План-конспект урока труда (технологии) для 8 класса Тема урока: «Разработка уникального туристического продукта для Свердловской области»
План-конспект урока труда (технологии) для 8 класса
Тема урока: «Разработка уникального туристического продукта для Свердловской области»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами деловой игры.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о процессе создания конкурентоспособного туристического продукта на примере родного региона.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с понятиями: «туристический продукт», «целевая аудитория», «турпакет», «точка интереса (POI)».
Научить выделять уникальные особенности региона для создания привлекательного туристического образа.
Отработать навык структурирования информации при создании краткого плана тура.
Развивающие:
Развивать аналитические способности, креативное мышление и навыки работы в команде.
Совершенствовать коммуникативные умения (аргументация, презентация).
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и ответственное отношение к культурно-историческому и природному наследию Свердловской области.
Формировать культуру сервиса и гостеприимства.
Планируемые результаты:
Личностные: Проявление интереса к туристическому потенциалу малой родины.
Метапредметные: Умение ставить цель, планировать работу в группе, находить и анализировать информацию.
Предметные: Знание структуры тура, умение формулировать идею туристического продукта для конкретной аудитории.
Оборудование:
Компьютер/ноутбук с проектором для учителя.
Раздаточный материал для групп (памятки, шаблоны, карточки с достопримечательностями).
Маркеры, флипчарты или большие листы бумаги (А3), стикеры.
Презентация к уроку (слайды с ключевыми понятиями, визуальным рядом по Свердловской области).
2. Ход урокаI. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы и цели урока: «Сегодня мы с вами попробуем себя в роли создателей туров – туроператоров. Наша задача – разработать такой интересный и уникальный тур по Свердловской области, который захотят купить реальные путешественники».
II. Актуализация знаний. Мотивация (5 минут)
Вопрос классу: «Как вы думаете, почему туристы со всей России и из-за рубежа могут захотеть приехать именно в наш регион? Что их может здесь заинтересовать?»
Учитель выслушивает версии (природа, история, промышленность, гастрономия и т.д.).
Слайд-шоу: Краткая демонстрация 5-7 ярких изображений Свердловской области (граница Европы-Азии, Невьянская башня, Верхотурский кремль, природный парк "Оленьи Ручьи", музей В.С. Высоцкого, Уральские самоцветы). Это служит визуальным стимулом.
Вывод учителя: «У нас есть огромный потенциал! Но просто показать достопримечательности недостаточно. Нужно упаковать их в грамотный и привлекательный продукт. Давайте узнаем, как это делается».
III. Изучение нового материала (10 минут)
Объяснение ключевых понятий с опорой на презентацию:
Туристический продукт – это не просто поездка, а комплекс услуг (транспорт, размещение, питание, экскурсии), объединенных одной целью и программой.
Целевая аудитория (ЦА) – это конкретная группа людей, для которой создается тур (например, семьи с детьми, молодежь, любители экстрима, паломники). От ЦА зависит программа, сервис и подача.
Турпакет – готовый, продающийся набор услуг.
Точка интереса (POI - Point of Interest) – любая достопримечательность, объект, который может быть интересен туристу.
Алгоритм создания тура (на доске/слайде):
Выбор целевой аудитории.
Определение темы и названия тура.
Подбор точек интереса (POI), соответствующих теме и ЦА.
Проектирование логистики (маршрут, транспорт).
Продумывание дополнительных услуг и «изюминки».
IV. Практическая часть. Авторская деловая игра «Тур-конструктор: Открой Урал!» (20 минут)
Подготовка: Класс делится на 4 команды по 3-5 человек. Каждая команда – это «турфирма».
Раздача материалов: Каждая команда получает:
Конверт №1 «Целевая аудитория» (внутри одна карточка с описанием ЦА, например: «Активные подростки 14-17 лет, увлекающиеся историями о кладах и загадках», «Взрослые туристы 30-45 лет, интересующиеся промышленностью и историей», «Семьи с детьми 7-12 лет, ищущие интересный и безопасный отдых на выходные», «Иностранные туристы, желающие познакомиться с культурой и мифами Урала»).
