Мастер-класс «Подготовка и реализация творческих проектов в рамках курса ОРКСЭ» (4 класс)
«Подготовка и реализация творческих проектов в рамках курса ОРКСЭ»
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС для начальной школы).
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Стандарт второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современную школу уже нельзя представить без проектной технологии.
В образовательном процессе она эффективно дополняет урочную деятельность и направлена на достижение личностных и метапредметных результатов образования.
Я использую метод проектов в своей практике уже несколько лет и с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Организация проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ дает благодатную почву для внедрения проектов нравственной направленности. В рамках проекта ученик получает возможность поставить учебную задачу, наметить этапы ее выполнения, найти источники информации, наладить коммуникативное обобщение. Проект не ограничивается границей одного урока, чаще он представляет собой интегрированную деятельность и относится к нескольким взаимодополняющим занятиям. Результат достигается благодаря тому, что я являюсь классным руководителем и имею возможность видеть детей не только на этих уроках, но и на уроках литературы, окружающего мира, технологии.
Хочу поделиться опытом, как ведется работа в моем классе по подготовке и реализации творческих проектов в рамках курса ОРКСЭ на примере темы «Ценность рода и семьи».
На самом первом уроке, когда ребята только знакомились с новым для них предметом ОРКСЭ и учебником, по которому они будут работать, все изучаемые темы мы с детьми условно поделили на 3 блока:
I глава - КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?
II глава - КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?
III глава – КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?
Перед изучением тем каждой главы дети знакомятся ЗАЧЕМ изучать эту главу, КАК изучать эту главу, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО УЧЕНИКУ выполнить, и на что УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО. (Данные памятки взяты из учебника Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»).
И ученик уже четко понимает, что на конец учебного года по курсу ОРКСЭ у ученика должно быть 3 готовых проекта. ( На практике их получается гораздо больше).
Также мы с ребятами создаем памятку «Как представить свой проект» и алгоритм «Как самому оценить свой проект».
ПАМЯТКА «Как самому оценить свой проект» Каждому человеку нужно уметь самостоятельно оценивать результат своей работы: определять, достиг поставленных целей или нет; в чём достижения и что можно сделать лучше в другой раз. Чтобы оценить свой проект. Честно ответь самому себе на следующие вопросы. 1. Какую тему ты выбрал для своего проекта? ___________ 2. Главный результат твоего проекта (текст, изделие, действие и т. д .)______ 3. Какую цель ты поставил перед собой, приступая к проекту? ____________ 4. Достиг ли ты своей цели (сравни с результатом)? ДА или НЕТ ____ 5. Ты осуществил проект самостоятельно, в одиночку или с чьей-то помощью? Кто помогал и в чём? _________________________ 6. Какие трудности тебе пришлось преодолеть? _____________________ 7. Что в проекте тебе удалось лучше всего, какие у тебя личные достижения? 8. Что в следующий раз можно будет сделать лучше? _________________ 9. Доволен ли ты своим проектом? _________________ Выбери символ для своего настроения:
|
При подготовке проектов действует принцип минимакса, учитываются реальные возможности учащихся – кто-то прекрасно рисует и делает поделки своими руками, кто-то любит сочинять, а есть любители компьютерных программ.
Так при изучении темы «Ценность рода и семьи» ученикам предлагается задание:
Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо. «Всё имеет своё начало. У дерева начало – это его корни, а у реки – исток. Начало человека – его род, его семья». Именно с проекта «Моё родословное древо» мы начали свою работу. Ребята вспомнили, что эту работу они выполняли на уроках окружающего мира еще в 1 классе. В этом году каждый дополнил свою работу и представил свой проект.
Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Так появилась традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. В проекте «Тайна моего имени» ребята провели свое исследование и выяснили, почему родители назвали их именно так. Помимо этого они дополнили свою работу информацией о знаках задиака, гороскопом, талисманами, именами известных людей, песнями и стихами с их именем.
Очень интересный и увлекательный получился проект «Моя семья» . Ребята подготовили рассказы о своей семье, дополнили фото-выставкой, фотоальбомом, показом слайдов. При защите проектов хорошо проявляются взаимоотношения родителей и детей в семье, насколько ребёнку уютно и комфортно в своей семье. Затем у ребят появилось предложение создать проект «Мой любимый класс» .
