12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сырцева Светлана Николаевна38
Работаю учителем начальных классов 30 лет в маленькой сельской школе.
Россия, Краснодарский край, станица Балковская
0

План-конспект урока литературное чтение «А.К.Толстой «Колокольчики мои»; С.А.Есенин «Черёмуха» Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором, средств выразительности»

Сырцева Светлана Николаевна, УМК «Гармония», тема урока: «А.К.Толстой «Колокольчики мои»; С.А.Есенин «Черёмуха». Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором средств выразительности.

КУБАНОВЕДЕНИЕ. Картины родной природы в стихах В. Нестеренко,

К. Обойщикова»

План-конспект урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока: «А.К.Толстой «Колокольчики мои»; С.А.Есенин «Черёмуха» Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором, средств выразительности»

КУБАНОВЕДЕНИЕ. Картины родной природы в стихах В. Нестеренко,

К. Обойщикова»

Номинация «Эффективный урок»: УМК «Гармония»

Роль и место темы: данная тема является важной частью темы «Учимся работать с текстом», так как произведения А.К.Толстого и С.А.Есенина позволяют привлечь внимание детей к образности художественного языка, к таким средствам речевой выразительности, как олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись; формирует позитивное отношение детей к чтению.

Цели и задачи урока.

Образовательные: - познакомить учащихся со стихами А.К.Толстого «Колокольчики мои» и С.А.Есенина «Черёмуха»;

-формировать устойчивый интерес к чтению произведений А.К.Толстого и С.А.Есенина;

-учить находить средства речевой выразительности: олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись;

-познакомить учащихся с жизнью поэтов;

-учить анализировать, сопоставлять, рассуждать;

-учить читать выразительно;

-расширить знания детей об истории нашего края.

Развивающие:

-развивать память, речь учащихся, фонематический слух, познавательную активность учащихся путём использования ИКТ;

-обогащать словарный запас;

-развивать умения сомооценивания ребёнком самого себя;

Воспитательные:

-создать на уроке благоприятную эмоциональную среду;

- прививать любовь к чтению, природе;

-воспитывать культуру общения на уроке, работы в паре;

-воспитывать интерес к истории Краснодарского края,

к предмету через применение на уроке ИКТ;

 

Оборудование урока:

мультимедийное приложение, презентация к теме урока, учительский компьютер, выставка книг (произведения А.К.Толстого и С.А.Есенина, кубанских поэтов), учебники литературного чтения О.В. Кабасовой

«Любимые страницы», музыкальное приложение (П.И.Чайковский «Времена года»).

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Психологический настрой. Звучит музыка

( П.И.Чайковский «Времена года»,

« Апрель»)

Учитель приглашает детей на праздник поэзии

Учащиеся слушают музыку, настраиваются на урок.

2.

Проверка домашнего задания

Проводится проверка чтения стихотворения А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»

Второклассники читают стихотворение наизусть, анализируют чтение товарищей.

3.

Работа с выставкой книг

Учитель предлагает учащимся рассмотреть выставку книг (книги с произведениями А.К.Толстого, одна книга с произведениями Л.Н.Толстого, книги со стихами С.Есенина) и разделить книги на две группы, определить все ли книги соответствует теме выставки.

Дети рассматривают выставку, выделяют две группы книг, аргументируют свои ответы, и книга с произведениями Л.Н.Толстого удаляется, так как не соответствует теме выставки.

4.

Определение темы и цели урока.

Учитель снова предлагает учащимся обратиться к выставке книг и определить тему урока.

Учащиеся с опорой на выставку определяют тему урока: «Стихи А.К.Толстого и С.А.Есенина»

5.

Подготовка к восприятию.

1)Знакомство с жизнью и творчеством А.К. Толстого

2) Предположение темы произведения

(Презентация )

С опорой на слайды учитель рассказывает учащимся о жизни поэта, о взаимоотношениях с цесаревичем, о том, что многие стихи А.К.Толстого положены на музыку великих русских композиторов.

Учитель задаёт вопрос:

-Что можно предположить о теме произведения, зная автора и глядя на иллю­страцию

в учебнике?

Ученики слушают рассказ учителя, рассматривают слайды

Дети отвечают:

-Это стихотворение о природе.

 

Работа по учебнику

1) Знакомство с текстом (чтение стихотворения

самостоятельно), ответы на вопросы

2)Перечитывание и работа с текстом.

3)Работа над выразительностью чтения

Учитель предлагает открыть учебники и прочитать текст стихотворения на странице 72.

