Урок «открытия» новых знаний по рассказу С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел»
презентация к уроку по рассказу С.Лукьяненко
PPT / 4.34 Мб
Предисловие.
Уважаемые коллеги, совсем недавно в школьную программу введён новый предмет «Родная (русская) литература», что вызвало очень много разных мнений и толков. Трудности данный предмет вызывает ещё и потому, что отсутствует программа, есть только отдельные наработки. Во многих наработках, на мой взгляд, предмет родная (русская) литература дублирует многие темы предмета «Литература», предлагаются к изучению произведения, которые тяжело воспринимаются школьниками.
В нашей школе на методическом объединении учителей русского языка и литературы было принято такое решение: мы решили на уроках родной литературы изучать, большей частью, произведения современных авторов, которые если и изучаются на литературе, то только на уроках внеклассного чтения. «Прошерстили» интернет, из всех предлагаемых произведений выбрали те, которые невелики по объёму, легко читаются (причём, этот принцип лёг в систему отбора как в 5-ом, так и в 9-ом классе). Многие из этих произведений стали открытием даже для учителей (например, мы изучаем с детьми сказки С.Седова, рассказы Т.Ломбиной и Е.Габовой (это наши местные детские писательницы, которые пишут легко и очень интересно), повести Ю.Кузнецовой «Дом П» и «Помощница ангела» (фрагменты), повесть Е.Мурашовой «Класс коррекции», А.Жвалевского «Я хочу в школу», рассказ Б.Окуджавы «Мышка» и др.). Объём выбранных нами произведений позволяет изучать их в течение 1-2 уроков, что не утомляет учеников, мы можем прочитать произведения или их фрагменты прямо на уроках. Единственная трудность - всем не хватает текстов. Но на помощь приходит интернет: мы скачиваем, распечатываем - тогда всем хватает. Произведения, которые мы выбрали для изучения, просто наполнены проблемами, и детскими, и совсем недетскими (как дружить, чтобы друзья не предавали, что такое любовь, как пережить предательство, как относиться к детям, которые «не такие...», могут ли бабушки стать нашими единомышленниками, могут ли дети помочь взрослым, как не разочароваться в жизни и т.д.). Эти проблемы интересно обсудить на уроках устно, можно дать письменное задание (а уж форму предложения задания учитель волен выбрать на своё усмотрение.
Особенное затруднение, на мой взгляд, вызывают уроки родной литературы в старших классах, начиная с 9-го (в этом году мы идём по ФГОС у же в 10-ом классе, и на этом уровне у нас тоже есть уроки родной (русской) литературы). В этих классах на уроках литературы уже изучаются крупные по объёму произведения. А если учесть, как наши школьники «любят» читать, то дополнительные для чтения произведения станут просто обузой и пыткой. И в старших классах мы руководствуемся тем же принципом, что и в среднем звене: произведение должно быть небольшое по объёму и интересное с точки зрения проблематики.
Урок по одному из таких произведений я хочу предложить вашему вниманию. Я проводила его в 9-ом классе, получилось не всё, наверное, дети не совсем были готовы к обсуждению тех проблем, которые поднимает автор в рассказе, не хватило жизненного опыта. Поэтому, скорее всего, удачнее этот урок пройдёт в 10 или 11 классе. Можно его давать и на уроках внеклассного чтения.
Технологическая карта урока
Тема: Поговорим о...
(по рассказу С.Лукьяненко «Человек, который многого не умел»)
ФИО |
Мануилова Татьяна Николаевна |
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
ОУ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Сыктывкара, Республики Коми |
Предмет |
Родная (русская) литература |
Класс |
9 класс |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Педагогическая технология |
Технология развития критического мышления |
Образовательные ресурсы |
Медиа-презентация к уроку |
Оборудование |
- для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация. - для учеников: текст произведения, распечатанный на листах. |
Цель урока |
Проанализировать рассказ С.Лукьяненко «Человек, который многого не умел» |
Задачи урока |
- Научить работать с текстом незнакомого произведения - Научить вычленять требуемую информацию. - Развивать у учащихся культуру ведения дискуссий, умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы. |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся понимать литературное произведение и воспринимать его как отражение действительности; сформируют умение анализировать произведение. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; формируют уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; формируют коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные: - применяют аналитические навыки для комментирования текста, представляют результаты своей деятельности; -владеют устной и письменной речью, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -умеют работать в группе, создать конечный «продукт» и представить свои результаты, оценить работы других учеников, свою и группы. |
Ход урока
Этапы урока. Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап |
Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижению Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок |
|
2. Этап «Вызов» Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- Знакомо ли вам имя С.Лукьяненко? - Кроме фантастических произведений, Лукьяненко пишет и рассказы, я бы их назвала рассказами-притчами, философскими рассказами. Один из них перед вами. «Человек, который многого не умел». Рассказ небольшой по объёму. Постарайтесь предположить, о чём пойдёт речь на уроке? Каких целей вы хотите достичь на сегодняшнем уроке? - Возможно, эпиграф к уроку подскажет вам ответ на вопрос? (на слайде цитата из стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте»: Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?)
