Поисково-познавательная деятельность для детей подготовительной группы «Путешествие в страну волшебства»
Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей подготовительной группы «Путешествие в страну волшебства».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, песок).
3. Активизировать в речи детей слова: притягивает, магнитные силы, магнитные полюса.
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к экспериментированию.
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование: магниты, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса»; набор предметов из различных материалов (гайки, шурупы, шайбы, пуговицы, лоскутки ткани, предметы из резины, пластмассы и т.д.); емкости, песок, вода, волшебная варежка.; колпачки. ТСО.
Дифференцированная работа: с воспитанниками, быстро усвоившими свойство магнетизма: игра-эксперимент с магнитным и пластмассовым конструктором (самостоятельный вывод);
С воспитанниками, затрудняющимися с выводами – игра-эксперимент с макетом по сказке «Заюшкина избушка» - помощь воспитателя и сверстников в формулировании вывода.
Ход НОД.
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
-Собрались все дети в круг, Ты – мой друг и я – твой друг! Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Детей входят в группу, встают в круг, взявшись за руки. Приветствие. |
-Дети, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я приглашаю вас сегодня отправиться в одну интересную страну волшебства. Мы должны прикоснуться с вами к этому волшебству и ответить, каждый ли человек может стать в этой стране волшебником. Повторяйте за мной: «Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись В стране волшебства очутись!» (включается музыка) А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники. Вот теперь вы настоящие волшебники. А я буду самым главным волшебником. (Надевает свой колпак) Дети, для того, чтобы правильно вести себя в волшебной стране, как вы думаете, что нужно знать? Итак: Правило1. Нельзя ничего брать в рот; Правило 2. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними! Правило 3. Приходить на помощь своим друзьям. -Наше путешествие начинается. (Включается музыка). | Дети одевают колпачки. Правила. Дети вывешивают условные знаки на мольберт. |
Дети, смотрите шкатулка. Что за чудеса может делать эта рукавичка? Давайте скажем волшебное заклинание: 1, 2, 3 чудеса нам покажи и подарки подари! -Не получилось. Может рукавичка может морозить? | Заглядывают в шкатулку, находят рукавичку Страна волшебная значит и рукавичка волшебная. (Ответы детей) Может это рукавичка Деда Мороза, и она может нам наколдовать подарки? (проверяют) |
Воспитатель как бы случайно проводит рукавичкой над подносом с предметами и обращает внимание детей на «волшебные» качества рукавички притягивать металлические предметы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рукавичку. Это действительно, волшебный камень- магнит. Много секретов в себе он хранит. -А какой он на ощупь? А вы можете определить его самое главное свойство? | Дети определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не даёт упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магниты. Это - магниты. Ответы детей - холодный, твердый, тяжёлый, черный, без запаха Он притягивает к себе металл. |
- А давайте проверим, действительно ли это так? Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. | Детям предлагается сесть за столы, на которых много различных предметов. |
Опыт –«волшебство» № 1: «Всё ли притягивает магнит?» - Для начала разберите предметы таким образом: справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает, по-вашему мнению; слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит. - Как мы это можем проверить? - Расскажите, что вы делали и что получилось? - А какие предметы магнит не притянул? (воспитатель обсуждает с детьми их сомнения) Значит, можем сделать вывод: Какой? Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Показ схемы. | Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Дети экспериментируют. Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Но почему-то не притянулась к магниту пуговица. Кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш Значит, магнит притягивает только железные предметы |