Целевая установка:

-Проверить предположение

После прочтения учитель задаёт вопрос:

-Оправдались ли ваши ожидания?

-С каким чувством поэт описывает природу?

 

Ведётся работа над художественным приемом олицетворение:

-Какими словами поэт оживляет цветы, придаёт им человеческие черты?

Завершается работа над этим произведением вы­полнением задания, ориентирующего детей на выразительное прочтение стихотворного

произведения.

Второклассники читают стихотворение и отвечают на вопрос:

- Это действительно стихотворение о природе

- Поэт любуется родной природой, о чем говорят слова «колокольчики мои», «цветики», «день веселый мая».

Учащиеся читают текст повторно и выделяют слова «глядите», «головой качая».

Чтение стихотворения выразительно

6.

Подготовка к восприятию

1)Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина

(Презентация)

Учитель предлагает продолжить праздник поэзии:

- Следу­ющее произведение написал еще один великий русский по­эт - Сергей Александрович Есенин. Я расска­жу вам о нем совсем немного, только о его детстве.

Ученики слушают рассказ учителя, рассматривают слайды

7.

Знакомство с текстом

Чтение стихотворения учителем

Целевая установка:

-Какие картины природы нарисуете?

Слушание стихотворения и словесное рисование

8.

Физминутка

Учитель предлагает учащимся сделать физминутку под музыку П.И.Чайковского

Ребята показывают, как качается черёмуха, трава, бежит ручей.

9.

Работа по учебнику:

1)Перечитывание и работа с текстом.

2) Работа над средствам речевой выразительности:

-звукописи

- сравнения

-олицетворения

-эпитет

Учитель предлагает прочитать текст и найти непонятные слова:

-Как понимаете выражение «медвяная роса»?

-Кто из вас знает, что обозначает слово пряная?

-Поясните, что означает выражение «зелень пряная».

-Что значит «вкрадчиво»?

-Что такое «проталинка»?

Вопросы учителя:

Использует ли Есенин в этом стихотворении прием звуко­писи? С какой целью?

-Что Есенин пишет о ветвях черемухи?

Помогает ли сравнение лучше увидеть красоту цветущей черёмухи?

-Согласны ли вы с утверждением, что в стихах Есенина при­рода описана, как живое существо? Докажите

-Как поэт называет ручей?

Что эти слова помогают

увидеть?

 

Школьники с помощью учителя отвечают на вопросы:

-Капелька росы похожая на мёд, с ароматом мёда

-Пряная - острая и ароматная по вкусу, запаху.

-Зе­леная листва, источающая приятный острый аромат

-Вкрад­чиво - негромко, осторожно

-Проталина - место, где растаял снег и приоткрылась земля

Ответы учащихся:

-Поэт, чтобы передать «песенку» журчащего ру­чья, употребляет несколько слов, содержащих звук [р].

-Есенин сравнивает ветви с завитыми кудрями.

-Кудри завила, ручей бежит, песенки поёт

-«маленький сере­бряный ручей»,

10.

Работа над выразительностью чтения

-составление неполной партитуры стихотворения

 

-определение эмоционального тона произведения

-работа в парах

-конкурс чтецов

Учитель просит ребят читать текст по строкам

и расставлять паузы.

-С каким настроением нужно читать стихотворение?

Учитель даёт целевую установку: «Читайте выразительно»

Проводится конкурс

 

Ученики ставят знаки в учебнике простым карандашом.

Второклассники отвечают, что читать нужно с радостным весенним настроением

Один из участников пары читает под наблюдением соседа. Потом дети меняются ролями.

Ученики, желающие показать свои умения, читают стихотворение

11.

Знакомство со стихами кубанских поэтов

Учитель предоставляет слово библиотекарю, который знакомит детей со стихами К.Обойщикова и В.Нестеренко

Дети внимательно слушают

12.

Домашнее задание

Задаётся домашнее задание: читать

стихи А.К.Толстого и С.А.Есенина выразительно.

 

13.

Итог урока

Учитель задаёт вопрос:

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Что у вас на уроке получилось?

-Что не получилось?

Далее преподаватель благодарит ребят за работу и просит на прощание подарить друг другу улыбки.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Источники информации.

Используемая литература:

Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Москва 2007

Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику по литературному чтению «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск Ассоциация 21 век. 2006

Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск Ассоциация 21 век.2006

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. Москва 2004

Адрес в Интернете:

www.vikipediy.ru

Программное обеспечение:

Microsoft Office Power Point 2003

Microsoft Office Word 2003

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.