Поднять успеваемость? реально, выполнимо!
Всероссийский конкурс педагогических статей «Как поднять успеваемость: личный опыт»
ПОДНЯТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ? РЕАЛЬНО, ВЫПОЛНИМО!
(из опыта работы Вовк Людмилы Ивановны, учителя русского языка и литературы ГОУ ЛНР УВК № 8 г. Стаханова)
Проблема успеваемости была и остаётся одной из самых актуальных и трудно решаемых задач образования. В Государственном образовательном стандарте важное место отводится формированию инициативности, ответственности и самостоятельности обучающихся, причём основной формой проявления этих качеств является именно учебная самостоятельность, своеобразным девизом новых требований стандарта можно считать «Учись учиться!».
«Ученье – это сложный, увлекательный Проект!»
В методическом арсенале творчески работающего учителя имеется множество педагогических находок, способных качественно поднять успеваемость обучающихся. На помощь учителю приходят педагогические технологии, среди которых технологии проблемного обучения, критического мышления, технология встречных усилий, развивающего обучения, ТРИЗ-технология, ИКТ, игровые и другие. В рамках одной статьи достаточно трудно описать все приёмы, формы и методы, способные превратить обучение в увлекательный процесс. Когда ребёнок столкнётся с чем-то новым и испытает удивление, он обязательно захочет действовать самостоятельно, поймёт, что добытые собственным опытом знания намного прочнее и ценнее.
К примеру, на уроках русского языка целесообразно использовать различные интерактивные задания, создавать проблемные ситуации при изучении практически всех разделов языкознания. Снова-таки использовать вопрос «почему?» Например, почему слова Ростов, ростовщик, Ростислав, Росток стали исключениями? Почему в слове «ветреный» пишем одну букву Н, а в слове «безветренный» две? Почему пьяный именно в «зюзю» или «семь пядей во лбу» это сколько? Почему жалюзи с ударением на последний слог или жалюзи – это кто или что? Почему у А. И. Солженицына в слове «безподобный» приставка без-? Ответы на эти и многие другие вопросы учащиеся могут найти вполне самостоятельно.
На уроках литературы важно уделять внимание этапу работы с эпиграфом, который играет значительную роль не только в осмыслении проблем урока, но и в формировании личности обучающихся, воспитании чувства слова. Данный этап урока можно начинать с вопроса «почему?». Например: Почему для анализа рассказа Леонида Андреева «Кусака» в качестве эпиграфа выбраны строки из детской песни «Человек собаке друг, / Это знают все вокруг». Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» можно начать со слов Антона Павловича Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять», а затем задать учащимся вопрос: «Купцу Калашникову или Кирибеевичу вы сказали бы эти слова?»
Интересной педагогической находкой при анализе художественных произведений является приём «Тройной дневник». Ребятам предлагается проанализировать цитатный материал, затем придумать несколько «тонких вопросов». Так, при анализе в 7 классе рассказа Рэя Брэдбери «Каникулы» учащимся можно предложить следующую работу:
Цитата из рассказа | Анализ | «Тонкие вопросы» |
«День был свежий – свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком». | Задание: выделить особенности в описании пейзажа. Примерный ответ: Идеальный пейзаж, но тишина неестественная, явно ощущается отсутствие людей. Есть противоречия в описании. Дважды повторяется слово парадокс, в тексте очень много глаголов, но нет ощущения действия, всё как будто застыло во времени. Много метафор. | Примерные вопросы: Почему рассказ начинается именно с описания пейзажа? Что парадоксального в описании пейзажа? |
При анализе более сложных произведений в старших классах нужно заменить конспекты опорными схемами, кластерами или эйдос-конспектами. Например, при анализе поэмы А. А. Блока «Двенадцать» можно предложить ребятам составить эйдос-конспект «Музыка революции» или «Символы поэмы». При изучении романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» в ходе работы над темой «Духовные искания князя Андрей Болконского» предложить старшеклассникам графически изобразить путь духовных взлётов и падений литературного героя.
При организации дистанционного обучения данные виды работы помогает понять, насколько ребёнок понял проблематику произведения. Например, в этом году десятиклассникам было предложено при изучении пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» составить эйдос-конспект «Вишнёвый сад», подумать, что для каждого героя пьесы обозначает сад и почему, отразить свои выводы схематично.
«Путь воспитания – путь Радости и Творчества!»
Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся необходимо развивать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Только такая система работы может привести к ожидаемым результатам по повышению успеваемости.
