12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Римма Романовна578
Работаю в школе учителем биологии.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., С.Зильги



МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги

Технологическая карта урока


Предмет: биология

Класс: 9

Учитель: Хаблиева Р.Р.

Тема урока: «Популяции»

Цель урока: сформировать у учащихся знания понятий “ популяция”,

численность популяций”, “плотность популяций”, “структура популяций”, (демографическая структура –возрастная и половая; пространственная структура; поведенческая или этологическая структура).

Задачи урока:

Образовательная: изучить основные экологические характеристики популяций; Отметить количественный показатель популяций, как наиболее значимый ,который определяет дальнейшую судьбу не только популяции, вида, но и экосистемы в целом.

Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ожидаемый результатформирование представлений о популяции как форме существования вида, “численности популяций”, “плотности популяций”, “структуре популяций”, (демографическая структура –возрастная и половая; пространственная структура; поведенческая или этологическая структура). Предметные результаты: иметь представление о популяции как форме существования вида. Знать основные экологические характеристики популяций. Личностные: иметь представление о популяциях и их роли в природе. Метапредметные результаты Регулятивные УУД :

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД:

Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

Умение использовать полученные знания на практике.

Формирование потребности в объективной оценке своей работы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: презентация по теме урока.



Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Проверка домашнего задания (10 мин.)

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим формировать знания по экологии.

В ходе изучения закономерностей взаимоотношений организмов и среды мы изучили среды жизни и их характеристики;

общие закономерности действия факторов среды на организмы;

приспособленность организмов к действию факторов среды.

Сегодня нам предстоит вспомнить о связях живых организмов в природе.

Что на ваш взгляд является самым важным для пребывания вида в той или иной среде? (Пища)

Почему? (Пища источник энергии, в которой нуждается любой живой организм для своей жизнедеятельности).


Таким образом между организмами возникают пищевые связи. Как их еще называют?

(трофическими связями ( греч.(trophe- «пища» , «питание»).


На Земле нет ни одного вида, который бы не служил пищей другим или ни использовал бы других для этих целей.

Что такое сеть питания? (сеть питания - сложная система пищевых связей в сообществе).

Какова роль пищевых связей?

(Пищевые связи обеспечивают передачу органического вещества и энергии от одного организма к другому;

поддерживают жизнь друг друга;

регулируют численность организмов в природе благодаря чему природные сообщества бывают устойчивыми и стабильными).

Какие способы добывания пищи вы знаете?

(хищничество, паразитизм, собирательство, пастьбу).

Каковы особенности каждого?

(хищники тратят много сил на поиск и овладение живой добычей, которую иногда надо бывает преследовать ,бороться с ней и убить ее;

собиратели тратят энергию на поиск и сбор добычи, которая не способна сопротивляться;

паразиты живут в условиях, где много готовой пищи, энергию на ее поиск и захват терять не надо;

пасущиеся животные питаются кормом, который искать не приходится).


Живые организмы представляют собой сложную систему биотических связей

Отношения между организмами могут быть, как взаимнополезными, так и взаимноневыгодными.


Какие взаимоотношения существуют между организмами?

Хищничество – ………….. связь «хищник- жертва»

Паразитизм-

(хищничество и паразитизм – полезновредные связи между организмами).

Охарактеризуйте такие типы связи как


Конкуренция (Конкуре́нция  любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами, видами или популяциями видов, нуждающимися в одних и тех же ресурсах)


Симбиоз (Форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза ( например мутуализм)).


Протокооперация (Протокооперация форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии).


Мутуализм (Мутуализм широко распространённая форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них...).


Комменсализм (Комменсализм — способ совместного существования (симбиоза) двух разных видов живых организмов, при котором один из партнёров этой системы (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих отношений с внешней средой..).


Аменсализм - это что такое? Это взаимодействие между организмами, при котором один из них наносит вред другому и сам при этом не получает ни вреда, ни ощутимой выгоды. Явный пример аменсализма у животных - это когда овцы или любой крупный рогатый скот топчет траву. В то время как трава не оказывает на копыта животного ощутимого отрицательного воздействия, сама она страдает от сдавливания


Каково значение биотических связей?

(Биотические связи объединяют живую природу в единое целое, формируют устойчивость сообществ).

Почему человеку необходимо знать формы и значения биотических связей?

( Потому что жизнь человека напрямую связана с жизнедеятельностью других видов, не знание этих связей может привести к их нарушению и как итог поставить под вопрос дальнейшее существование человечества. Наглядный пример современные проблемы экологии).


Самостоятельная работа: Выполнение тестового задания.( 10 мин.)



3. Изучение нового материала. (15 мин.)


Благополучное существование различных видов растений и животных требует подходящих условий и необходимых для жизни ресурсов. При перемещении особей из одной местности в другую могут меняться и условия и ресурсы. Всё это приводит к тому, что подходящие для того или иного вида условия формируются в пространстве как бы в виде отдельных островков. Виды заселяют эти подходящие им “островки”, а потому распространены не равномерно, а отдельными группами - популяциями.

Популяция - это группа особей одного вида, существующая некоторое продолжительное время на определенной территории.

Популяция - это форма существования вида в природе.


