Статья «Полипредметный интерактив как форма деятельностного подхода в формировании навыков XXI века»

7
1
Материал опубликован 17 May 2021 в группе


Полипредметный интерактив как форма деятельностного подхода в формировании навыков XXI века


Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаватель ОРКСЭ и ОДНКНР

МОУ СШ № 1 р.п.Новоспасское Ульяновской области

Табакова Людмила Петровна



Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области проводит, начиная с 2020 года, ежегодный конкурсный отбор на предоставление грантов педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность на территории Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат связанных с прохождением стажировки. Суть его в том, что учитель может пройти курсы повышения квалификации не только в г. Ульяновске, но в любом другом городе на базе любого ИРО на территории Российской Федерации и за её пределами, и это гарантированно оплачено в форме субсидий из областного бюджета. В 2020-2021 учебном году я была среди тех, кто собрал необходимые документы и победил в этом конкурсе. В феврале 2021 года я прошла в очно-заочной форме двухнедельную стажировку в Омском Институте Развития образования по теме: «Образовательная коммуникация в поликультурном мире для формирования навыков XXI века при обучении ОРКСЭ».

В процессе стажировки я познакомилась с разными формами организации детей на уроке и во внеурочной деятельности под общим названием: ПОЛИПРЕДМЕТНЫЙ ИНТЕРАКТИВ. Это не моё изобретение, но он меня очень заинтересовал, я его освоила и с удовольствием использую ряд акций и техник в методике своей работы не только как преподаватель ОРКСЭ, но и на уроках русского языка и литературы, на занятиях по родному русскому языку и родной литературе.

Мы живём в XXI веке и учим детей, которым жить и работать в XXI веке. Учитель всегда работает на будущее. Но будущее – это не просто продолжение настоящего, будущее – это новые технологии и социальные практики, которые уже сейчас существуют. Развиваются сетевые технологии, технологии цифровизации охватывают разные области человеческой деятельности, изменяя рынок труда, появляются новые профессии. И это, конечно же, влияет на содержание общего образования, меняет форму подачи и усвоения материала. В современной школе нельзя преподавать, не учитывая, не используя современные технологии во всём их многообразии. Компьютер, электронная доска, мультимедиа-приставки, интернет, он-лайн обучение – всё это становится доступно не только школам в больших городах, но и в посёлках, отдалённых сёлах. И это трансформирует процесс обучения, предъявляя новые требования к знаниям и умениям человека. Перед школой стоит вопрос о поиске интерактивных форм работы с учащимися, которые предполагают активную деятельность самих учеников. Ученики не впитывают знания, передаваемые учителями, а учатся добывать знания и использовать не только в процессе учёбы в школе, но и в жизненной практике. Учитель не передатчик суммы знаний разных наук, он помощник в формировании навыков, необходимых для дальнейшей жизни и работы, для успешности в XXI веке, таких навыков XXI века, как сотрудничество (консолидация), общение (коммуникация), критическое и креативное мышление.

Так что же такое ПОЛИПРЕДМЕТНЫЙ ИНТЕРАКТИВ? Это учебное занятие, во время которого деятельность учащихся организуется по законам различных дисциплин. Эффективное формирование личностных качеств и универсальных учебных действий происходит во время деятельности, в которой используются разные методы познания себя, своего окружения и мира в целом. ПОЛИПРЕДМЕТНЫЙ – то есть пригодный к использованию на разных уроках, разных предметах. Это своего рода синоним к слову МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ. ИНТЕРАКТИВ – акции, игры, техники, позволяющие интересно и эффективно провести различные этапы уроков, уроки, внеурочные занятия – одним словом, различные образовательные события. Они не только разнообразят урок, делают его интереснее, они направлены на социальное и профессиональное самоопределение учащихся. Они стимулируют интерес учеников к творческой интеллектуальной деятельности. Они способствуют формированию у учеников целостного мировоззрения на основе практического познания мира и общества. Они создают условия для развития и реализации интереса к саморазвитию и самообразованию. Они формируют личностные компетенции, необходимые для конструктивного, успешного, правильного поведения в обществе.