Школа не должна превратиться в череду учебных занятий, а призвана стать местом, где интересно проводить время. Так, наряду с традиционными праздниками, существуют коллективные, например, проводятся Дни рождения класса, причём в каждом новом учебном году обязательно меняется идея и форма проведения мероприятия: «Седьмое чудо света», «Вокруг света», «Путешествие по зодиакальному кругу» и другие.
Интересна идея проведения классных дней самоуправления, когда учащимся предлагается кроме всего прочего провести фрагмент урока по выбору. Эта многолетняя практика показала, что в роли «учителя» ученик более ответственно подходит к выполнению поставленных задач, иногда может даже более качественно преподнести учебный материал, поскольку объясняет его на доступном, понятном другим детям языке. В моей практике был случай, когда при объяснении темы «Сказуемое» в 5 классе «ученик-учитель» в предложении «Утром трава сочная» объяснил отсутствие глагола тем, что он (глагол) «просто надел шапку-невидимку». Под этой «шапкой» прячется глагол «была, был, было, были», которые покажут, какое слово является сказуемым: была + сочная, то есть сказуемое сочная. Практика показала, что этот приём с «шапкой-невидимкой» действительно работает.
Важно продумать систему работы с одарёнными детьми. Педагог В. А. Сухомлинский считал, что «все дети от природы имеют творческое начало». Действительно, среди детей в классе обязательно выделится прирождённый оратор, исследователь, отличный организатор, учёный, вокалист, актёр, художник. И тут как не согласиться с мнением французского писателя Ф. Бэкона, который утверждал: «Врождённые дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учёных занятий». Важно создать через учебную и воспитательную систему условия для развития дарований каждого ребёнка, поскольку именно системная работа позволит добиться результатов не только в учебной, но и в научно-исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности.
Например, хороших результатов в предметных олимпиадах можно добиться, организовав занятия по русскому языку и литературе в предметной студии. Такие занятия в нашем УВК проводим совместно с другими учителями-словесниками в течение всего учебного года. Хочется отметить, что сборная команда – это, как правило, постоянный состав учащихся. На смену выпускникам приходят семиклассники, и тогда появляется возможность организовать эффективное взаимодействие учащихся, накапливать традиции, сохранять преемственность. Многолетняя практика показала действенность данной системы работы: на протяжении многих лет УВК занимает первые места в городе по результатам ІІ уровня предметных олимпиад.
Развивать интеллектуальные и творческие способности детей можно через вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Поскольку успех исследовательской работы учащихся в большей степени зависит от научного руководителя, передо мной стоят определённые задачи: помочь в выборе темы, формулировке цели и задач исследования, выборе объекта и методов исследования, оказать помощь в случае возникновения каких-либо затруднений. Практически всё перечисленное важно проводить совместно с учащимися. Хочется отметить, что большинство выпускников, имея опыт научной работы, связали своё будущее с филологией.
Таким образом, основной целью работы учителя-предметника, классного руководителя является формирование творческой, духовно богатой личности через активацию внутренних резервов учащихся, вовлечение каждого ученика в разнообразные виды креативной деятельности. И здесь хотелось бы остановиться на создании школьных театральных коллективов.
«Театр «Свичадо» учит нас Добру!»
По словам писателя Ральфа Эмерсона, «совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку». За годы работы я неоднократно убеждалась: комфортно и интересно учиться в сплочённом коллективе, а общее дело как нельзя лучше помогает справиться с этой задачей. Таким общим делом, например, могут быть постановки школьных спектаклей.
Театральный коллектив «Свичадо», руководителем которого я являюсь, был задуман 12 лет назад по совету моего наставника, замечательного педагога и многолетнего руководителя театрального коллектива «Ника» Коваленко Натальи Николаевны как коллектив, в репертуаре которого преобладают пьесы сатирического направления.
Толчком к созданию театра «Свичадо» послужила идея сплотить коллектив бойких и ершистых шестиклассников вокруг общей идеи. Изюминкой коллектива является то, что его участники – обучающиеся одного класса. Всего с момента существования театрального коллектива было поставлено 11 спектаклей, несколько литературно-музыкальных композиций, 2 капустника, причём работа над спектаклями по инициативе самих детей не прекращалась даже в период военных обострений. Театральный коллектив имеет свой герб, всем выпускникам выдаются памятные удостоверения актёров театра. С 2022 года в постановках будет участвовать уже третий состав актёров театрального коллектива, это нынешние обучающиеся 5 класса.
