнению практического задания.

Эскиз композиции афиши.

    Изучить (продумать) текст содержания афиши.

    Выбрать формат, вертикальное или горизонтальное его положение.

    Творческий поиск: определяется главное и способ его выявления (размер, место, фон, цвет).

    Главное в афише должно восприниматься с первого взгляда, оно должно быть интенсивно выделено цветом или размером.

Домашнее задание: на альбомном листе А4 выполнить эскиз композиции афиши (в виде рисунка, аппликации, коллажа и т.п.).

Художественное оформление урока состоит из настоящих плакатов-афиш и презентации в электронном виде, что способствует развитию творческой активности учащихся.




Презентация к уроку
PPT / 2.96 Мб

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Меленки» План-конспект урока. Композиция, 3 класс «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши». Разработчик: Е.Н. Герасимова, преподаватель. 2018 г.

Урок «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши» имеет триединую цель: помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное; развивать творческие способности учащихся, общую эрудицию и расширять кругозор; укреплять межпредметные связи (история, литература); эстетически воспитывать детей, формировать их художественный вкус.

Задачами урока являются: ознакомление учащихся с теоретическими сведениями графического дизайна как основы композиции плаката, афиши; закрепление сведений по истории мировой письменности; творческая практическая работа учащихся по выполнению эскиза композиции афиши (рисунок, коллаж, аппликация и т.п.).

Дизайн (от англ. Design – чертеж, рисунок, проект) – творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство её функциональных и эстетических аспектов.

Афиша в переводе с французского affiche – вывешиваемое объявление. В содержание афиши может входить объявление о цирковом и театральном представлении, о концерте, конкурсе, выставке, о новогоднем бале или выпускном вечере. Плакат-афиша должен привлекать внимание и сообщать самое главное о данном мероприятии.

Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Шрифтом называется графическая форма определенной системы письма

ВИКТОРИНА по истории мировой письменности

Основные виды письма в истории мировой письменности: Пиктографическое Идеографическое

Основные виды письма в истории мировой письменности: Слоговое Фонематическое

Как называется древнерусское письмо? Как называется древнерусское письмо? Назовите создателей славянской азбуки? КИРИЛЛИЦА КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Основные каллиграфические варианты кириллицы

Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века, главным образом для выделения заглавной буквы. Различают два вида вязи: круглую и угловую.

Общие указания по выполнению эскиза композиции афиши: 1. Изучить (продумать) текст содержания афиши. 2. Выбрать формат, вертикальное или горизонтальное его положение. 3. Творческий поиск: определяется главное и способ его выявления (размер, место, фон, цвет). 4. Главное в афише должно восприниматься с первого взгляда, оно должно быть интенсивно выделено цветом или размером.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации