План-конспект урока литературного чтения «А.К. Толстой "Колокольчики мои". С.А. Есенин "Черёмуха". Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором, средств выразительности»
Сырцева Светлана Николаевна, УМК «Гармония», тема урока: «А.К.Толстой «Колокольчики мои»; С.А.Есенин «Черёмуха». Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором средств выразительности.
КУБАНОВЕДЕНИЕ. Картины родной природы в стихах В. Нестеренко,
К. Обойщикова»
План-конспект урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: «А.К.Толстой «Колокольчики мои»; С.А.Есенин «Черёмуха» Нахождение в стихотворных текстах, использованных автором, средств выразительности»
КУБАНОВЕДЕНИЕ. Картины родной природы в стихах В. Нестеренко,
К. Обойщикова»
Номинация «Эффективный урок»: УМК «Гармония»
Роль и место темы: данная тема является важной частью темы «Учимся работать с текстом», так как произведения А.К.Толстого и С.А.Есенина позволяют привлечь внимание детей к образности художественного языка, к таким средствам речевой выразительности, как олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись; формирует позитивное отношение детей к чтению.
Цели и задачи урока.
Образовательные: - познакомить учащихся со стихами А.К.Толстого «Колокольчики мои» и С.А.Есенина «Черёмуха»;
-формировать устойчивый интерес к чтению произведений А.К.Толстого и С.А.Есенина;
-учить находить средства речевой выразительности: олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись;
-познакомить учащихся с жизнью поэтов;
-учить анализировать, сопоставлять, рассуждать;
-учить читать выразительно;
-расширить знания детей об истории нашего края.
Развивающие:
-развивать память, речь учащихся, фонематический слух, познавательную активность учащихся путём использования ИКТ;
-обогащать словарный запас;
-развивать умения сомооценивания ребёнком самого себя;
Воспитательные:
-создать на уроке благоприятную эмоциональную среду;
- прививать любовь к чтению, природе;
-воспитывать культуру общения на уроке, работы в паре;
-воспитывать интерес к истории Краснодарского края,
к предмету через применение на уроке ИКТ;
Оборудование урока:
мультимедийное приложение, презентация к теме урока, учительский компьютер, выставка книг (произведения А.К.Толстого и С.А.Есенина, кубанских поэтов), учебники литературного чтения О.В. Кабасовой
«Любимые страницы», музыкальное приложение (П.И.Чайковский «Времена года»).
Ход урока.
№ |
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Психологический настрой. Звучит музыка ( П.И.Чайковский «Времена года», « Апрель») |
Учитель приглашает детей на праздник поэзии |
Учащиеся слушают музыку, настраиваются на урок. |
2. |
Проверка домашнего задания |
Проводится проверка чтения стихотворения А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» |
Второклассники читают стихотворение наизусть, анализируют чтение товарищей. |
3. |
Работа с выставкой книг |
Учитель предлагает учащимся рассмотреть выставку книг (книги с произведениями А.К.Толстого, одна книга с произведениями Л.Н.Толстого, книги со стихами С.Есенина) и разделить книги на две группы, определить все ли книги соответствует теме выставки. |
Дети рассматривают выставку, выделяют две группы книг, аргументируют свои ответы, и книга с произведениями Л.Н.Толстого удаляется, так как не соответствует теме выставки. |
4. |
Определение темы и цели урока. |
Учитель снова предлагает учащимся обратиться к выставке книг и определить тему урока. |
Учащиеся с опорой на выставку определяют тему урока: «Стихи А.К.Толстого и С.А.Есенина» |
5. |
Подготовка к восприятию. 1)Знакомство с жизнью и творчеством А.К. Толстого 2) Предположение темы произведения |
(Презентация ) С опорой на слайды учитель рассказывает учащимся о жизни поэта, о взаимоотношениях с цесаревичем, о том, что многие стихи А.К.Толстого положены на музыку великих русских композиторов. Учитель задаёт вопрос: -Что можно предположить о теме произведения, зная автора и глядя на иллюстрацию в учебнике? |
Ученики слушают рассказ учителя, рассматривают слайды Дети отвечают: -Это стихотворение о природе. |
Работа по учебнику 1) Знакомство с текстом (чтение стихотворения самостоятельно), ответы на вопросы 2)Перечитывание и работа с текстом. 3)Работа над выразительностью чтения |
Учитель предлагает открыть учебники и прочитать текст стихотворения на странице 72. Целевая установка: -Проверить предположение После прочтения учитель задаёт вопрос: -Оправдались ли ваши ожидания? -С каким чувством поэт описывает природу?