Дети в процессе работы над спектаклем понимают, что могут реализовать личные интересы, но в то же время осознают и то, что многие задачи не могут быть реализованы в одиночку, что они должны действовать сообща. Иными словами, происходит интеграция личного и коллективного, личного и общественного, что в будущем положительно скажется на успеваемости каждого ребёнка. Общее дело объединяет не только детский коллектив, но и родительский. Нарисовать декорации, подобрать музыку, сделать реквизит, сшить костюмы – круг задач, в реализации которых первыми помощниками становятся именно родители.
«Родители, учитель, дети – поистине лучшая Триада на свете!»
Современные дети не хотят и порой не умеют учиться, не умеют терпеливо ждать результатов деятельности, часто неусидчивы и равнодушны. Психотерапевты с многолетним опытом работы с детьми, родителями и преподавателями отмечают целый ряд причин этого. Они утверждают, что дети в большинстве случаев получают всё, что хотят и когда хотят: желаемую еду, модную одежду, новые гаджеты. Как результат – низкая социализация, жизнь в ярком, но искусственном мире, а в реальном, как им кажется, – скучная повседневная рутина без спецэффектов дома и на уроках в школе, и вместо: «Я попробую!» – «У меня не получается!» [3]
Наверняка многие педагоги сталкивались с родителями, которые честно признавались в том, что не могут справиться со своими детьми. Здесь возникает дилемма: если не могут справиться родители, то что же может в конечном счёте сделать школа? Думаю, каждому учителю важно понять прежде всего то, что работу нужно спланировать в тесном взаимодействии с родителями и детьми. И здесь в наиболее выгодной позиции, конечно же, находится классный руководитель. Именно с этой позиции мне хотелось бы обсудить проблему успеваемости детей.
В свете постоянных и, к сожалению, нередко объективных недовольств со стороны родителей по отношению к учебному процессу именно классный руководитель становится связующим звеном, способным наладить необходимый контакт с родителями. Опыт показывает, что положительный результат будет достигнут лишь в том случае, когда и учитель, и родители будут единодушны в вопросах воспитания и обучения. Важно на первом и на последующих родительских собраниях наладить доброжелательный контакт, ни в коем случае не демонстрировать свою значимость, ни при каких обстоятельствах не критиковать ни детей, ни родителей, не бояться говорить о своих ошибках в воспитании, например, собственных детей, показать, что классный руководитель – это друг, единомышленник, советчик, иногда наставник. Приведу несколько примеров. На одном из собраний в этом учебном году обсуждали с родителями проблемы с ведением детьми тетрадей. Обычно при переходе в пятый класс записи ребят становятся небрежнее по целому ряду причин. Соответственно родители делятся аналогичными проблемами, возникающими при выполнении домашних заданий. На вопрос: «Что же вы сделали с корявыми записями?» – получаю ответ: «Вырвали из тетради лист и заставили переписать». Тогда привожу пример из опыта воспитания собственной дочери, которой уже 24 года и которая до сих пор помнит, как однажды в пятом классе её заставили несколько раз переписывать домашнее задание по математике. Удивительно, но ребёнок запомнил именно это событие и зафиксировал его как негативный опыт, связанный с обучением. Нужно чётко понимать, что все дети разные, поэтому и подходы в воспитании и обучении должны быть разными. «Есть рациональное зерно в том, чтобы позволить малышу разбить чашку или тарелку», – утверждает известный педагог Тим Селдин. Можно позволить ребёнку оставить небрежно написанное домашнее задание, и, возможно, после фразы родителей или учителя: «Всё замечательно, вот только небрежность в записях портит впечатление от хорошей работы. Может, тебе поменять ручку на более удобную?» – ребёнок в следующий раз напишет более аккуратно.
Нередко родители в ежедневных заботах по содержанию семьи не всегда могут проследить, чем занимались их дети, правильно ли питались, получили ли полноценный сон. Выше уже упоминалось, что современные дети хотят получить всё и сразу, то есть учатся тому, что могут делать всё, что хотят, и не делать того, чего не хотят. Понятие «нужно сделать» им не понятно. А ведь чтобы достичь определённых целей в жизни, нужно делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Иногда задаю родителям, которые утверждают, что не могут справиться с детьми, простой вопрос: «Кто кого родил?». И даю простой совет, проиллюстрированный в фильме «Приходите завтра»: «Сядьте вечером за стол, налейте шесть стаканов чаю, можно пять, и спокойно поговорите с ребёнком. Говорите до тех пор, пока не увидите в его глазах понимание. Если нужно, выпейте пятнадцать стаканов чая, но убедите его в том, что, если он хочет поступить в институт, ему необходимо учиться. Если он захочет стать дворником, ему всё равно придётся чему-то научиться». Как ни странно, но многие родители уже выпускников при встрече говорят именно о «пятнадцати стаканах чая» и о том, что этот совет помог найти общий язык с ребёнком, повлиять на его успеваемость.
