12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борцова Татьяна Юрьевна132

Поисково-познавательная 
непосредственно образовательная деятельность
для детей подготовительной группы «Путешествие в страну волшебства».

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, песок).

3. Активизировать в речи детей слова: притягивает, магнитные силы, магнитные полюса.

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование: магниты, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса»; набор предметов из различных материалов (гайки, шурупы, шайбы, пуговицы, лоскутки ткани, предметы из резины, пластмассы и т.д.); емкости, песок, вода, волшебная варежка.; колпачки. ТСО.

Дифференцированная работа: с воспитанниками, быстро усвоившими свойство магнетизма: игра-эксперимент с магнитным и пластмассовым конструктором (самостоятельный вывод);

С воспитанниками, затрудняющимися с выводами – игра-эксперимент с макетом по сказке «Заюшкина избушка» - помощь воспитателя и сверстников в формулировании вывода.


Ход НОД.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

-Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!


Детей входят в группу, встают в круг, взявшись за руки.

Приветствие.

-Дети, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка.

Я приглашаю вас сегодня отправиться в одну интересную страну волшебства. Мы должны прикоснуться с вами к этому волшебству и ответить, каждый ли человек может стать в этой стране волшебником.

Повторяйте за мной: «Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

В стране волшебства очутись!»  (включается музыка)  А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

Вот теперь вы настоящие волшебники. А я буду самым главным волшебником(Надевает свой колпак)

Дети, для того, чтобы правильно вести себя в волшебной стране, как вы думаете, что нужно знать?

Итак: Правило1. Нельзя ничего брать в рот;

Правило 2. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!

Правило 3. Приходить на помощь своим друзьям.

-Наше путешествие начинается(Включается музыка).









Дети одевают колпачки.






Правила.



Дети вывешивают условные знаки на мольберт.

Дети, смотрите шкатулка.

Что за чудеса может делать эта рукавичка? 


Давайте скажем волшебное заклинание: 1, 2, 3 чудеса нам покажи и подарки подари!

-Не получилось. Может рукавичка может морозить? 

Заглядывают в шкатулку, находят рукавичку Страна волшебная значит и рукавичка волшебная. (Ответы детей)

Может это рукавичка Деда Мороза, и она может нам наколдовать подарки?


(проверяют)


Воспитатель как бы случайно проводит рукавичкой над подносом с предметами и обращает внимание детей на «волшебные» качества рукавички притягивать металлические предметы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рукавичку.

Это действительно, волшебный камень- магнит. Много секретов в себе он хранит.

-А какой он на ощупь? 

А вы можете определить его самое главное свойство?


Дети определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не даёт упасть металлическим предметам).


Дети рассматривают рукавичку, находят магниты.

Это  - магниты



Ответы детей - холодный, твердый, тяжёлый, черный, без запаха

Он притягивает к себе металл.

- А давайте проверим, действительно ли это так? Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет.

Детям предлагается сесть за столы, на которых много различных предметов.

Опыт –«волшебство» № 1: «Всё ли притягивает магнит?»

- Для начала разберите предметы таким образом: справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает, по-вашему мнению; слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит. - Как мы это можем проверить?



- Расскажите, что вы делали и что получилось?



- А какие предметы магнит не притянул?

(воспитатель обсуждает с детьми их сомнения)

Значит, можем сделать вывод: Какой?



Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Показ схемы.








Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Дети экспериментируют.

Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему.

Но почему-то не притянулась к магниту пуговица.

Кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш



Значит, магнит притягивает только железные предметы


Опыт –«волшебство» № 2 «Отталкивание и притяжение магнитов»

- Дети, смотрите коробка с сюрпризом. Что там может быть? Предлагаю определить на ощупь. Здесь есть подсказка. Обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести?


Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие в коробке, с такой же окраской.

-Почему магнит покрашен в два цвета?

Затем воспитатель предлагает соединить самолетики хвостовой частью.

-Что происходит?

А что будет, если мы соединим нос одного самолета с хвостовой частью другого?


-Может быть кто-то из вас догадался, почему так происходит?

Вывод: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.






Дети рассматривают схему , нарисованную на коробке «Отталкивание и притяжение магнитов».

Дискутируют. (потом вскрывают коробку, у каждого ребенка по 2 самолетика: нос самолета красный, хвостовая часть - синяя)


Дети рассуждают


(дети прикладывают самолетики)

- Самолетики отталкиваются.


-Самолетики притягиваются друг к другу.

Дети проводят этот опыт несколько раз.


Дети рассуждают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».


