Урок географии для 6 класса «Почвы и растительность Белгородской области»
6 класс география
учитель: Ильинская Л.И.
Тема: Почвы и растительность Белгородской области.
Эпиграф:
Есть, возможно, уголок красивей.
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Белгородчина моя.
Ход урока
Организационный момент. Рефлексия.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня прекрасный весенний денек и нам хочется подарить вам частичку душевного тепла. Мы хотим, чтобы вы тоже улыбнулись друг другу …нашим гостям…
Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок, потому что мы будем заниматься исследованиями в области географии. Наш урок – это работа в сотрудничестве, только помощь друзей вам поможет справиться с заданиями.
- Ребята, давайте немного поиграем. Представьте, что вы молодые исследователи природы Белгородской области, 2 группы ученых. Выберите руководителя группы. Представьтесь.
Просим руководителя представлять выступающих . в конце работы обсудите и оцените вклад каждого в исследовании..
- Напомните, пожалуйста, над какой темой вы начали работу?
- Запишите тему на ваших листах исследования.
- Определите (по жребию) направление вашего исследования (культурные и дикорастущие лекарственные растения, применяемые при простудных заболеваниях).
- Какова цель вашей работы?
(1. Выявление лекарственных растений Белгородской области.
2. Изучение видового разнообразия лекарственных растений нашей области.)
3. (Выяснить на каких почвах произрастают растения)
- Запишите на ваших листах исследования.
Определение задач исследования.
(задачи написаны заранее на листочках, выбрать нужные, прикрепить на лист)
Уважаемые ученые , в ваших конвертах находятся листы с задачами исследования , выберите те из них ,которые вы будете решать. Обратите внимание на направление вашего исследования и какие задачи должны быть решены обязательно.
- Рассмотреть физико-географическое положение нашей области.
- Выяснить, какие почвы есть на территории нашей области и нашего села.
- Выявить культурные лекарственные растения, применяемые при лечении простудных заболеваний.
- Определить дикорастущие лекарственные растения, которые помогут в лечении простудных заболеваний.
- Провести анкетирование об использовании лекарственных растений среди жителей сел -Изучить проблемы загрязнения почв
- Выполнить таинственные задания по теме исследования.
Прошу озвучить задачи исследования.
Определение гипотезы исследования.
Учитель: Дорогие исследователи ,сейчас вы должны сформулировать и записать гипотезы вашего исследования
Сформулируйте и запишите гипотезы вашего исследования.
(Предполагаем, что в нашей местности есть лекарственные растения, которые лечат простудные заболевания)
(Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, если использовать лекарственные растения в качестве лечения.)
(Мы предполагаем что на всех типах почв встречаются лекарственные растения)
5. Актуальность темы исследования.
- Ребята, дома вы должны были подготовить доказательства актуальности вашей исследовательской работы (в оригинальной форме).
1). Мой край как сказочное царство,
Здесь везде растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а что и как лечить-
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить все те растения,
Что пригодны для лечения.
2). Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы.
У лекарственных растений вредный побочный эффект намного меньше или совсем отсутствует, поэтому лекарственные растения – это альтернатива медикаментозному лечению.
Растений в природе огромное количество, но мы, живя в Белгородской области, не можем пользоваться теми растениями, которые от нас далеко. Кроме того, ученые давно заметили, что человеку полезнее те растения, которые его окружают. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут вместе с нами.
Однако, необходимо помнить, что лекарственные растения – это тоже лекарство и использовать их надо по назначению врача.
Почвы нашей области.
Учитель: - Одна из главных задач исследовательской работы по географии – физико-географическая характеристика района исследования, поэтому первая группа определит физико-географическое положение области, а вторая группа подготовит отчет об исследовании почв нашей местности.
Учитель:
- Уважаемые ученые, у вас на столе лежат источники литературы, атласы, образцы почв.
Распределите работу так чтобы вы охватили исследование почв по литературным источникам и по образцам. Пожалуйста составьте тезисы для вашего выступления.
Слово предоставляется 1 группе.
- Послушаем отчет о нашем исследовании:
Наша область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности, в бассейне рек Днепра и Дона. Белгородская область располагается в пределах умеренного климатического пояса северного полушария, где выражена сезонность года. По климатической карте мы определили: количество осадков максимальное приходится на июнь, июль ,август . Годовое количество осадков составляет для Белгорода -642 мм. ,для Валуек -568 мм.
Средняя температура июля Валуйки + 19,7С, а температура января -7,8 С.
