План-конспект урока по композиции «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Меленки»
План-конспект урока.
Композиция, 3 класс «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши».
Разработчик: Е. Н. Герасимова,
преподаватель
Цели и задачи урока
Урок «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши» имеет триединую цель:
помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное;
развивать творческие способности учащихся, общую эрудицию и расширять кругозор; укреплять межпредметные связи (история, литература);
эстетически воспитывать детей, формировать их художественный вкус.
Задачами урока являются:
ознакомление учащихся с теоретическими сведениями графического дизайна как основы композиции плаката, афиши;
закрепление сведений по истории мировой письменности;
творческая практическая работа учащихся по выполнению эскиза композиции афиши (рисунок, коллаж, аппликация и т.п.).
Данный урок является комбинированным, в нем используется метод исследовательско-проблемного изложения.
План урока
Ход урока состоит и следующих этапов:
Организационная часть – 3 мин.
Вступительная часть – 2 мин.
Переход к теме – 5 мин.
Погружение в тему – 5 мин.
Повторение темы предыдущего занятия – 5 мин.
Просмотр и оценка творческих работ домашнего задания – 5 мин.
Викторина по истории мировой письменности – 10 мин.
Указания к практической работе – 3 мин.
Подведение итогов урока, домашнее задание – 2 мин.
Материалы и принадлежности, используемые в ходе урока:
- для учителя: наглядные пособия (плакаты-афиши), раздаточный материал (открытки-афиши), краткий словарь по эстетике, учебные пособия по декоративному оформлению;
- для учащихся: тетрадь, альбом для рисования, чертежные инструменты и принадлежности, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.
3. Ход урока
Ребята, сегодня мы продолжаем учиться искусству и уже поняли: для того, чтобы быть и художником и зрителем нужно многое знать и уметь. Уметь не только писать, читать и рисовать, но и уметь видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие.
Умение внимательно вглядываться в жизнь – самое главное умение!
Художник изображает не только то, что видит, но и то, что ему подсказывает воображение. Воображать, фантазировать как художник тоже можно научиться. Умение вглядываться в жизнь помноженное на воображение помогает очень многое понимать. И в первую очередь – других людей.
Это и есть главное, чему учит искусство. Понимая других, ты становишься к ним внимательнее, добрее, а видя это, и они будут добрее к тебе. Ты станешь им ближе и интереснее. А кто же не хочет быть интересным человеком? Вот для этого мы и учимся искусству.
Искусство всюду окружает нас. Представьте, что никто ничего не знает о спектакле, который, стараясь изо всех сил, готовили артисты. Значит, театр пуст, публики нет.
- Вопрос: Кто поможет позвать зрителей?
- Ответ: Художник.
- Вопрос: Как вы думаете, как он может это сделать?
- Ответ: При помощи рекламы, афиши, плаката.
- Вопрос: Куда приглашают плакаты и афиши, которые вы видите в классе?
- Ответ: Кино, цирк, концерт, театр.
Тема сегодняшнего урока: «Графический дизайн как основа композиции плаката, афиши».
Давайте запишем определение слова «дизайн»:
Дизайн (от англ. Design – чертеж, рисунок, проект) – творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство её функциональных и эстетических аспектов. Объект дизайна может быть любым – от города до простого ручного инструмента.
Существуют разновидности дизайна – системный, комплексный, графический, городской и т.д.
Вопрос: - Скажите, чем афиша, плакат похожи на картину, а чем они отличаются от картины?
Ответ: - Похожи тем, что есть изображение. Отличаются тем, что кроме изображения есть текст.
Запишите точное определение слова «афиша» в тетрадь:
Афиша в переводе с французского affiche – вывешиваемое объявление. В содержание афиши может входить объявление о цирковом и театральном представлении, о концерте, конкурсе, выставке, о новогоднем бале или выпускном вечере. Плакат-афиша должен привлекать внимание и сообщать самое главное о данном мероприятии.
Составление композиции афиши, как и любой шрифтовой композиции – работа творческая. Текст и рисунок на афише должны быть видны издалека. Поэтому лучше, если изображение будет яркое, броское, а текст – кратким и ясным. Какими буквами сделать надпись и где ее расположить, решает художник.
Вопрос: - Как называются буквы, которые напечатаны в книгах, журналах, газетах, на плакатах?
Ответ: - Шрифт.
Вопрос: - Вспомните и назовите точное определение шрифта? (Можно прочитать в тетради).
Ответ: - Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Шрифтом называется графическая форма определенной системы письма (оценка – открытка-афиша).
Следующий этап нашего урока: просмотр творческих работ учащихся по теме «Шрифтовая композиция».
Виды композиции:
Разработка заглавных букв.
Вариант шрифта первой буквы своего имени, фамилии и др.
Ребята с лучшими работами выходят к доске, комментируют содержание, выставляют на стенде как образцы (оценка – открытка-афиша).
А сейчас вспомним историю мировой письменности, которая знает четыре основных вида письма.
Викторина (погружение в историю). С ответами выходит творческая группа учащихся, ответы сопровождаются наглядным материалом.
Уч-ся 1. – Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей.
Уч-ся 2. – Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма – идеограммы (иероглифы) – представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия. Предметы изображались либо символическими знаками (Солнце, Луна), либо графическими изображениями (птица, зверь и т.д.).
Уч-ся 3. – Слоговое (один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами.
Уч-ся 4. – Буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы означают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться (например, мел – мель).
(Всем учащимся оценка – открытка-афиша).
Вопрос: - Как называется древнерусское письмо?
Ответ: - Кириллица.
Вопрос: - Назовите создателей славянской азбуки.
Ответ: - Братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы г. Солезни в Македонии.
Вопрос: - Какие основные каллиграфические варианты кириллицы выделяют?
Ответ: - В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты: XI век – уставное письмо, с XIV века – полуустав, в начале XV века получают распространение различные виды скорописи.
Вопрос: - Что значит виды вязи?
Ответ: - Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века, главным образом для выделения заглавной буквы. Различают два вида вязи: круглую и угловую. В русских рукописях в основном - угловая, в украинских – круглая вязь.
В настоящее время разработаны и широко применяются шрифты всех основных типов, которые объединены по общим графическим признакам в различные группы (ГОСТ 3489.1-71).
А сейчас рассмотрим общие указания по выполнению практического задания.
Эскиз композиции афиши.
Изучить (продумать) текст содержания афиши.
Выбрать формат, вертикальное или горизонтальное его положение.
Творческий поиск: определяется главное и способ его выявления (размер, место, фон, цвет).
Главное в афише должно восприниматься с первого взгляда, оно должно быть интенсивно выделено цветом или размером.
Домашнее задание: на альбомном листе А4 выполнить эскиз композиции афиши (в виде рисунка, аппликации, коллажа и т.п.).
Художественное оформление урока состоит из настоящих плакатов-афиш и презентации в электронном виде, что способствует развитию творческой активности учащихся.