12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бровко Екатерина Владимировна403
Россия, Крым респ., пгт Черноморское

Тема. Е.И. Носов «Живое пламя»: роль прекрасного в душе человека.

Цель. Показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям.

Задачи:

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию.

Воспитание уважительного отношения и чувства благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – 7 класс.

Эпиграф к уроку:

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,

бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы,

пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам

священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».

Е. Носов «Шопен, соната номер два»


Ход занятия.

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.


- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.


- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

(Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.)


- Запишите эпиграф к уроку в тетрадь.


О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

Посмотреть видеопрезентацию о Е.Н. Носове https://youtu.be/0zmE_aAyz-Q


Перечертить в тетрадь таблицу и ответить письменно на вопросы по рассказу «Живое пламя» (используя материал учебника с.182-185).

Вопрос

Ответ

Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?


Что рассказывает автор об Ольге Петровне?


Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.


Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.


Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?


Почему тётя Оля не любила маки?


Почему рассказчик посеял маки?


Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?


Каким цветам автор уделяет особое внимание?


Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?


Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?


Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.


Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?


Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?


Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?


Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?



- Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)


- Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)


- Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

(Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек… В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.)


Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький.)


Домашнее задание: ответить устно на вопросы учебника с.185, нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.