Урок литературы «Е.И. Носов "Живое пламя". Роль прекрасного в душе человека» (7 класс)
Тема. Е.И. Носов «Живое пламя»: роль прекрасного в душе человека.
Цель. Показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям.
Задачи:
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.
Отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию.
Воспитание уважительного отношения и чувства благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – 7 класс.
Эпиграф к уроку:
«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,
бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы,
пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам
священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».
Е. Носов «Шопен, соната номер два»
Ход занятия.
Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?
(Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.)
- Запишите эпиграф к уроку в тетрадь.
О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».
Посмотреть видеопрезентацию о Е.Н. Носове https://youtu.be/0zmE_aAyz-Q
Перечертить в тетрадь таблицу и ответить письменно на вопросы по рассказу «Живое пламя» (используя материал учебника с.182-185).
Вопрос | Ответ |
Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле? | |
Что рассказывает автор об Ольге Петровне? | |
Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. | |
Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста. | |
Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? | |
Почему тётя Оля не любила маки? | |
Почему рассказчик посеял маки? | |
Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы? | |
Каким цветам автор уделяет особое внимание? | |
Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? | |
Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? | |
Как показана недолгая красота маков? Назовите глаголы, передающие действие маков. | |
Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля? | |
Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? | |
Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит? | |
Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»? | |
- Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?
(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)
- Почему рассказ так озаглавлен?
(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)
- Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?
(Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек… В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.)
Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький.)
Домашнее задание: ответить устно на вопросы учебника с.185, нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).