По почвенной карте мы выяснили: средняя глубина промерзания почвы на западе 50 см, востоке 60 см, севере77 см.В мерзлом состоянии почва находится около 4 месяцев. Как мы уже сказали область находится в благоприятных климатических условиях, которые создали высокое естественное плодородие почв. К этим условиям относятся: равнинность рельефа, породы ,обладающие полезными для растений химическими свойствами, мягкий и сравнительно влажный климат. Поэтому по таким исследованиям можно сделать вывод: территория области и нашего села занята плодородными почвами – черноземами. (показ на карте)
Руководитель : следующий выступающий расскажет о исследовании почв нашего села, слово предоставляется:
2 группа проводила исследование почв нашей местности по образцам
Мы провели свое исследование на основе почв нашего села, в тех местах где произрастают культурные и дикорастущие растения. Почвы Белогорья не все одинаковы , есть плодородные , есть не очень .А зависит это как мы выяснили -- от состава почвы.
Почва - верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.
Основное свойство почвы - ее плодородие.
Плодородие-способность почвы удовлетворять потребности растений.
Мы насыпали горсть сухой почвы на листок бумаги и внимательно рассмотрели ее, что мы увидели?
Мелкие камешки, кусочки корней и стеблей растений, комочки почвы разной величины.
Растерли комочки почвы пальцами. Что мы почувствовали?
При растирании почвы пальцами чувствуются крупинки.
Это песок. Часть почвы, которая остается на пальцах в виде почвы -глина.
для исследования мы брали почву в нескольких местах: долина реки Оскол, школьный участок ,карьер, питомник ).
Рассматривая образцы почв мы сравнили ее по структуре, по цвету. Один ученик показывает образцы почв и рассказывает: Вот образцы почв которые мы исследовали:
-с примесью мела –имеет белесый оттенок, белые крупинки на(пришкольном участке)
-песчаная почва –сыпучая , с мелкими пылинками , при смачивании не склеивается (в долине реки Оскол)
-глинистая –с крупинками . при смачивании клейкая(в карьере где добывают глину)
-чистый чернозем – черный цвет говорит о том что почва питательная в состав входит мощный слой гумуса , при поливе самый черный, трудно смывается с рук , при рассмотрении через лупу в нем отмечается присутствие перегнивших листьев , корней.
(на питомнике фермера Е. П. Хавелова)
По структуре черноземная, песчаная почвы рыхлее, чем глинистая.
По цвету черноземная чернее, чем песчаная.
Черный цвет почвы говорит о том, что почва более питательная.
Следовательно, почва питательнее? Черноземная
Еще я хочу сказать что для распознания вида почвы существует еще несколько способов. Самый простой способ: вовремя дождя посмотреть на грядки. Если вода скапливается на поверхности почвы в виде лужиц, то это почва? Глинистая
Если вода не скапливается на поверхности почвы, то это почва? Песчаная
- в результате исследования мы можем сделать вывод : на территории нашего села были выявлены почвы--черноземы:
- чистый чернозем с примесью песка, глины и мела, а также песчаные ,и глинистые почвы.
Учитель:
У наших сотрудников и родители занимаются земледелием .Руководитель группы представьте пожалуйста выступающего.
Руководитель: о черноземных почвах нам расскажет одна из исследовательниц Хавелова Елизавета она передаст опыт которым поделился ее папа.
Ученица .Он помогал мне и нашей группе провести небольшой анализ почвы в питомнике, которым он занимается. Почва рассыпчатая , на цвет черная, содержит много гумуса , плодородная .На ней очень хорошо приживаются и растут такие растения как розы, кустарники смородины и крыжовника, плодовые деревья ,арбузы , дыни –этой весной планирует выращивать виноград . Так что для этих и других культур почва подходит идеально! Чернозем – это богатство края, нашего села, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию загружали целые железнодорожные составы ,чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись не давая увозить наше богатство. Взрывали составы, сами погибали ради земли – матушки, земли-кормилицы. И в заключении он нам сказал: «Берегите, ребята, богатство края – и земля вас всегда накормит».
Учитель: Ну что дорогие исследователи давайте сделаем вывод: какие же почвы наиболее плодородные в нашем селе? Правильно-черноземные. Поэтому и край называют Черноземным.
Характеристика растений по источникам информации.
Название растения |
Какую часть растения используют |
Применение в медицине |
Противопоказания |
Липа, мать-и-мачеха, крапива, шиповник, береза, сосна, ромашка, шалфей, дуб.
Малина, лук, чеснок, морковь, капуста, клубника, алоэ, каланхоэ.