Каждому ребёнку в руку дается синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

- Когда я буду показывать красный квадрат, то ко мне притягиваются дети только с противоположным полюсом (синим). Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне дети с «красными полюсами».


Опыт –«волшебство» № 3. «Магнит преграды не боится».

-Мы узнали, что магнит имеет полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через препятствие: картон, стекло и воду, дерево. Игра «Не промочив рук». - Как достать рыбку- скрепку, не намочив при этом руки?

- Расскажите, что вы сделали и что получилось?

(воспитатель старается опросить каждого ребенка)

- Что двигало рыбку? И почему?



Значит, какой можно сделать вывод?



Вывод: Магнитные силы проходят через стекло (пласмассу) и воду.

- А вот и следующая загадка-эксперимент: Надо узнать из какого гаража может выехать машина.

(детям раздаются модели «Автомобильная трасса» и машинки. (на скрепках).

Воспитатель показывает с какой легкостью она выводит машины из гаража (у нее все машинки на металлических скрепках)

А теперь попробуйте сами. С помощью магнита нужно вывести машину из гаража (через картон). Управление автомобилями снизу модели.

Не все машинки выведены из гаража, Почему?

Какой можно сделать вывод?

И это возможно даже через преграду: в данном случае через картон.

- Дети, магнит прошел через картон, через стекло и воду, а пройдет ли магнитная сила через стол? Проверим! Игра «Гонки со скрепками»



Дети садятся за столы.







Самостоятельное экспериментирование.


У меня Рыбка следует за движением магнита вверх.


Я заметил, что рыбка прикреплена к металлической скрепке, поэтому магнит и тянул ее кверху.


Дети стараются формулировать вывод самостоятельно.









Дети экспериментируют






Потому что, не у каждой машинки были металлические колеса.


Магнит притягивает только металлические предметы.



Дети кладут на стол скрепку, а под столом водят магнитом.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки как и через картон, стекло, воду так и через стол не исчезает.


Опыт –«волшебство» № 4. «Магнит превращает металл в себя».

Ну что за волшебная сила магнита! Продолжим ее изучать!

- Я беру магнит, подношу к нему скрепку .Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму пальчиками первую скрепку и уберу магнит. Цепочка не порвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно.
Какой же можно сделать вывод?


Вывод: скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. У них тоже появился магнетизм.

Повторите дети, слово, обозначающее свойство магнита – магнетизм.











Дети проделывают этот опыт самостоятельно.
- Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами.


Дети повторяют – магнетизм.

Немного понаблюдаем еще за одним экспериментом: Коля попробует помочь зайчику с петухом выгнать лисицу из домика.

Оля и Саша строят домик из разных конструкторов. Почему Оля не использует сцепления деталей, а Саша крепит деталь к детале?

Ребенок затрудняется сделать самостоятельный вывод – дети ему помогают.


Саша и Оля самостоятельно делают заключение: У Оли магнитный конструктор, а у меня –просто металлический.

Молодцы, дети!

Нам пора возвращаться в детский сад. (Включается музыка)  Снимайте колпачки будем из волшебников превращаться в ребят, слушайте и повторяйте волшебные слова:

Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

И в детском саду очутись.

-Вот мы и прибыли в детский сад! Наше путешествие закончилось.



Рефлексия Ребята, с каким волшебным камнем вы сегодня познакомились

Ребята он какой на ощупь? 

Про какое свойство магнита вы узнали

Дети, подскажите, а где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?


-Дети, если вам было сегодня интересно, вы со всеми заданиями справились, то вы возьмете в коробочке красный магнит-смайлик,

-Если вы испытывали затруднения при проведении опытов, то вы возьмете зеленый магнит – смайлик.


Если с заданиями вам было трудно справляться, я вам оставляю памятки, проделайте эти эксперименты еще раз и у вас обязательно все получится.

-Дети, скажите магнит –это волшебство или что-то другое? Значит, мы просто сегодня узнавали свойство магнита, мы были немного волшебниками. Спасибо за участие в экспериментах!


Дети отвечают.



Магнит притягивает к себе все металлические предметы.

Магнитная азбука и цифрымагнитная доскамагнитный конструктормагнитные шашкимагниты-держатели в уголке природы.





Дети оценивают свои силы и определяют смайликом свое самочувствие.

Получают в подарок магнитный смайлик, а в группу памятки «Экспериментируем с магнитом».



Это не волшебство – это просто свойство магнита.



t1572982114aa.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Коновалова Елена Валерьевна, 06.11.19 в 20:01 0Ответить Пожаловаться
Очень интересное занятие, спасибо, Татьяна Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.