План-конспект урока по геометрии «Метод координат. Подготовка к контрольной работе»

3
0
Материал опубликован 30 October 2019

План-конспект урока по геометрии «Метод координат. Подготовка к контрольной работе»


ФИО педагога: Соломатина Елена Сергеевна

Предмет/ класс: геометрия 9

Дата проведения: ________

Тема урока: «Метод координат. Подготовка к контрольной работе».

Тип урока: закрепление и систематизация полученных знаний.

Формы опроса: фронтальный, групповой.

Методы обучения: практический, частично – исследовательский.

Цели урока:

- обобщение и систематизация знаний теоретического материала по данной теме, совершенствование навыков решения задач. Проверка умения применять полученные знания при решении практических задач;

-подготовка учащихся к контрольной работе;

- развитие адекватной самооценки, умения находить ошибки, развитие логического мышления, поиск закономерностей;

- воспитание внутренней мотивации.

Знать:

- формулы умножения вектора на число, нахождения координат разности и суммы двух векторов, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой. Уметь их применять при решении задач.

Материально- технические средства: учебник Атанасяна Л.С. «Геометрия 7-9 классы».

План урока:

I. Организационный момент (2-3 мин):

Приветствие, проверка отсутствующих, ознакомление со структурой и задачами урока.

II. Актуализация опорных знаний (7 мин):

Устная работа.

III . Решение задач (30 мин).

IV. Домашнее задание (2 мин).

V. Подведение итогов урока (4 мин).















Организационный момент (2-3 мин):


Здравствуйте ребята! Я рада всех видеть. Достаем тетради, готовимся к уроку. Скажите кто сегодня отсутствует?

Наша цель урока:

- закрепить и систематизировать знания по теме «Метод координат» и подготовиться к контрольной работе.


Актуализация опорных знаний (7 мин):

Устная работа.

Какую формулу применяют для умножения вектора на число?

· t1572455852aa.gif {· xa ; k · ya}


Какую формулу применяют для нахождения координат разности и суммы двух векторов?

t1572455852aa.gif- t1572455852ab.gif{xa- xb ; уa - уb }

t1572455852aa.gif+ t1572455852ab.gif{xa+ xb ; уa+ уb }


По какой формуле находят длину вектора?

t1572455852ac.gif= t1572455852ad.gif


По какой формуле находят расстояние между двумя точками?

AB =√(xB - xA)2 + (yB - yA)2


По какой формуле находятся координаты точки середины отрезка?

t1572455852ae.jpg

Какой вид принимает уравнение окружности в прямоугольной системе координат?

(x-x0)2 + (y-y0)2= R2

(x-a)2 + (y-b)2= r2


Какие координаты в данном случае имеет центр окружности?

(x0; y0) или (a; b)


Какой вид примет уравнение окружности, если ее центр имеет координаты (0; 0)?

x2 + y2 = r2


Какой вид принимает уравнение прямой?

ax+by+c=0

y= kx+d

Решение задач (20 мин):


1.

Найти координаты и длину вектора t1572455852aa.gif, если t1572455852aa.gif= t1572455852af.gif t1572455852ag.gif - t1572455852ah.gif ,t1572455852ag.gif {-9; 18}, t1572455852ah.gif {2;-2}.

Дано: t1572455852aa.gif= t1572455852af.gif t1572455852ag.gif - t1572455852ah.gif

t1572455852ag.gif{-9; 18}

t1572455852ah.gif{2;-2}.


Найти: координаты и длину вектора t1572455852aa.gif.


Решение:

· t1572455852aa.gif {· xa ; k · ya}


1) – формула умножения вектора на число.


t1572455852af.gift1572455852ag.gif{t1572455852af.gif× (-9); t1572455852af.gif ×18}

t1572455852af.gift1572455852ag.gif{-1; 2}

2

t1572455852aa.gif- t1572455852ab.gif{xa- xb ; уa - уb }

)

формула нахождения координат разности двух векторов.

t1572455852af.gift1572455852ag.gif- t1572455852ah.gif {-1- 2; 2+2}

t1572455852af.gift1572455852ag.gift1572455852ah.gif{-3; 4}


t1572455852aa.gif{-3; 4}

Так как t1572455852af.gif t1572455852ag.gif - t1572455852ai.gif, тогда – координаты вектора t1572455852aa.gif.

3

t1572455852ac.gif= t1572455852ad.gif

)

формула нахождения длины вектора.

t1572455852ac.gif= t1572455852aj.gif=√25 = 5

t1572455852ac.gif= 5





Ответ:t1572455852aa.gif{-3; 4}, t1572455852ac.gif= 5

2.

Напишите уравнение окружности с центром в точке А (0; 5), проходящей через точку B(1; 2).


Дано: окружность с центром в точке А (0; 5) и радиусом r.

т. В(1; 2) принадлежит этой окружности.


