План-конспект урока по музыке на тему «А.К. Лядов «Кикимора» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 19 November 2018 в группе

 А.К. Лядов «Кикимора»

Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.

Задачи: 

·         раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении;

·         познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»;

·         воспитывать любовь к устному народному творчеству;

·         развитие познавательного интереса, творческих способностей;

·         развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, М. Мусоргский «Баба-Яга».

Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»

Литературный материал: А.Н.Толстой  «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.

Тип урока: расширение знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».

                                                            ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать?

Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.

2. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора?(Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

3. Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора»

Учитель: Что вы представили, слушая эту пьесу

– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Учитель:  Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?

Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.

– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется  «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

4. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали? 
– Какие новые термины слов вы услышали?

                              Список используемой литературы:

1.      Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г

2.      Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.

3.      Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),

          1, 2,3 классы. М., 2007

Комментарии
Комментариев пока нет.