Вот несколько техник, игр, акций, которые я теперь активно использую на уроках и во внеурочной деятельности. Почти все они предполагают работу в группе – командное участие.


ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ (МЫ ЛЮБИМ).

Игра может быть использована во внеурочной деятельности при знакомстве детей на первом занятии кружка, если они не учатся в одном классе. Хотя подойдёт и для внеклассного мероприятия как начало классного часа в 5 классе или в 10 классе, когда дети только ещё знакомятся друг с другом. Группа (команда) состоит из 4 человек. Лист бумаги А-4 складывается определённым образом - чтобы выделить 4 угла. В верхнем левом ставим 1, верхнем правом -2, нижнем левом - 3, нижнем правом - ВСЕ

t1621232493aa.gif

Первый участник говорит: « Я люблю…(например, мороженое). Все другие, кто тоже любят мороженое, поднимают большой палец вверх. Если он 1, то в угол с цифрой 1 пишут «мороженое», если таких 2 человека, то в уголок с цифрой 2 пишут это слово, если 3 члена группы любят мороженое, то рядом с цифрой 3 пишут это слово. Если все 4 подняли большой палец, то там, где написано слово «все» пишут слово «мороженое». Затем второй участник группы говорит: «Я люблю…(например, путешествие)» Всё повторяется. Затем очередь третьего участника назвать, что он любит, а за ним четвёртый участник говорит, что любит он. Заранее оговаривается, сколько времени даётся на это задание, или сколько кругов – 2 или 3 - должно пройти. Затем каждая команда, исходя из своих предпочтений, придумывает себе название, например, «Путешественники-сладкоежки» и девиз.

Эта игра может быть использована на обобщающем уроке литературы. Например, на уроке, посвящённом рассказу Астафьева «Васюткино озеро», учитель задаёт вопрос: «Что помогло Васютке выжить в тайге?» Если в классе 20 учеников, то они сформируют 4 команды. После того, как каждая команда ответит на этот вопрос таким образом, они рассказывают классу, объясняя свою позицию. Можно провести в такой форме обобщающий урок в конце учебного года. Учащиеся отвечают на вопрос: «Какое произведение, прочитанное в 5 классе, произвело на меня большее впечатление» или «Кто из писателей мне запомнился, понравился», «Кого из литературных героев я хотел бы иметь своим другом?» и т.д.


КАРТА СОГЛАСИЯ

Чистый лист А-4 складывается квадратом. Каждый из 4 участников «берёт» себе один угол, который загибает к центру.  Задаётся один общий вопрос для всех команд, например: «Зачем люди ходят в церковь?» Вопрос должен быть неоднозначным, проблемным, социально значимым.

t1621232493af.gif

Каждый участник в своём секторе пишет несколько ответов на этот вопрос. Даётся определённое время: 3 минуты, например. Хранитель времени или сам учитель объявляет, когда время вышло. Каждый член команды называет свой ответ. Если другие 3 участника согласны с ним, этот ответ записывается в центр ромба. Затем каждая команда выбирает выступающего, который озвучивает ответ, а другие команды говорят, есть ли у них такой ответ, согласны ли они с этим мнением. Так ребята учатся формулировать и доказывать свою позицию, формируется коллективное мнение.


СЛОВЕСНОЕ КОЛЬЦО

Участники 2-4 человека получают карточку с нарисованным «кольцом», разделённым на сектора, как часы, состоящим из нескольких пунктов, некоторые из них заполнены. Чем меньше написано, тем сложнее выполнение. Каждая группа заполняет «кольцо» за определённое время. Каждая команда озвучивает результат, сравнивает цепочку слов. Она может иметь строгую закономерность (например, композиция художественного произведения: предыстория, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог), тогда «кольца» будут заполнены одинаково. Если ответ не имеет однозначного решения, то участники поясняют логику расположения слов в своём словесном кольце другим командам.