7.Физ. Минутка.
8. Составление диаграмм по результатам анкетирования.
Учитель: Следующая задача…..нашей исследовательской работы анкетирования населения и выявление проблем загрязнения почв ,Вы приступили дома . подготовили информацию. Прошу ознакомить с ней .Руководитель группы представьте пожалуйста выступающего.
Отчет творческой группы «Проблема загрязнения почвы».
Наша группа работала над проблемой загрязнения почв нашего края .По источникам литературы , атласа Белгородской области, информации из сельского совета было выявлено ,что источниками загрязнения и отравления почв служат промышленные выбросы, нерациональное внесение химических препаратов и удобрений , животноводческие стоки, свалки промышленных и бытовых отходов.
Все это мы можем отразить и показать в диаграмме.
75%- площади почв загрязнены слабо, либо имеют допустимый уровень загрязнения
23%-площади почв характеризуются умеренно – опасным загрязнением
2%- площади почв имеют сильное или опасное загрязнение - это Белгород, Губкин, Старый Оскол.
Но если посмотреть на диаграмму в целом, то можно сделать вывод:
Ситуация с почвами на территории области в целом благоприятная за исключением отдельных районов.
Учитель: Уважаемые исследователи: Давайте подумаем и предложим, какие меры необходимо принять для охраны окружающей среды?
- При внесении удобрений почва обогащается питательными для растений веществами, однако неправильное внесение удобрений может привести к катастрофическим для сельского хозяйства последствиям.
-Для защиты от ветровой и водной эрозии нужно производить посадки специально защищенные лесополосы , устройство прудов. Задержание стекающих вод.
-Почва – как мы знаем главный источник продовольственного питания и сырья для промышленной переработки. Рост населения Земли , а значит и потребность в продовольствии приводит к усилению сельскохозяйственного воздействия на почву. Поэтому защищать ее от разрушения ,а человечество от голода может разумное использование и охрана почвенного покрова нашей области и планеты .
-очистка выбросов промышленных предприятий от вредных примесей
-создание и внедрение безотходных предприятий
-предотвращения загрязнения от выхлопных газов
-применение щадящих видов технологии в сельском хозяйстве
Таинственные задания.
- Таинственный сундучок (дается описание растения, рецепт, узнать, о каком растении речь)
- Правила сбора и сушки растений (2 конверта с заданиями: выбрать верные правила сбора лекарственных растений, составить предложения о правилах сушки растений)
Учитель : Вот наша работа завершена. Подтвердилась ли гипотеза вашей исследовательской работы?
Гипотеза.
- Гипотеза подтвердилась, в нашей местности есть лекарственные растения, которые лечат простудные заболевания.
- Наша гипотеза подтвердилась. Лекарственные растения произрастают на различных типах почв: черноземах , песчаных. глинистых.
Выводы.
Исходя из задач исследования сформулируйте выводы:
- На территории области преобладают почвы…
- Мы выявили _ лекарственные растения, которые можно использовать при лечении простудных заболеваний.
- Большинство жителей нашего села не применяют лекарственные растения. Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.
- Выполняя занимательные задания, мы узнали:
рецепты приготовления настоя из календулы…, липы..,
правила сбора и сушки лекарственных растений
Домашнее задание. Проектное задание.
Предложите меры по сохранению численности и
распространению лекарственных растений нашей местности или составить кроссворд «Животный мир почвы».
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Юные исследователи, просим вас посовещаться и дать оценку работе ваших коллег в ходе исследования.
- Ребята, завершая наш урок, просим подойти к весам и положить красную фасоль, если вам было интересно на уроке, получили достаточно знаний, работали с интересом. Белую
- если вы остались недовольны работой на уроке.
Только врач может точно диагностировать болезнь, оценить ее развитие и течение, назначить необходимые лекарства. Поэтому и лекарственные растения нужно применять лишь после консультации с лечащим врачом или по его совету.
Правила сбора и сушки.
1. Работа в группах по карточкам. (Слайды)
К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
Собирай растения около автомобильных дорог.
К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай растения в дождливую погоду.
Собирай растения в сухую погоду.
К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собери травы с пятнами.
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения все до единого.
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семяна для их дальнейшего размножения.
К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
Избегай прямого попадания солнечного света.
Суши растения в сырой комнате.
Правила сушки лекарственных растений
• Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.
• Листья кладут черешками в одну сторону.
• Корни отмываю от грязи и разрезают.
• В течение дня растения переворачивают, сухие убирают.
ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.
2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.
4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.
5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.