План-конспект урока по природоведению в 4 классе «Жизнь леса»

0
0
Материал опубликован 15 January 2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34 города Макеевки»

План-конспект урока

по природоведению

(4 класс)

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Выросткова Л.М.

Тема «Жизнь леса»

Цели: сформировать у обучающихся представления о лесе, как природном сообществе;

познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и

микроорганизмами, ролью грибов;

развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее

полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, работать в группах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- Почему люди называют землю «кормилицей»?

- Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

3. Работа по теме урока.

На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные, смешанные, широколиственные.)

Лес

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С. Погореловский)

- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком. (На доске: лучик)

- Послушайте сказку. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

- Ах, какое сегодня чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он и стал гулять по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. В следующее мгновение он очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням, - подумал Солнечный Лучик.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

- Почему же в лесу есть такие ступени? Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос. Это был старый мудрый Ворон.

- Я отвечу на твой вопрос. В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют ярусы.

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

4. Работа в группах. (Разделить класс на 3 группы)

Пользуясь учебниками, обсудить и составить список животных леса:

Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)

Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)

Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

Составьте цепи питания.

(После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы).

5. Физкультминутка.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве.

- Можно ломать деревья.

- Можно отдыхать в лесу.

- Можно жечь костры.

- Можно слушать птиц.

- Можно громко говорить, кричать в лесу.

6. Продолжение изучения новой темы.

Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

7. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

1) Как грибы связаны с лесными растениями?

2) Как грибы связаны с животными леса?

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Прочитайте на с. 180 «О лесной подстилке и микробах»

- Из чего образуется лесная подстилка?

- Какая польза от нее для почвы? Для животных?

8. Подведение итогов урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.