Ведётся работа над художественным приемом олицетворение: -Какими словами поэт оживляет цветы, придаёт им человеческие черты? Завершается работа над этим произведением выполнением задания, ориентирующего детей на выразительное прочтение стихотворного произведения. |
Второклассники читают стихотворение и отвечают на вопрос: - Это действительно стихотворение о природе - Поэт любуется родной природой, о чем говорят слова «колокольчики мои», «цветики», «день веселый мая». Учащиеся читают текст повторно и выделяют слова «глядите», «головой качая». Чтение стихотворения выразительно |
|
6. |
Подготовка к восприятию 1)Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина |
(Презентация) Учитель предлагает продолжить праздник поэзии: - Следующее произведение написал еще один великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин. Я расскажу вам о нем совсем немного, только о его детстве. |
Ученики слушают рассказ учителя, рассматривают слайды |
7. |
Знакомство с текстом |
Чтение стихотворения учителем Целевая установка: -Какие картины природы нарисуете? |
Слушание стихотворения и словесное рисование |
8. |
Физминутка |
Учитель предлагает учащимся сделать физминутку под музыку П.И.Чайковского |
Ребята показывают, как качается черёмуха, трава, бежит ручей. |
9. |
Работа по учебнику: 1)Перечитывание и работа с текстом. 2) Работа над средствам речевой выразительности: -звукописи - сравнения -олицетворения -эпитет |
Учитель предлагает прочитать текст и найти непонятные слова: -Как понимаете выражение «медвяная роса»? -Кто из вас знает, что обозначает слово пряная? -Поясните, что означает выражение «зелень пряная». -Что значит «вкрадчиво»? -Что такое «проталинка»? Вопросы учителя: Использует ли Есенин в этом стихотворении прием звукописи? С какой целью? -Что Есенин пишет о ветвях черемухи? Помогает ли сравнение лучше увидеть красоту цветущей черёмухи? -Согласны ли вы с утверждением, что в стихах Есенина природа описана, как живое существо? Докажите -Как поэт называет ручей? Что эти слова помогают увидеть?
|
Школьники с помощью учителя отвечают на вопросы: -Капелька росы похожая на мёд, с ароматом мёда -Пряная - острая и ароматная по вкусу, запаху. -Зеленая листва, источающая приятный острый аромат -Вкрадчиво - негромко, осторожно -Проталина - место, где растаял снег и приоткрылась земля Ответы учащихся: -Поэт, чтобы передать «песенку» журчащего ручья, употребляет несколько слов, содержащих звук [р]. -Есенин сравнивает ветви с завитыми кудрями. -Кудри завила, ручей бежит, песенки поёт -«маленький серебряный ручей», |
10. |
Работа над выразительностью чтения -составление неполной партитуры стихотворения
-определение эмоционального тона произведения -работа в парах -конкурс чтецов |
Учитель просит ребят читать текст по строкам и расставлять паузы. -С каким настроением нужно читать стихотворение? Учитель даёт целевую установку: «Читайте выразительно» Проводится конкурс |
Ученики ставят знаки в учебнике простым карандашом. Второклассники отвечают, что читать нужно с радостным весенним настроением Один из участников пары читает под наблюдением соседа. Потом дети меняются ролями. Ученики, желающие показать свои умения, читают стихотворение |
11. |
Знакомство со стихами кубанских поэтов |
Учитель предоставляет слово библиотекарю, который знакомит детей со стихами К.Обойщикова и В.Нестеренко |
Дети внимательно слушают |
12. |
Домашнее задание |
Задаётся домашнее задание: читать стихи А.К.Толстого и С.А.Есенина выразительно. |
|
13. |
Итог урока |
Учитель задаёт вопрос: -Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Что у вас на уроке получилось? -Что не получилось? Далее преподаватель благодарит ребят за работу и просит на прощание подарить друг другу улыбки. |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
Источники информации.
Используемая литература:
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Москва 2007
Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику по литературному чтению «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск Ассоциация 21 век. 2006
Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск Ассоциация 21 век.2006
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. Москва 2004
Адрес в Интернете:
www.vikipediy.ru
Программное обеспечение:
Microsoft Office Power Point 2003
Microsoft Office Word 2003