План-конспект урока по природоведению в 5 классе на тему «Жители лесной полосы»
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» 667000, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Эрзинская, дом 8
Куулар Чечекмаа Отканмаевна - учитель биологии и химии
Технологическая карта урока по природоведению в 5 классе
Учитель: Куулар Чечекмаа Отканмаевна
Тема урока: «Животный мир лесной полосы» .
Учебник: «Природоведение 5-6 классы школ глухих и слабослышащих» (авторы: Т.М. Захарова, Л.В. Николаева).
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель: систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни.
Задачи урока:
1. Закрепить знания о животных тайги, смешанного леса, широколиственных лесов.
2. Проводить коррекционную работу по развитию слухового восприятия, речи, проводить контроль и самоконтроль над произношением; обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся. Развитие внимания, памяти, мышления детей с нарушениями слуха.
3. Воспитание у учащихся чувства прекрасного и бережного отношения к природе своего края, развивать и воспитывать экологическую культуру у учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
— Применение знаний о животном мире лесной зоны в новых ситуациях для решения практических задач;
— умения на основе наблюдений выделять среди них группу травоядных, хищных животных, приводить примеры представителей животного мира (птиц, зверей и других животных) леса.
Личностные:
— положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу;
— представление о ценности и уникальности природного мира.
Регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные.
— осуществлять поиск нужной информации;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— анализировать изучаемые животные леса с выделением их отличительных признаков;
— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные.
—строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, работа в паре, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Элементы здоровьесберегающей технологии, используемые на уроке : создание положительного эмоционального настроя на уроке, использование активных методов обучения (поисковый, игровой), подача материала с доступным, рациональным способом, смена видов деятельности, дифференцированный подход в обучении, работа в парах, физкультминутка, динамические паузы, наглядность, рефлексия.
Дидактические средства и оборудование:
компьютер, проектор, картинки, фотографии животных, презентация, карточка, реквизиты волшебного сундучка (лапа медведя, шкура лисы, рога оленя, кедровый орех).
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создает эмоционально – положительный настрой на урок, на создание мотивации успеха -Ребята, встаньте, поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Сегодня прекрасный день, и чтобы начать урок с хорошим настроением, давайте улыбнемся друг другу, а теперь улыбнитесь, пожалуйста гостям. Я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего урока. | Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку, включаются в урок во взаимодействие с учителем. | Личностные УУД: управление своим настроением, умение выражать эмоции. . |
2. Фонетическая зарядка | Дает установку учащимся в течение урока хорошо говорить дежурный звук, контролировать критические звуки, активно работать на уроке. | Настраиваются на работу | Метапредметные УУД: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, | Организует повторение знаний. 1) Ребята, какие леса встречаются у нас в стране? (слайд №4) 2) …, попроси … , назвать животных, которые обитают у нас в лесной полосе . | Учащиеся отвечают на вопросы, называют обитателей лесной зоны. | Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленный вопрос |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает школьникам сформулировать тему урока после просмотра видеофрагмента о животных («Животные леса. Животный мир» Развивающее видео про животных для детей –Ютуб видео). -Ребята, а теперь, давайте узнаем, какова тема нашего урока, для этого посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Сегодня на уроке продолжим тему «Животный мир лесной полосы». Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать? -Мы продолжим знакомство с обитателями леса. Посмотрите на план урока: План урока: а) Конкурс «Знатоки леса». б) Викторина о животных леса. в) Игра «Угадай». в) Игра «Волшебный сундучок». Что вы будете делать на уроке? | Смотрят видеофрагмент о животных. Высказывают свои предположения, формулируют тему урока. Хором читают план урока, отвечают на вопросы учителя, вместе с учителем выдвигают варианты формулировок целей урока. Учащиеся отвечают на вопросы . | Личностные УУД: Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности Познавательные УУД: Общеучебные – поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества Регулятивные УУД : принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. |