В проекте «Добрые традиции нашей семьи» ребята проявили творчество и фантазию подготовили мини-сочинения, рисунки, пластилиновые композиции, фотовыставки, сценки и даже памятки.
Один ученик со своей мамой подготовили целую газету «Празднование Масленицы» и рассказали ребятам как отмечают этот праздник в их семье. Многие ребята заинтересовались темой «Традиции народов России»
Нашлись ребята, которые выбрали тему проекта «Каким добрым правилам меня научила моя семья?» Они написали мини-сочинения по теме, сочинения- рассуждения, с родителями составили «Законы своей семьи».
Одна девочка написала, что в её семье сложилась святая традиция – передавать подрастающему поколению информацию о своих родственниках ветеранах Великой Отечественной Войны.
Так возник проект «Аллея памяти и славы». Где ребята знакомятся с подвигом нашего народа.
Наш класс принимает активное участие в школьной акции «Бессмертный полк», «Солдатский платок». В этом году наш Альбом Памяти пополнится новыми именами.
На уроках технологии ребята выполняли проект «Подарок Ветерану».
Следующая группа ребят подготовили проект «Мир увлечений моей семьи». Они организовали выставку коллекций и увлечений семьи.
В процессе работы ребята задались вопросом - а можно ли придумать эмблему или герб своей семье? Многие решили заняться этим проектом.
При выполнении проектов кто-то из ребят предложил проект «Традиционное национальное блюдо моей семьи».
Ребята подготовили презентации, фотографии, рисунки, поделились рецептами блюд. Чтобы узнать и увидеть, как готовят блюда сами школьники, мы с ребятами совершили экскурсию в кабинет домоводства на урок технологии к старшеклассникам. Кабинет домоводства очень напоминает родной дом. «Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг».
Так у ребят появилась идея создать еще один проект «Оберег нашей семьи » У каждого дома, у каждой отдельной семьи – есть свой оберег, приносящий удачу и спокойствие в дом.
На уроках технологии данный проект нашел продолжение и наши девочки провели мастер класс «Плетение фенечки»
Очень увлекательно прошёл «Фестиваль одноклассников» по теме «Добрые игры нашей семьи». К сожалению, лишь в немногих семьях есть общие семейные игры. Ребята не только познакомились с различными играми, и их правилами, но и все вместе смогли в них принять участие. Ребятами были представлены игры Шашки, Шахматы, Лото, Монополия, Каркасон, Ассоциация, Ерундопель. Ходилки, Падающая башня, Волшебный Мешочек, Турбосчет, Барабашка.
Все ребята приняли активное участие в коллективном проекте по созданию альбомов по данной теме «Стихи и песни о семье», «Пословицы и поговорки о семье», Загадки о семье», «Притчи о семье», «Мудрые мысли великих людей».
В проекте «Творческий калейдоскоп» нашлось место и для таких творческих детей, кто любит составлять синквейны, читать стихи, петь песни и частушки о семье. Шабалина Ксенья сама сочинила музыку к колыбельной песне и на городском конкурсе авторской песни заняла 1 место.
В конце учебного года 15 мая - мы с ребятами подготовили концерт к празднику «День семьи»
У ребят по данной теме накопилось очень много материала - мини-проектов, которые они собрали каждый в свой один большой проект «МОЯ СЕМЬЯ». У кого-то это получилось в виде альбома, у другого в виде презентации. Со своими проектами ребята участвуют в конкурсах, выступают на научно-практических конференциях.
Правильно организованные проекты способствуют укреплению семейных связей. Семья – мини-проектный коллектив, который сообща работает над одной проблемой. Родные разделяют успехи своего ребенка не только в результатах проекта, но и от всего пути, пройденного вместе.
В моем 4-м классе, с первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с нетерпением ждали урока ОРКСЭ, с удовольствием готовились к нему, выполняли рисунки, подбирали примеры, сочиняли рассказы.
Мой опыт показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, творчески мыслить, развивает критическое мышление; помогает находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом; открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников; развивается познавательная активность и интеллектуальная деятельность каждого ученика.
В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.