Найти: уравнение окружности.


Решение:

1

(x - x0)2 + (y - y0)2= R2

(x - a)2 + (y - b)2= r2

) - уравнение окружности с центром в точке

А(а,b) и радиусом r .


(

x2 +(y - 5)2 = r2



x-0)2+ (y-5)2 = r2

- уравнение окружности с центром в точке А (0; 5) и

радиусом r.

r2 = AB2

AB =√(xB - xA)2 + (yB - yA)2


- формула расстояния между двумя точками.

2)

AB =√(1 - 0)2 + (2 - 5)2= √ 1+ 9 = √10

r = √10


Так как АВ = r, тогда


x2 +(y - 5)2 = (√10)2

x2 +(y - 5)2 = 10



- уравнение окружности с центром в точке А (0; 5) и

радиусом r = √10.


Ответ: x2 +(y - 5)2 = 10.


3.

Треугольник АВС  задан координатами своих вершин: А (4; 2), В (0; -6),

 C(-4;-2).

а) Докажите, что треугольник АВC – равнобедренный.

б) Найдите высоту, проведенную из вершины А.


А(4; 2) Дано:ABC, АM- высота,

t1572455852ak.gift1572455852al.gifА (4; 2), В (0; -6), C(-4;-2).


t1572455852al.gift1572455852al.gifДоказать: ∆ABC- равнобедренный.


t1572455852am.gift1572455852an.gifНайти: высоту АМ

С(-4; -2) М В(0;-6)

Решение:

Что мы знаем о равнобедренном треугольнике?

- Равнобедренный треугольник- это треугольник, у которого две боковые стороны и углы при основании равны.


Н

AВ =√(xВ - xA)2 + (yВ- yA)2



айдем длины сторон по формуле


СА = √(4 +4)2 + (2 +2)2=√ 82 + 42 = √64 + 16= √80

АВ = √(0- 4)2 + (-6 - 2)2=√(-4)2 +(-8)2=√16 + 64= √80

ВС= √(0+4)2 + (-6+2)2=√42+ 42=√16+16 = √32.

Так как АС= АВ= √80, то ∆ABC- равнобедренный.

Что и требовалось доказать.


Так как в равнобедренном ∆ABC высота АМ, проведенная к основанию является и медианой, и биссектрисой, то СМ=ВМ.

Так как точка М является точкой середины отрезка ВС, то найдем ее координаты по формуле:

t1572455852ae.jpg

М (-2;-4) 3)

хМ t1572455852ao.gif ; уМt1572455852ap.gif


Н

AМ =√(xМ - xA)2 + (yМ - yA)2



айдем высоту АМ по формуле:



АМ=√(-2-4)2+ (-4- 2)2= √(-6)2+ (-6)2= √36+36= √72.

АМ= √72.

Ответ: АМ= √72.


4*.

Найдите координаты точки N, лежащей на оси абсцисс и равноудаленной от точек Р(2;4) и K(5;-1).


Дано: Р(2;4) , K(5;-1) , N(х;0)

PN=KN

Найти: координаты точки N

Р

AB {xB- xA ; уB– уA}

ешение:


1) Найдем координаты векторов PN и KN по формуле:

PN{x-2; 0-4} PN{x-2; -4}

KN{x-5; 0+1} PN{x-5; 1}

AВ =√(xВ - xA)2 + (yВ- yA)2



2)Найдем длины векторов PN и KN по формуле:


PN=√(х-2)2 + (-4)2 =√(х-2)2 + 16

KN=√(х-5)2+ 12 =√(х-5)2 +1

3)Так как PN=KN, получаем:

(х-2)2 + 16=√(х-5)2 +1 | ( )2

(х-2)2 + 16 = (х-5)2 +1

x2 - 4x + 4 +16 = x2 – 10x + 25 +1

-4x +10x = 25 + 1- 4 – 16

6x = 6 | :6

х = 1.

Так как х = 1, то N(1;0).

Ответ: N(1;0).

Домашнее задание (2 мин).


1.

Найдите координаты и длину вектора t1572455852aq.gif, если t1572455852aq.gif= t1572455852ar.gif t1572455852as.gif - t1572455852at.gif , t1572455852as.gif {30;-5} ,

t1572455852at.gif {0;-2} .

2.

Напишите уравнение окружности с центром в точке S(2;-1), проходящей через точку B(-3;2).

3.

Треугольник FEC задан координатами своих вершин: F(-1;1),  E(4;1), C(1;-3).

а) Докажите, что треугольник FEC – равнобедренный.

б) Найдите медианy, проведенную из вершины Е.


4*.

Найдите координаты точки Н, лежащей на оси ординат и равноудаленной от точек N(-2;-1) и K(4;1).


Подведение итогов урока (4 мин).


Выяснить, какие задания вызвали затруднения у учащихся, и ответить на вопросы учеников. 

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.