Наши дети хорошо знают, чего хотят, многие чётко определяют своё будущее, но им тяжело делать то, что необходимо или то, что от них требуют. Поэтому совместными усилиями учителя и родителей нужно изменить жизнь ребёнка так, чтобы он был успешен в жизни. Главное, избежать категоричности в поиске путей воспитания, найти компромисс. Если родители поменяют подходы к воспитанию, изменят, в свою очередь, взгляды и дети, а далее на помощь придут талант и педагогическое мастерство учителя.
«И цифры убедительно Успех наш подтверждают!»
Для каждого учителя детский коллектив представляет собой поле, которое необходимо обработать так, чтобы полюбоваться плодами труда. К изложению своих мыслей по повышению успеваемости меня подвигли успехи, которых удалось добиться в качестве учителя-предметника и классного руководителя.
В 2020-2021 учебном году коллектив 11 класса состоял из 16 человек: 14 мальчишек и 2 девочек. Я являлась классным руководителем этих ребят с 7 класса, тогда качество знаний составляло 47 %. В целом система работы дала следующие результаты:
- 9 ребят – 56 % – окончили школу с оценками высокого и достаточного уровня, 2 ученика – с 2 оценками среднего уровня при достаточном и высоком.
- 10 выпускников стали студентами высших учебных заведений ЛНР, Российской Федерации и Украины, причём 9 ребят обучается на бюджетной форме обучения и всего 1 – на контрактной.
- Все обучающиеся – актёры второго состава школьного театра «Свичадо».
- 6 учеников – участники, победители и призёры предметных олимпиад. А. Анастасия – постоянный победитель и призёр олимпиады по русскому языку, литературе в течение всего времени обучения.
- 12 учеников – участники, призёры и победители творческих, интеллектуальных конкурсов различных уровней.
Ниже дана сводная статистика за последние пять лет работы по предмету в целом:
№ п/п | Статистика за 2016-2021 учебные года | |
Уровень учебных достижений | ||
1 | Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку | 65 – 60 – 69 – 68 –70% |
2 | Уровень учебных достижений учащихся по литературе | 80 – 78 – 82 – 82 – 87% |
Участие в предметных олимпиадах | ||
3 | Количество победителей и призёров II этапа предметных олимпиад по русскому языку | 9 |
4 | Количество победителей и призёров II и III этапа предметных олимпиад по литературе | 11 |
Участие в творческих, интеллектуальных конкурсах, рекомендованных городским центром методического обеспечения | ||
5 | Победители и призёры городских творческих, интеллектуальных конкурсов | 10 |
6 | Победители и призёры республиканских творческих, интеллектуальных конкурсов | 9 |
7 | Победители и призёры российских творческих, интеллектуальных конкурсов | 13 |
Участие в научной деятельности | ||
8 | Участники городских и республиканских научно-практических конференций | 3 |
9 | Победители и призёры городского конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН | 5 |
10 | Победители и призёры республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН | 4 |
11 | Победители и призёры российских конкурсов научно-исследовательских работ | 2 |
Различные онлайн-конкурсы | ||
12 | Международные онлайн-конкурсы, олимпиады | 69 |
«Вместо тысячи слов…»
В заключение хочу отметить, что школа не должна стать фабрикой по накоплению знаний. Прежде всего, Школа – это огромная часть жизни детей, и значение её заключается не столько в том, что изучат её выпускники, сколько в том, какой мир создаст Школа внутри ребёнка: мирок равнодушия, лености, негатива или Мир Творчества, Радости Открытий, Взаимопонимания и Любви...
Список использованной литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 617 с.
2. Погодина Т.В. Использование активных технологий в коллективной творческой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24143113
3. Почему современные дети не умеют учиться, не умеют ждать и с трудом переносят скуку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/128145/
4. Савина Т.Г. Развивающий потенциал образовательной среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschiy-potentsial-obrazovatelnoy-sredy
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна
Селиванова Галина Геннадьевна
Вовк Людмила Ивановна