Учитель объясняет, что знакомиться с текстом ученики будут благодаря чтению с остановками, что даст им возможность спрогнозировать развитие сюжета, разобраться в проблемах, которые раскрывает автор в своём произведении. |
Отвечают на вопрос (тем, кто читал «Дозоры», безусловно, фамилия писателя известна) Формулируют тему урока и ставят цели и задачи |
Личностные:сориентированы на изучение материала. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
3.Этап осмысления (этот этап самый продолжительные по времени, т.к. включает в себя чтение фрагментов рассказа и их обсуждение) |
Приём «Чтение с остановками» Фрагмент №1 (читают ученики) Вопросы (приём «Ромашка Блума», «тонкие» и «толстые» вопросы): - Каким вы представляете себе главного героя по началу произведения? - Зажигать звёзды - это трудная работа? - Как автор относится к тому, что его герой многого не умел? (здесь можно обратить внимание на приём антитезы, которым пользуется автор для характеристики своего героя) - Фрагмент заканчивается фразой «Но однажды...» Что же произошло однажды? Предположите.
|
Дают ответы на вопросы, размышляют, прогнозируют развитие сюжета. |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Личностные: высказывают собственное мнение; проявляют интерес к изучаемому материалу. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. |
Фрагмент №2 (читают ученики) Вопросы: - Как характеризует героя его отношение к женщине? (романтичный, изысканный, не такой, как все) - Предположите, как сложатся дальнейшие взаимоотношения его и её.
|
Дают ответы на вопросы, размышляют, прогнозируют развитие сюжета. |
||
Фрагмент №3 (читают ученики) Этот фрагмент можно обсуждать двумя способами: 1) предложить вопрос девушкам: - Представьте себе, что это ваш возлюбленный. Были бы вы счастливы? Объясните, почему? 2) разделить класс на группы (2-3) и предложить, чтобы одна группа защитила положительную позицию, другая - отрицательную, подобрала бы доводы, опираясь на текст рассказа, третья группа может оценить две позиции, чья оказалась убедительнее.
- Почему герой вздрогнул, услышав вопрос избранницы: «А что ты умеешь?» - Удастся ли герою измениться? (предполагают) Об этом мы узнаем в следующем фрагменте |
Здесь могут возникнуть две позиции: 1) положительная (да, были бы счастливы, он любит, он интересен, необычен, романтичен и т.д.) 2) отрицательная (много говорит, непрактичен, в конце концов она пытается «вырваться из плена его слов», вероятно, ей тоже стали надоедать его слова) и т.д. |
||
Фрагмент №4 (читают ученики)
- Итак, герой пообещал научиться тому, чего не умеет. Получится у него? - Как сложится жизнь влюблённых? Будут ли они счастливы? |
Дают ответы на вопросы, размышляют, прогнозируют развитие сюжета. |
||
Фрагмент №5 (читают ученики)
- Хочу услышать ваше мнение, стали ли герои счастливыми?
(Здесь снова можно обратить внимание на эпиграф к уроку, он должен подтолкнуть учеников к размышлениям) |
Работа в группах (2-3 группы)
Группы высказывают своё мнение (оно, скорее всего, будет противоположным), спорят. |
||
4. Рефлексия (подведение итогов работы)
На этом уроке этап рефлексии совпал с этапом информации о домашнем задании |
На данном уроке считаю уместным провести рефлексию не совсем традиционным для технологии способом. Учителю на уроке литературы важно, чтобы ученики ПРОЧУВСТВОВАЛИ предложенное им для обсуждения произведение, поэтому иногда в конце урока не нужны никакие слова. Дети должны задуматься.
Вот и на этом уроке после их бурных споров о счастье читаю ПОСЛЕДНЮЮ фразу рассказа: «И самое страшное то, что он действительно счастлив». (здесь очень важно выдержать паузу, которая должна заставить учеников задуматься, удивиться)
- Почему же автору СТРАШНО, что герой счастлив? Над этим вопросом я попрошу вас подумать дома и письменно на него ответить
Письменный вопрос, полученный в качестве домашнего задания, по сути, тоже часть технологии развития критического мышления, т.к. по жанру это эссе |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. |
Личностные: оценивают уровень своих знаний, эмоциональный итог обсуждения. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала (на эмоциональном уровне). |
Приложение 1
Текст рассказа, разбитый на фрагменты для чтения.
Сергей Лукьяненко. Человек, который многого не умел
Фрагмент №1. Он очень многого не умел, но зато он умел зажигать звезды. Ведь самые красивые и яркие звезды иногда гаснут, а если однажды вечером мы не увидим на небе звезд, нам станет немного грустно... А он зажигал звезды очень умело, и это его утешало. Кто-то должен заниматься и этой работой, кто-то должен мерзнуть, разыскивая в облаках космической пыли погасшую звезду, а потом обжигаться, разжигая ее огоньками пламени, принесенными от других звезд, горячих и сильных. Что и говорить, это была трудная работа, и он долго мирился с тем, что многого не умеет. Но однажды...
