Конспект ООД ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Все в мире перепутала зима»
Конспект ООД ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: метод моделирования – использование лучевой модели мышления, метод системного анализа - игровое упражнение «Закружилась метель», метод работы с анализаторами – игровое упражнение на развитие чувственного восприятия.
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное развитие.
Тема: Все в мире перепутала зима.
Образовательные задачи:
Обучать детей самостоятельному составлению описательного рассказа, с опорой на лучевую модель мышления.
Учить подбирать родственные слова, упражнять в умении образовывать глаголы прошедшего времени.
Систематизировать представления детей о времени года – зима.
Формировать умения в построении связных логических высказываний, с опорой на моделирование.
Развивающие задачи:
Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Закреплять навык употребления существительных в Родительном падеже.
Развивать навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, находчивость, путем использования методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать желание говорить правильно, красиво, эмоционально, точно. Воспитывать культуру общения.
Оборудование: модель мышления по составлению описательного рассказа, дерево и снежинки, закодированные символы примет времени года - зима, фото - выставка о зиме, листочки, карандаши.
Ход занятия:
1 Организационный момент, сообщение темы занятия:
Письмо пришло, угадайте от кого: Белое покрывало всю землю укрывало.
-) В какое время года такое бывает?
Зима просит вас распутать ее кружева, с помощью выполнения разных игр.
У слова «снег» есть слова родственники, найдем их в следующем задании:
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег),
С неба все скользят пушинки, серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок, все снижается (снежок),
Вот веселье для ребят все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки),
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка это девочка (снегурка),
На снегу-то посмотри с красной грудкой (снегири).
Словно в сказке как во сне, землю всю украсил (снег).
Под. итог: А какое слово в этой игре повторялось чаще других?
-) А какие слова дружат со словом «снег»?
-) Чем похожи эти слова друг на друга?
3 Динамическая пауза:
Мы замерзли с вами! Да, да, да! И стучим зубами! Да, да, да!
Хлопаем руками! Да, да, да! Топаем ногами! Да, да, да! (выполнить два раза).
2 Основной этап: (закодированные приметы зимы знакомы детям)
Игра «Украсим дерево снежинками», альтернативный выбор: выбери из предложенных вариантов правильный символ, озвучь его, помести на снежинку к дереву.
Приложение - Модель 1
Игра «Закончи предложение»
Зимой бывает снегопад, а осенью…
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной…
Зимой катаются на санках, а летом…
Зимой лес спит, а весной…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а летом…
Зимой растут сугробы, а летом…
Зимой лепят снеговика, а летом…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
Зимой катаются на коньках, а летом…
Игра «Закружилась метель». Зима принесла с собой много подарков.
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
«Закружилась метель, словно чудо-карусель
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…»
Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен найти свой ответ на модели и озвучить его.
Приложение - Модель 2
4 Индивидуальная работа с детьми, самокоррекция результатов деятельности:
Игра – превращение в волшебника «Я слышу все».
Я кидаю снежок и говорю слова, кто снежок поймает, тот должен составить предложение из этих слов:
Дети, снеговик, слепить.
Дети, санки, кататься, на.
Снежки, играть, мальчики, в.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
Мальчики, хоккей, играть, в.
Девочки, кататься, коньки, на.
Дети по очереди составляют предложения из данных слов:
Дети слепили снеговика.
Дети катаются на санках.
Мальчики играют в снежки.
Тихо падают легкие снежинки.
Мальчики играют в хоккей.
Девочки катаются на коньках.
5 Подведение итога деятельности, через решение проблемной ситуации: Почему снеговик любит зиму и снег? (принимается во внимание любое нестандартное решение – зарисуй свой ответ на доске с помощью символа)