Опыт –«волшебство» № 2 «Отталкивание и притяжение магнитов» - Дети, смотрите коробка с сюрпризом. Что там может быть? Предлагаю определить на ощупь. Здесь есть подсказка. Обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие в коробке, с такой же окраской. -Почему магнит покрашен в два цвета? Затем воспитатель предлагает соединить самолетики хвостовой частью. -Что происходит? А что будет, если мы соединим нос одного самолета с хвостовой частью другого? -Может быть кто-то из вас догадался, почему так происходит? Вывод: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу. | Дети рассматривают схему , нарисованную на коробке «Отталкивание и притяжение магнитов». Дискутируют. (потом вскрывают коробку, у каждого ребенка по 2 самолетика: нос самолета красный, хвостовая часть - синяя) Дети рассуждают (дети прикладывают самолетики) - Самолетики отталкиваются. -Самолетики притягиваются друг к другу. Дети проводят этот опыт несколько раз. Дети рассуждают. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ». | Каждому ребёнку в руку дается синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу. - Когда я буду показывать красный квадрат, то ко мне притягиваются дети только с противоположным полюсом (синим). Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне дети с «красными полюсами». |
Опыт –«волшебство» № 3. «Магнит преграды не боится». -Мы узнали, что магнит имеет полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через препятствие: картон, стекло и воду, дерево. Игра «Не промочив рук». - Как достать рыбку- скрепку, не намочив при этом руки? - Расскажите, что вы сделали и что получилось? (воспитатель старается опросить каждого ребенка) - Что двигало рыбку? И почему? Значит, какой можно сделать вывод? Вывод: Магнитные силы проходят через стекло (пласмассу) и воду. - А вот и следующая загадка-эксперимент: Надо узнать из какого гаража может выехать машина. (детям раздаются модели «Автомобильная трасса» и машинки. (на скрепках). Воспитатель показывает с какой легкостью она выводит машины из гаража (у нее все машинки на металлических скрепках) — А теперь попробуйте сами. С помощью магнита нужно вывести машину из гаража (через картон). Управление автомобилями снизу модели. Не все машинки выведены из гаража, Почему? — Какой можно сделать вывод? И это возможно даже через преграду: в данном случае через картон. - Дети, магнит прошел через картон, через стекло и воду, а пройдет ли магнитная сила через стол? Проверим! Игра «Гонки со скрепками» | Дети садятся за столы. Самостоятельное экспериментирование. У меня Рыбка следует за движением магнита вверх. Я заметил, что рыбка прикреплена к металлической скрепке, поэтому магнит и тянул ее кверху. Дети стараются формулировать вывод самостоятельно. Дети экспериментируют Потому что, не у каждой машинки были металлические колеса. Магнит притягивает только металлические предметы. Дети кладут на стол скрепку, а под столом водят магнитом. Дети отмечают, что действие магнита на скрепки как и через картон, стекло, воду так и через стол не исчезает. |
Опыт –«волшебство» № 4. «Магнит превращает металл в себя». Ну что за волшебная сила магнита! Продолжим ее изучать! - Я беру магнит, подношу к нему скрепку .Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму пальчиками первую скрепку и уберу магнит. Цепочка не порвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Вывод: скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. У них тоже появился магнетизм. Повторите дети, слово, обозначающее свойство магнита – магнетизм. | Дети проделывают этот опыт самостоятельно. Дети повторяют – магнетизм. |
Немного понаблюдаем еще за одним экспериментом: Коля попробует помочь зайчику с петухом выгнать лисицу из домика. Оля и Саша строят домик из разных конструкторов. Почему Оля не использует сцепления деталей, а Саша крепит деталь к детале? | Ребенок затрудняется сделать самостоятельный вывод – дети ему помогают. Саша и Оля самостоятельно делают заключение: У Оли магнитный конструктор, а у меня –просто металлический. |
Молодцы, дети! Нам пора возвращаться в детский сад. (Включается музыка) Снимайте колпачки будем из волшебников превращаться в ребят, слушайте и повторяйте волшебные слова: Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись И в детском саду очутись. -Вот мы и прибыли в детский сад! Наше путешествие закончилось. | |
Рефлексия Ребята, с каким волшебным камнем вы сегодня познакомились? Ребята он какой на ощупь? Про какое свойство магнита вы узнали? Дети, подскажите, а где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? -Дети, если вам было сегодня интересно, вы со всеми заданиями справились, то вы возьмете в коробочке красный магнит-смайлик, -Если вы испытывали затруднения при проведении опытов, то вы возьмете зеленый магнит – смайлик. Если с заданиями вам было трудно справляться, я вам оставляю памятки, проделайте эти эксперименты еще раз и у вас обязательно все получится. -Дети, скажите магнит –это волшебство или что-то другое? Значит, мы просто сегодня узнавали свойство магнита, мы были немного волшебниками. Спасибо за участие в экспериментах! | Дети отвечают. Магнит притягивает к себе все металлические предметы. Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы. Дети оценивают свои силы и определяют смайликом свое самочувствие. Получают в подарок магнитный смайлик, а в группу памятки «Экспериментируем с магнитом». Это не волшебство – это просто свойство магнита. |
Коновалова Елена Валерьевна