Фрагмент №2. Но однажды, когда звезды вели себя поспокойнее, он решил отдохнуть. Спустился на Землю, прошел по мягкой траве (это был городской парк), посмотрел на всякий случай на небо...
Звезды ободряюще подмигнули сверху, и он успокоился. Сделал еще несколько шагов - и увидел ее.
- Ты похожа на самую прекрасную звезду, - сказал он. - Ты прекраснее всех звезд.
Она очень удивилась. Никто и никогда не говорил ей таких слов. "Ты симпатяга", - говорил один. "Я от тебя тащусь", - сказал другой. А третий, самый романтичный из всех, пообещал увезти ее к синему морю, по которому плывет белый парусник...
- Ты прекраснее всех звезд, - повторил он. И она не смогла ответить, что это не так.
Фрагмент №3. Маленький домик на окраине города показался ему самым чудесным дворцом во Вселенной. Ведь они были там вдвоем...
- Хочешь, я расскажу тебе про звезды? - шептал он. - Про Фомальгаут, лохматый, похожий на оранжевого котенка, про Вегу, синеватую и обжигающую, словно кусочек раскаленного льда, про Сириус, сплетенный, словно гирлянда, из трех звезд... Но ты прекрасней всей звезд...
- Говори, говори, - просила она, ловя кончик его пальцев, горячих, как пламя...
- Я расскажу тебе про все звезды, про большие и маленькие, про те, у которых есть громкие имена, и про те, которые имеют лишь скромные цифры в каталоге... Но ты прекраснее всех звезд...
- Говори...
- Полярная Звезда рассказала мне о путешествиях и путешественниках, о грохоте морских волн и свисте холодных вьюг Арктики, о парусах, звенящих от ударов ветров... Тебе никогда не будет грустно, когда я буду рядом. Только будь со мной, ведь ты прекрасней всех звезд...
- Говори...
- Альтаир и Хамаль рассказали мне об ученых и полководцах, о тайнах Востока, о забытых искусствах и древних науках... Тебе никогда не будет больно, когда я буду рядом. Только будь со мной, ведь ты прекраснее всех звезд...
- Говори...
- Звезда Барнада рассказала мне про первые звездные корабли, мчащиеся сквозь космический холод, про стон сминаемого метеором металла, про долгие годы в стальных стенах и первые мгновения в чужих, опасных и тревожных мирах... Тебе никогда не будет одиноко, когда я буду рядом. Только будь со мной, ведь ты прекраснее всех звезд...
Она вздохнула, пытаясь вырваться из плена его слов. И спросила:
- А что ты умеешь?
Он вздрогнул, но не пал духом.
Фрагмент №4.
- Посмотри в окно.
Миг... и в черной пустоте вспыхнула звезда. Она была так далеко, что казалась точкой, но он знал, что это самая красивая звезда в мире (не считая, конечно, той, что прижалась к его плечу). Тысяча планет кружилась
вокруг звезды в невозможном, невероятном танце, и на каждой планете цвели сады и шумели моря, и красивые люди купались в теплых озерах, и волшебные птицы пели негромкие песни, и хрустальные водопады звенели на сверкающих самоцветами камнях...
- Звездочка в небе... - сказала она. - Кажется ее раньше не было, но
впрочем, я не уверена... А что ты умеешь делать?
И он ничего не ответил.
- Как же мы будем жить, - вслух рассуждала она. - В этом старом домике, где даже газовой плиты нет... А ты совсем ничего не умеешь делать...
- Я научусь, - почти закричал он. - Обязательно! Только поверь мне!
И она поверила.
Фрагмент №5. Он больше не зажигает звезды. Он многое научился делать, работает астрофизиком и хорошо зарабатывает. Иногда, когда он выходит на балкон, ему на мгновение становится грустно, и он боится посмотреть на небо. Но звезд не становится меньше. Теперь их зажигает кто-то другой, и неплохо зажигает...
Он говорит, что счастлив, и я в это верю. Утром, когда жена еще спит, он идет на кухню, и молча становится у плиты. Плита не подключена ни к каким баллонам, просто в ней горят две маленькие звезды, его свадебный
подарок.
Одна яркая, белая, шипящая, как электросварка, и плюющаяся протуберанцами, очень горячая. Чайник на ней закипает за полторы минуты.
Вторая тихая, спокойная, похожая на комок красной ваты, в который воткнули лампочку. На ней удобно подогревать вчерашний суп и котлеты из холодильника.
Фрагмент №6. И самое страшное то, что он действительно счастлив.
Приложение 2
Ресурсы, использованные при подготовке к уроку.
1. Портрет, обложки книг. https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fi.livelib.ru%2Fauface%2F226891%2Fo%2F2f97%2FSergej_Lukyanenko.jpg&text=сергей+лукьяненко+портрет&rpt=simage&lr=19&source=wiz
2. Текст рассказа «Человек, который многого не умел»
3. Технология критического мышления (статья Еремеевой Елены Матвеевны «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) при обучении русскому языку.
Кияйкина Наталья Федоровна
Татьяна Мануилова
Петренко Наталья Борисовна
Татьяна Мануилова
Галина Владимировна
Татьяна Мануилова
Гагаринова Ирина Викторовна