12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Vip8406148
Россия, Москва, Москва


АНОО «Гимназия им. Е.М. Примакова»







Урок русского языка

«Понятие о предлогах и их правописание»

2 класс




Учитель:

Курлыкова Ирина Вячеславовна


















г. Москва

2019


Тема: «Понятие о предлогах и их правописание»


Тип урока: урок - повторение.


Цель: закрепить знания учащихся о предлогах и их правописании.


Задачи:


Предметный результат: расширять знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

ПУУД: развитие умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения


РУУД: продолжить формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;


КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;


ЛУУД: продолжить прививать интерес к русскому языку и личностную рефлексию.


План урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и пробное учебное действие.

Этап выявления места и причины затруднений.

Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.

Этап реализации построенного проекта.

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Рефлексия.





Ход урока.

1.Мотвация к учебной деятельности.

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету прошепчу: Будет интересно!  

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число (Двадцать девятое марта), классная работа.

Посмотрите внимательно. Что изображено на экране?

Слайд 1 (Презентация)

Берёза, воробей, сирень, одежда, облако.

Берёза – какая часть речи? (Имя существительное)

Какая еще часть речи спряталась в этом слове? (Предлог «за»).

Минутка чистописания: За, за… (В, в, С, с, О, о, К, к)

Проработка следующих слов. (Слайды 2-5)

Что общего у всех этих слов? (Слайд 6) (Это – словарные слова)

Словарная работа. Запись словарных слов, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

С каким временем года связаны все наши словарные слова?


2.Актуализация и пробное учебное действие.

1. Работа с предлогами.

Работая со словарными словами, мы встретили не только имена существительные, но и еще знакомую Вам часть речи? Как она называется? (Предлог)

В русском языке много предлогов, сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете? (Игра « Где находится колобок?»)

У Вас на столе лежат листочки. (Слайд 7) Посмотрите внимательно, какой сказочный персонаж на них изображен? (Колобок)

Колобок такой шустрый и подвижный, что никак не может усидеть на одном месте. Давайте подпишем на кубиках, где он находится?


ФИЗМИНУТКА


3. Этап выявления места и причины затруднений.

Скажите, а может ли наша речь состоять только из предлогов?

Можем ли мы задать вопрос к предлогу?

Со всеми ли частями речи может употребляться предлог?

И для чего нужны предлоги в русском языке?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы.


4.Этап целеполагания и построения проекта выхода из затруднения.

1. Объявление тему урока и постановка целей.

Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: «Понятие о предлоге и их правописание». Мы узнаем, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги; как они пишутся с другими частями речи.

2. Восприятие темы. (Слайд 8)

Посмотрите на экран, кого вы видите? (Заяц, медведь, лиса…)

Где происходит действие?

Где спряталась белочка?

Что делает лисичка?

Опишите иллюстрацию.

Описывая местонахождение каждого животного, вы употребили слова: на, в, за, около, под, у … А если мы употребляем их в речи, значит это часть речи. И эта часть речи называется – предлог.


3. Выполнение упражнения.

Послушайте стихотворение. Постарайтесь услышать предлоги и запищите их в тетрадь. (Учитель читает, один ученик записывает у доски)

Покатился Колобок

Со спины на левый бок,

С левого - на правый,

За порог и в травы,

По тропинке в лес густой.

Ходит зайчик там косой,

Ходит серенький волчок,

Бродит леший-старичок,

Ходит мишка крутолоб-

Очень любит сладкий мед.

А еще сестрица – рыжая лисица.

Осторожней, Колобок,

Береги румяный бок.


- Можно ли к предлогам задать вопрос?

Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос.

Мы ответили с Вами на два вопроса: что такое предлог и можно ли к нему задать вопрос. А сейчас мы постараемся ответить на вопрос, для чего нужны в русском языке предлоги.


5.Этап реализации построенного проекта.

(Слайд 9)

1. Работа с текстом по карточкам. На втором листочке вы видите необычный текст.

- Прочитайте предложения. Все ли Вам понятно?

Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

- Давайте вставим предлоги, что не забудем?

- Установилась ли связь слов в предложениях?

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении.

- Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Называют и отмечают части речи, употребленные после предлогов).

- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлоги никогда не употребляются?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и с местоимениями, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Мы познакомились с новой орфограммой.


6.Этап первичного закрепления во внешней речи.

(Слайд 10)

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Работа с предложением.

- Вернемся к нашему Колобку. Прочитайте предложение.

ГулялполесуКолобок.

- Что не так? Что необходимо сделать? С соседом по парте разделите предложение на слова и сосчитайте количество слов? (4 слова)

- Какой предлог Вам встретился?

- Как вы определили, что это предлог? (Не отвечает на вопрос, стоит перед существительным)

- Я предлагаю вам придумать своё предложение. А какой Колобок? (Маленький, смешной, круглый, доверчивый, веселый…).

- Какое предложение вы составили? (Гулял по лесу веселый колобок.)

- Укажите части речи, которые вы знаете.

- Как обозначить правописание предлога? (Подчеркнуть пробел между предлогом и существительным)

Выделите грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

Можем ли мы использовать другой предлог? (Гулял в лесу Колобок.)

Изменился ли смысл предложения? (Нет)

А если мы скажем…Гулял у леса Колобок…Изменился смысл. Какую же еще роль выполняют предлоги в речи? Предлоги изменяют смысл предложения.


ФИЗМИНУТКА.


О смыслах предложений мы сейчас с Вами поговорим. В русском языке встречаются фразы, которые не имеют ничего общего со своим написанием.

(Слайд 11)

Как называются такие фразы? (Это афоризмы)

Брать быка за рога. (Действовать энергично)

Попасть пальцем в небо. (Сказать наугад)

Унести ноги. (Убежать)

Вставлять палки в колеса. (Мешать кому-нибудь)

Медведь на ухо наступил. (Нет слуха)

Намылить шею. (Поколотить)


В каких афоризмах встретились предлоги?


7. Самостоятельное выполнение практических заданий с применением уровневой дифференциации.

Перед вами на листочках 3 задания. Я предлагаю выполнить задание по выбору.

1 задание – самое простое – списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семена с Саней в сетях сом с усами.

2 задание – посложнее – объединить пары слов и записать в тетрадь.

Выходить …(дом); идти …(лес); заботиться …(щенок).

3 задание – самое сложное, но интересное – в предложении ошибки. Представь себя учителем, исправь их и правильно запиши в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.


- Чему учились выполняя упражнение?

- Как справился с заданием?


8. Этап включения в систему знаний и повторения.

(Слайд 12)

1. Обобщение знаний о предлоге.

- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

t1572601582aa.gift1572601582ab.gift1572601582ab.gif- Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Составить ответ вам поможет схема.(работа в паре)

t1572601582ab.gift1572601582ab.gift1572601582ab.gift1572601582aa.gif

t1572601582aa.gift1572601582aa.gift1572601582aa.gif

t1572601582aa.gif

Предлоги

служебная для связи употребляются с нельзя

часть речи слов в предложении существительными поставить

вопрос


Рефлексия.

- Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»

- Оцените свою деятельность. Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, то нарисуйте колобку улыбку.

Если возникали затруднения, то спокойный смайлик, если осталось много непонятного, то грустный смайлик. (Слайд 13)


Домашняя работа.

Найти фразеологизм с предлогом и нарисовать его.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.