План-конспект урока по музыке на тему «А.К. Лядов «Кикимора» (1 класс)
А.К. Лядов «Кикимора»
Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.
Задачи:
· раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении;
· познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»;
· воспитывать любовь к устному народному творчеству;
· развитие познавательного интереса, творческих способностей;
· развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, М. Мусоргский «Баба-Яга».
Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»
Литературный материал: А.Н.Толстой «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.
Тип урока: расширение знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Учитель:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».
Учитель: Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать?
Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора?(Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).
3. Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора»
Учитель: Что вы представили, слушая эту пьесу
– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?
Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.
– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.
4. Рефлексия
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?
Список используемой литературы:
1. Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г
2. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
3. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),
1, 2,3 классы. М., 2007