Подгрупповое занятие "Игрушки" по развитию лексико-грамматического строя в старшей группе для детей с ОНР
Тема: Игрушки
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и накапливать словарь по теме «Игрушки»;
- учить правильному образованию существительных множественного числа Именит.падежа;
- усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с сущ. мужского и женского рода;
- упражнять в правильном склонении имён существительных в Вин.падеже без предлога;
- упражнять детей в развитии временно-пространственной ориентации;
- работать над ритмическим рисунком слова.
Коррекционно — развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания, желания помочь ближнему в беде.
Оборудование: телефон, мяч, корзина, машинка, кукла, пирамидка, матрешка, мишка, подставка для игрушек, разрезные картинки с игрушками, индивидуальные тарелочки, предметные картинки с игрушками, дидактическая игра «Ритмы».
Ход занятия.
1 .Организационный момент.
(Логопед встречает детей, предлагает им зайти в группу)
Логопед:
- Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга (Доброе утро, Катя! Доброе утро, Ваня! и т.д.) Доброго утра всем!
2. Игра «Один-много».
Логопед:
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много».
Кот - коты Кукла - куклы Коляска -коляски
Мяч - мячи Мишка -мишки Машина -машины
Слон -слоны Рыбка - рыбки Самолет -самолеты
- Мяч, машина, кукла…как эти предметы можно назвать одним словом? (игрушки). Для чего нужны игрушки?
3. Объявление темы занятия.
Логопед:
- К нам в гости сейчас должен прийти один знакомый мальчик, его зовут Андрюша… (звонит телефон, логопед имитирует разговор по телефону)
- Ребята, это Андрюша мне позвонил... Он заболел, и мама его к нам не пустила. Как жаль мальчика…
Логопед:
- Ребята, а давайте съездим в магазин и купим Андрюшке игрушек. Вот он обрадуется! Садитесь в поезд, я буду паровозом, а вы вагончиками.
Упражнение «Поезд».
(дети встают кругом, друг за другом, имитируя движения поезда)
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Подъезжает паровоз.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
В магазин он нас привез.
Ду-ду-ду!
4. Игра «Эхо».
Логопед:
- Вот мы и приехали в магазин. Магазин большой, тут хорошо слышно эхо. Давайте мы сейчас тоже поиграем в игру «Эхо». Если я буду говорить тихо - вы отвечайте громко, если я говорю громко - вы отвечаете тихо. Все понятно?
Логопед (громко). Мяч!
Дети (тихо). Мяч!
Логопед (громко). Пи-ра-ми-да!
Дети (тихо). Пи-ра-ми-да!
Логопед (громко). Ку-би-ки!
Дети (тихо). Ку-би-ки!
Логопед (громко). Ма-ши-на!
Дети (тихо). Ма-ши-на!
Логопед:
- Вы были внимательным «эхом!» Молодцы! Какие длинные слова вы называли? (машина, кубики…) Какие короткое слово вам встретилось? (мяч)
5. Игра «Где находится игрушка?».
Логопед:
- Ой, ребята, а игрушек в магазине-то нет. Наверное, их забыла продавец выставить на полку. Да, вон они на складе лежат. Ну, сейчас мы эту ситуацию исправим.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится.
(Машина)
Деревянный человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)
Логопед:
- Какую игрушку я поставила первой? Какая игрушка стоит после матрешки?.....
А какую игрушку я поставила последней?
Логопед:
- Ребята, мы с вами ещё две игрушки не заметили. Отгадайте загадку:
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
(Мяч)
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
(Медведь)
Логопед:
- На складе больше не осталось игрушек, все на полках. Какие игрушки находятся на верхней полке? Какие игрушки стоят на нижней полке? Какие игрушки находятся на средней полке?
- А теперь давайте мы встанем и выполним упражнение про наши игрушки.
Физминутка «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
6. Игра «Какой игрушки не стало?».
- Ой, посмотрите, пока вы играли, одна игрушка спряталась. Ну-ка, кто догадался, какой игрушки не стало?
7. Игра «Барабанщики».
- Я с ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Проиграйте по картинке ритм.
8. Подбор слов-признаков и слов-действий к существительному.
Логопед:
- А теперь посмотрите на прилавок. Кто купит первую игрушку для Андрюши? Вместо монеток вы расплатитесь словами.
Что ты хочешь купить, Денис?.... Какая машинка?..... Как можно играть с машинкой? (машинку можно катать…) Ответь, что ты купил для Андрюши? (я купил для Андрюши машинку). И т.п.
9. Словарная работа.
Объяснение значения слова «РАЗНОЦВЕТНАЯ»
Логопед:
- Какие вы молодцы! Купили Андрюшке столько замечательных подарков! Приготовьте руки, мы тоже поиграем с игрушками.
Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)
Пальчиковая гимнастика «ШАРИК»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
10. Работа с разрезными картинками.
- Ребята, вы все любите играть с машинками и куклами, а чинить их кто-нибудь умеет? У вас на столах лежат картинки с игрушками, они рассыпались на кусочки. Помогите их починить.
- Расскажите, что вы починили (Я починил пирамидку…).
11. Игра «Мой, моя».
Логопед:
- А сейчас уберите свои картинки обратно на поднос…. Вспомним, кто что чинил. Это чей мишка? (это мой мишка)
- Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад и передать игрушки Андрею. Садитесь в вагончики.
Упражнение «Поезд».
(дети встают кругом, друг за другом, имитируя движения поезда)
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Подъезжает паровоз.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Снова в садик нас привез.
Ду-ду-ду!
12. Итог занятия.
- Вот мы и вернулись в свой садик. О чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось?
- Сегодня я отнесу Андрюше целую сумку подарков. Он будет очень рад. И мы очень надеемся, что Андрюше ваши подарки помогут быстрее выздороветь. Спасибо!