Как поднять успеваемость на уроках литературы?
Как поднять успеваемость учеников по школьному предмету «литература»?
Есть такие понятия в системе школьного образования, как успеваемость и качество знаний. Конечно, каждому учителю хочется, чтобы на его уроках были только заинтересованные ученики, выполняющие все задания, всегда подготовленные и готовые к ответу и детальному его анализу. На практике оказывается всё совсем по-другому.
Успеваемость на уроках литературы тесно связана с чтением произведений, текст которых, во-первых, часто непонятен ученику из-за особенностей языка: архаизмов и вообще большой семантической нагрузки, так как анализируются школьниками в основном произведения всё-таки взрослой, а не детской литературы. Добавим сюда бессистемность чтения, отсутствие книжной культуры семьи и получим недоверие, если не сказать отвращение, к литературе как искусству и как школьному уроку.
Положительные оценки школьниками, не испытывающими интереса к предмету, зарабатываются благодаря чтению стихотворений наизусть, конспектам (часто переписанным механически, без понимания) и подготовленным (а в 90% скачанным по первой же ссылке) рефератам. К сожалению, за таким подходом совершенно нет работы с текстом, действительно литературной интерпретации. Учащиеся занимаются совершенно без эмоционального отклика.
Конечно, это портрет типичного, но не каждого ученика. Несомненно, есть учащиеся с привитой с детства любовью к чтению, или просто очень ответственные и сознательные, или действительно интересующиеся литературой. Однако и им не всегда интересно на уроках.
Что же делать? Как поднять учителю успеваемость на занятиях? Я считаю, ответ здесь очевидный: нужно воздействовать на эмоциональную составляющую текста.
В каждой возрастной группе есть вопросы, которые интересуют ребят. Для 5-6-классников это могут быть темы дружбы, природы, для старшей школы – пути выбора жизненного пути и другие философские темы. Даже если кто-то из учеников стесняется выражать свою мысль, то во время дискуссии в классе удержаться и не вступить в спор с оппонентом практически невозможная задача. Поэтому, во-первых, необходимо выбирать для анализа на уроках и дома такие темы произведений, которые могут вызвать интерес у читателей-школьников, и, анализируя эти темы, на уже пережитый эмоционально материал нанизывать недостающие знания, которые могут быть менее понятны ученикам.
Во-вторых, преподаватель должен быть честным с учениками. Невозможно преподавать литературу, говоря не то, что думаешь. Если в плане изучения указано произведение, которое преподавателю не нравится, не нужно утверждать детям, что это шедевр литературы. Лучше поднять разговор о разных авторах, читателях, людях, о том, что каждый автор находит своего читателя, и необязательно все произведения должны нравится. Также это относится к интерпретации идей текста. Стараясь быть носителем идеальной морали, учитель может давать характеристику героя, с которой сам не согласен. Ученики это быстро понимают, начинают задавать вопросы, на которые получают сухие ответы, что вызывает недоверие к словам учителя.
Также стоит обратиться к интерпретации литературы другими видами искусств: живописью, кинематографом, иллюстрацией. Для современного школьника важно получать информацию из разных источников. Работая только с текстом, он быстро устаёт. Чтобы поддерживать интерес ученика, необходимо анализировать разные по форме произведения. Конечно, нужно оговориться: нельзя включить школьникам фильм и уйти пить чай. Нужно обсуждать с ними каждый просмотренный эпизод, учить обращать внимание на детали, видеть композицию и сопоставлять её с текстом.
При правильно подготовленном уроке ученик обязательно сформирует своё отношение к тексту и захочет им поделиться. Для этого я всегда предлагаю творческие сочинения: нужно написать своё размышление на данную тему, опираясь и на прочитанное произведение, и на свой жизненный опыт: вспомнить родителей, друзей, проанализировать мир вокруг и подобрать из него аргумент. Конечно, главный критерий при оценке таких работ – самостоятельность выполнения. Объём, грамотность, наличие других ошибок здесь неважно. Ученик тренируется высказывать своё мнение, аргументировать его, он хочет быть услышанным и понятым. Поэтому главное со стороны учителя в оценке таких работ – развёрнутая обратная связь. Важно под каждым, даже самым небольшим, но самостоятельно высказанным мнением написать своё мнение-ответ, выразить согласие или сомнение, поддержать творческое начало ученика.
Применяя эти советы, на уроках можно добиться вовлечённости учеников, их заинтересованности предметом, открытости и желания готовиться к занятиям, то есть читать художественные произведения.