      КОНТАКТ                                 КОНТАКТ

t1621232493ak.gif                        t1621232493ak.gif

     ВСТРЕЧА                                     ЦЕЛЬ

ГУСЕНИЦА

Техника предполагает командное участие. Количество участников ограничивается длиной листа бумаги для ответов: чем длиннее лист, тем больше участников может быть. Но желательно - не более 10человек в каждой команде. Учитель формулирует вопрос. В течение 30 секунд каждый участник придумывает 2 ответа на заданный вопрос. Вопросы не фиксируются, их нужно запомнить. Каждой команде выдаётся чистый длинный лист бумаги. По сигналу первый участник команды записывает свой 1 ответ, заворачивает лист гармошкой («гусеницей») так, чтобы его не было видно, и передаёт следующему человеку. На запись ответа даётся не более 10 секунд по какому-либо звуковому сигналу, например, свистку. Когда очередь доходит до последнего участника команды, он отвечает 1 раз, а через 10 секунд пишет свой второй ответ и передаёт лист, свернув его «гусеницей» предыдущему участнику. Так лист возвращается к первому участнику, который зачитывает вслух получившиеся варианты, не повторяя уже прозвучавшие. Примеры вопросов: какие православные праздники вы знаете? Каких русских поэтов вы знаете? Какие произведения зарубежной литературы вы прочитали летом? Перечислите разряды местоимений.

МУХОБОЙКА

В игре принимают участие 5 человек: 1 ведущий, 4 игрока. Игровой инвентарь: лист А-4, а лучше А-3, на который приклеены или на котором нарисованы в разном порядке карточки со словами по теме; таблица с именами участников для выставления баллов или жетоны с нарисованными цифрами от 1 до 5 баллов. Также на карточках игрового поля могут быть не слова, а изображения.

Правила игры: участники берут «мухобойки» (линейки). Ведущий называет слово, или дату, или определение. Участники должны с помощью мухобойки попасть на нужное слово-карточку на игровом поле, которое связано со словом, датой, названным ведущим. Две «мухобойки» не могут убить одну «муху». Тот, кто первый правильно убил нужную «муху», получает 1 балл, второй – 2, третий- 3, четвёртый – 4 балла. Участник, не нашедший «муху», получает 5 баллов, участник, убивший не ту «муху», тоже получает 5 баллов. Победителем будет тот, кто наберёт меньше всего баллов, то есть быстрее и правильнее всех найдёт ответы на вопросы ведущего.


Примеры вопросов и ответов по ОРКСЭ:

1.Как называются священные сооружения в 4 основных религиях в России?

(церковь, мечеть, синагога, дацан)

2.Как называются священные книги в 4 основных религиях в России?

(Библия, Коран, Танах, Трипитака)

3.Как называются священнослужители в 4 основных религиях в России?

(батюшка, имам, раввин, лама) и др.


Примеры вопросов по литературе:

Назовите жанры литературы (рассказ, роман, повесть, новелла)

Назовите средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)

Какие вы знаете стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Назовите основные элементы композиции художественного произведения (завязка, развязка, кульминация, эпилог) и др.

Или ведущий называет писателя, а игроки произведения, которые он написал.


Примеры вопросов по русскому языку:

Какие самостоятельные части речи вы знаете?

Какие служебные части речи вы знаете?

Найдите названия морфем.

Найдите члены предложения.

Эта игра очень подходит для закрепления материала в конце темы или в конце учебного года.


РЕБУС


Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Дети любят разгадывать ребусы. Я использую их, например, для определения темы урока. Помогает мне в этом сайт «Генератор ребусов».

t1621232493ba.jpgt1621232493bd.jpgt1621232493bc.jpgt1621232493bb.jpgt1621232493bd.jpgt1621232493bd.jpg



t1621232493be.gif  t1621232493bf.jpg

                                            t1621232493bg.gif

                                            2=Р



Стала активно использовать кроссворды на уроках литературы в 10 классе, использую для этого сайт «Генератор кроссвордов». Научила учащихся составлять кроссворды с помощью этого сайта. Анаграммы, филворды также вошли в арсенал работы на уроках.

t1621232493bh.png

Кроссворд по роману Н.С.Лескова «Очарованный странник»


t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

t1621232493bi.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

4 

 

 

 

 

 

5 

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

6 

 

  

 

 

7 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

8 

  

  

  

  

  

  

 

9 

  

  

  

  

  

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

  

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

  

  

  

  

  

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Кем был отец Флягина?  