4. Первичное закрепление Конкурс «Знатоки лесных жителей» Викторина о лесных жителях Игра «Угадай» Физкультминутка | Активизирует знания учащихся . Дорогие ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-экскурсия. Предлагает учащимся угадать маршрут экскурсии по картинкам слайда. Чтобы узнать, куда мы отправляемся, посмотрите пожалуйста, на картинку (слайды №6, №7) Угадайте, куда мы отправляемся. Мы отправимся в лес и продолжим знакомство с тайнами лесных жителей. В начале мы отправимся на экскурсию в … (узнайте, куда) (слайд №8) Да, мы отправляемся в тайгу. Дает задание учащимся: А теперь, ребята, будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки - в течение двух минут запишите, пожалуйста, названия животных, которых вы видите на экране. (слайд№9) 1) Первая пара пишет названия птиц. 2) Вторая пара пишет названия травоядных животных. 3) Третья пара пишет названия хищных зверей 4) Один из учеников работает по карточке. (слайд №10) Ребята, а теперь обменяйтесь карточками. Выдает фишку ученику, который написал наибольшее количество названий животных. -Как вы думаете, какие из этих животных обитают у нас в Туве? Следующий наш путь- экскурсия в … (слайд №11) (Смешанный лес). -Каких животных вы видите? Ребята, давайте проверим, как вы знаете животных смешанного леса. Что мы сейчас будем делать? Будем отвечать на вопросы викторины Викторина(слайд№12) 1) Какое животное тувинцы почитают как священного и называют «Хайыракан»? (медведь). 2) В последнее время в Туве стало очень много этих хищных животных, они начали нападать на домашний скот- овец, коров, какое это животное? (волк). 3) Эту птицу часто называют «Мудрая», какая эта птица? (сова). 4) Эта птица откладывает яйца в чужие гнезда? (кукушка). За каждый правильный ответ выдает учащимся фишку. Предлагает учащимся определить дальнейший маршрут по картинке слайда №: Ребята, кто знает, в какой лес мы сейчас отправимся? Мы пришли в широколиственный лес (слайд№13) Учитель предлагает из вывешенных на доске фотографий животных найти фотографии животных широколиственного леса и назвать их. (слайд№14) Проводит физкультминутку Ребята, вы проделали большой путь, наверное, устали, теперь давайте немножечко отдохнем. Все встали: Мы теперь в лесу- Посмотрите вверх-белочка сидит, посмотрите вниз-ежик вот идет, посмотрели налево-убежали олени, посмотрели направо-промелькнула лисица, Помахали руками, как птицы, Руки отпустили, кисти встряхнули. Тихо садимся, и улыбнемся! Молодцы, ребята, продолжим урок. | По картинке на слайде №1, №2 учащиеся угадывают, куда они отправятся на экскурсию. Учащиеся, работая в парах, рассматривают картинку на слайде и выписывают названия птиц, травоядных и хищных животных. Один ученик работает с карточкой. Ученики обмениваются карточками и читают выполненное задание. Один ученик выходит и показывает названных животных на слайде (если ученик затрудняется, одноклассники выходят и помогают ему). Учащиеся называют животных Тувы. Учащиеся высказывают свои предположения. (Смешанный лес) Учащиеся называют животных смешанного леса. Учащиеся отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ учащиеся получают фишку. Учащиеся отвечают. Учащиеся выбирают и называют фотографии животных широколиственного леса, применяя полученные знания о лесных обитателях. Учащиеся вместе с учителем выполняют гимнастику для глаз и упражнения | Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; Познавательные УУД: логические: анализ и синтез информации. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других в соответствии с поставленными задачами; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Личностные УДД : Формирование ценностного отношения к здоровью. |
5. Закрепление Игра «Волшебный сундучок» | Организует игру «Волшебный сундучок» В этом «Волшебном сундучке» хранятся предметы, связанные с лесными жителями. По описанию предмета угадайте, пожалуйста, что хранится в этом мешке. Волшебный сундучок: (слайд №15) 1) В этом сундучке находится оберег, талисман тувинцев, который изготовлен из лапы животного, которого называют «Хозяином тайги» (лапа медведя). 2) Здесь шкура животного, из которого шьют шубы, шапки и воротники, это в сказках «самый хитрый зверь» (шкура лисы). 3) Это корм, которым питаются белки, каждый мальчишка-тувинец любит собирать их осенью (кедровый орех). 4) В сундучке спрятано то, что ежегодно сбрасывают олени (рога оленя). Молодцы, ребята! Как видите, животные приносят пользу человеку -из шкур пушных зверей шьют одежду, рога используют для изготовления сувениров, получения лекарств, мясо промысловые животных люди употребляют в пищу. Правильно ответившим учащимся выдает фишки. | Учащиеся высказывают свои предположения, по описанию учителя угадывают, какие предметы спрятаны в сундучке. | Познавательные УДД: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УДД: умение строить речевое высказывание Личностные УДД: Формирование ценностных отношений к природе и жизни. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информирует учащихся о домашнем задании: Написать загадки о лесных жителях. | Записывают в дневниках домашнее задание. | |
7.Рефлексия (подведение итогов занятия) | Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке, учитывая набранные им баллы с помощью фишек, выставляет оценки. Подводит итог урока. Благодарит учащихся за интересную совместную работу. -Наша экскурсия подошла к концу. -Где мы побывали, что вы делали? -С какими животными вы встретились? -Что вы узнали на этом уроке? -Кому понравился урок, поднимите, пожалуйста, смайлики. - Ребята, спасибо за урок! Мне было очень интересно и приятно с вами работать. | Ребята отвечают, что нового они узнали на уроке, слушают оценку их деятельности на уроке. Ребята, которым понравился урок, поднимают смайлики. | Познавательные: формирование умения выявлять допущенные ошибки Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки. |