Конверт №2 «Ресурсы Урала» (внутри карточки с названиями и картинками достопримечательностей Свердловской области: Ганина Яма, Музей военной техники в Верхней Пышме, Парк Бажовских сказок в г. Сысерть, Камень Ветлан на Чусовой, Дом-музей П.П. Бажова в Сысерти, Арка «Белая горка» в Нижнем Тагиле, Скалы «Семь Братьев», г. Кумба и т.д.).
Чистый бланк «Паспорт тура» (формат А3) со следующими графами:
Название турфирмы.
Название тура (должно быть ярким!).
Целевая аудитория.
Продолжительность (1, 2 или 3 дня).
Маршрут-схема: (Место для рисования условной карты маршрута).
Программа по дням: (Дата/День | Мероприятие | Изюминка (что делает этот момент незабываемым).
Наша уникальная услуга (то, чего нет у конкурентов).
Задание для команд: Используя полученные материалы, создать и оформить на флипчарте (листе А3) «Паспорт тура». Подготовить 2-минутную презентацию своего продукта.
Роль учителя: Наблюдает, консультирует, направляет работу групп, следит за временем.
V. Презентация результатов и рефлексия (7 минут)
Каждая команда представляет свой разработанный тур.
Критерии для краткого обсуждения после каждой презентации:
Соответствует ли тур своей целевой аудитории?
В чем его уникальность и «изюминка»?
Насколько логично выстроен маршрут?
Учитель организует краткое обсуждение, подчеркивает сильные стороны каждой работы.
VI. Подведение итогов. Домашнее задание (1 минута)
Итог урока: «Сегодня мы убедились, что Свердловская область – это кладезь идей для туризма. Вы не просто изучили теорию, а на практике создали прототипы реальных туристических продуктов, проявив фантазию и логику».
Домашнее задание (на выбор учащегося):
Творческое: Создать рекламный постер или небольшой видеоролик (30-60 сек) для тура, разработанного на уроке.
Исследовательское: Найти в интернете 1-2 реальных тура по Свердловской области, проанализировать их целевую аудиторию и программу. Написать краткий отзыв-рецензию (что удачно, что можно улучшить).
Проектное: Продумать и описать одну уникальную услугу или сувенир для своего тура, который мог бы стать его визитной карточкой.
Региональный фокус: Урок не абстрактный, а глубоко интегрирован в специфику Свердловской области. Используются реальные, в том числе и не самые раскрученные, достопримечательности, что способствует краеведческому просвещению.
Авторская игровая механика «Тур-конструктор»: Методология, основанная на работе с конвертами (ЦА и Ресурсы), имитирует реальный процесс туроперейтинга, где необходимо подобрать услуги под запрос клиента. Это развивает стратегическое мышление.
Дифференциация по целевым аудиториям: Ученики получают не одинаковое задание, а разные, что делает игру более реалистичной, а презентации – разнообразными и интересными для сравнения.
Структурированный рабочий инструмент «Паспорт тура»: Разработанный бланк помогает ученикам системно подойти к задаче, не упустив важные элементы тура (название, логистику, «изюминку»).
Вариативное домашнее задание: Учет индивидуальных способностей учащихся (творчество, анализ, проектирование) повышает вовлеченность и позволяет проявить себя в разных форматах.
Акцент на «изюминке» и уникальной услуге: Этот элемент напрямую связан с темой сервиса, учит детей мыслить нестандартно и создавать добавленную стоимость для потребителя, что соответствует современным требованиям рынка.
Данная разработка является целостным, готовым к применению продуктом, который не только дает знания, но и формирует практические компетенции и эмоциональную связь с регионом.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386464/ (дата обращения: 01.06.2024).
Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования (утверждена Приказом Минпросвещения России от 20.12.2023 № 899) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407232247/ (дата обращения: 01.06.2024).
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 159 с.
Кузнецов, А. А. Современный урок в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. А. Кузнецов // Народное образование. – 2020. – № 4. – С. 56-63.
Архипова, Н. П. Заповедные места Свердловской области [Текст] / Н. П. Архипова. – Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 2014. – 240 с.
Иванов, А. В. Хребет России: историко-культурный путеводитель [Текст] / А. В. Иванов. – Екатеринбург : Издательство «Фонд «Галерея», 2018. – 496 с
Энциклопедия Свердловской области [Текст] / гл. ред. В. В. Маслаков. – Екатеринбург : Квист, 2019. – 592 с.
Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2013. – 368 с.