3. Кем был главный герой по своему происхождению?   

8. Кто автор произведения "Очарованный странник"?   

9. Какое животное Флягин любил больше всех?   

10. Что попросил Иван в награду за спасение барыни?   

11. Каков жанр "Очарованного странника"?  

12. Какое имя принял Иван Флягин в монашестве?  

По вертикали:

1. Как называют человека - знатока в лошадях.   

2. Сколько лет пробыл Флягин в плену у татар?  

4. Куда плывут на корабле герои в начале произведения?   

5. Сколько глав в этом произведении?  

6. Кем стал главный герой в конце произведения?   

7. Как называется композиция этого произведения?  

АНАГРАММА

Анаграмма - приём, состоящий в перестановке букв определённого слова, что в результате даёт другое слово. Работа ведётся в паре или в группе. Выдаются карточки двух типов. Нужно соотнести первый и второй тип карточек, решив анаграмму. Оценивается не только правильность соотнесения, но и скорость выполнения задания: какая парта первой выполнит задание из 4-5 групп карточек. По завершении работы учитель на слайде презентации показывает правильный вариант соотнесения, возможно, с картинкой, на которой изображено понятие-анаграмма. Игра может быть организована в двух вариантах – простом и усложнённом.

Вариант простой. На карточках первого типа записаны слова-анаграммы с определениями. На карточках второго типа только «собранные» слова. Для упрощения и ускорения работы можно в слове-анаграмме выделить первую букву.

Пример карточек первого типа

Пример карточек второго типа

СТАПРИКАВ

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов


ПРИСТАВКА

РЕНЬКО

Морфема, общая часть родственных слов


КОРЕНЬ


ЧАКОНОНИЕ

Морфема, которая служит для образования форм слова


ОКОНЧАНИЕ



Вариант усложнённый. На карточках первого типа записаны определения слов. Карточки второго типа – собственно анаграммы. Правильные ответы фиксируются учащимися на специальном бланке или в тетради. Данный вариант рекомендуется использовать, если понятия школьники уже отработали, то есть на уроках контроля и обобщения изученного.

Пример карточек первого типа

Пример карточек второго типа


Писатель, автор романа «Война и мир»


ЛЙТОТСО

Писатель-драматург XIX века, написавший более 40 пьес из купеческой жизни


ТИСОКЙВРСО

Поэт-гражданин, автор произведений, герои которых – крестьяне



ВАРНОЕКС



Конечно, представленная здесь коллекция интерактивных занятий далеко не полная, гуманитарная кафедра Омского ИРО предлагает своим слушателям курсов гораздо больше техник и игр. Я назвала и описала те, которые мне понравились больше всего, которые я освоила, переработала и успешно внедряю в практику своей работы в течение четырёх месяцев после стажировки. Кроме того, я научилась делать коллажи, снимать «пластилиновые» мультфильмы и сама сняла и сконструировала фильм об Омском ИРО на основе фотографий. Эта стажировка значительно пополнила мою методическую копилку и утвердила меня в моих творческих возможностях.


Литература

1.Сухарева А.П., Макарова И.Н. Полипредметный интерактив: организация деятельности детей и подростков для достижения личностных результатов. Методические рекомендации.- Омск, БОУ ДПО «ИРООО», 2019, - 85с.

2.Сухарева А.П., Макарова И.Н. Современные формы воспитания детей и подростков: полипредметный интерактив. Методические рекомендации.- Омск, БОУ ДПО «ИРООО», 2017, - 68с.

3.сайт «Ребус № 1» http://rebus1.com

4.сайт «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru

5.сайт http://www.armoredpenguin.com/wordsearch

 6.         https://anagram.poncy.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!!!

18 May 2021