В жизни любого живого существа большую роль играют отношения с другими представителями собственного вида. Отношения эти осуществляются в популяциях.


Популяциям свойственно занимать пространства (ареалы), которые отличаются своими условиями отчего соответственно будет проявляться неравномерность распределения вида.

Популяции одного вида могут взаимодействовать между собой постоянно, либо редко, или эпизодически.


t1662152352aa.gif



(Эпизодически – перемещение отдельных животных, занос -семян ,спор, яиц и т.д.).

Как отношения складываются между представителями популяции?

Осваивая определенную территорию и размножаясь на ней, представители популяций вступают друг с другом в разнообразные биотические отношения, но наиболее распространенны конкуренция и мутуализм (взаимопомощь).


Для каждого вида характерны пространственные отношения (территориальное поведение – хозяин определенной территории, где естественно все ресурсы в его собственности и он их охраняет). Но тем не менее, у них складываются и определенные соседские отношения они могут встречаться на нейтральной территории, получать сигналы об опасности и др.


Характеристика популяции.


Популяция- биосистема, так как представляет собой единство, целостность и является живой системой.

Основные экологические характеристики популяции- количественные.

1.Использование пространства.

2.Численность (либо плотность).

3.Соотношение возрастных категорий.

4.Характер взаимоотношений

Пространственная структура (структура - соотношение частей в любой системе) популяции. Пространственная структура популяции отражает характер размещение особей в пространстве.

Выделяют три основных типа распределения особей в пространстве:

единообразное (особи размещены в пространстве равномерно, на одинаковых расстояниях друг от друга), тип также носит название равномерного распределения;

конгрегационное, или мозаичное (то есть "пятнистое", особи размещаются в обособленных скоплениях);

случайное, или диффузное (особи распределены в пространстве случайным образом).

Равномерное распределение встречается в природе редко и чаще всего вызвано острой внутривидовой конкуренцией (как, например, у хищных рыб).

Случайное распределение можно наблюдать только в однородной среде и только у видов, которые не обнаруживают никакого стремление к объединению в группы. Как хрестоматийный пример равномерного распределения, обычно приводят распределение жука Tribolium в муке.

Распределение группами встречается намного чаще. Оно связано с особенностями микросреды или с особенностями поведения животных.

Пространственная структура имеет важное экологическое значение. Прежде всего, определенный тип использования территории позволяет популяции эффективно использовать ресурсы среды и снизить внутривидовую конкуренцию. Эффективность использования среды и снижение конкуренции между представителями популяции позволяют ей укрепить свои позиции по отношению к другим видам, населяющим данную экосистему.

Другое важное значение пространственной структуры популяции состоит в том, что она обеспечивает взаимодействие особей внутри популяции. Без определенного уровня внутрипопуляционных контактов популяция не сможет выполнять как свои видовые функции (размножение, расселение), так и функции, связанные с участием в экосистеме (участие в круговоротах веществ, создание биологической продукции и так далее).

Численность и плотность – основные параметры популяции. 

Численность – общее количество особей на данной территории или в данном объеме.  Плотность – количество особей или их биомасса на единице площади или объема. В природе происходит постоянные колебания численности и плотности.

Возрастная структура популяции. Этот тип структуры связан с соотношением особей различных возрастов в популяции.

Половая структура популяции. Половая структура, то есть соотношение полов, имеет прямое отношение к воспроизводству популяции и ее устойчивости.

Характер взаимоотношений характеризует этологическую структуру или поведенческую

Рост численности популяций любого вида в природе не бесконечен. В определенный момент популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать своё обилие, для ресурсов, за счёт которых существуют виды, на любой территории могут появиться ограничения (пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п.).


Заключение:

Итак, сегодня на уроке мы получили знания о том, что

Популяция – это форма существования вида в природе.

Популяции вступают друг с другом в разнообразные биотические отношения наиболее распространенными являются конкуренция и мутуализм (взаимопомощь).

Популяция любого вида представляет собой единство, целостность и является живой системой биосистемой.

Все основные экологические характеристики популяции- количественные.

Количественные показатели популяции:


1.Использование пространства.

2.Численность (либо плотность).

3.Соотношение возрастных категорий.

4.Характер взаимоотношений

Количественные показатели популяций могут указывать на дальнейшую судьбу не только популяции, вида, но и экосистемы в целом. 4. Закрепление. (5мин.)

Ребята, сейчас вы получите карточки с изображением животных и их характеристиками, с данными об образе жизни, ареале распространения, численным составом вида и состоянием пребывания вида в биосфере. Объясните, какие факторы способствовали и способствуют сокращению их численности и как это может сказаться на экологической обстановке различных экосистем? Как можно исправить ситуацию? Наблюдаете ли вы какие- нибудь действия по восстановлению со стороны государства?

5. Выставление оценок (2 мин.)

6. Домашнее задание: § 52, рис. 99 – 100 ,вопросы к параграфу 1-3 (2 мин.)

Подготовьте сообщения о животных, растениях, грибах занесенных в Красную книгу Республики Северная Осетия – Алания. В сообщениях отразите, кем и какие мероприятия проводятся для восстановления популяций, для каких целей их проводят и как скажутся эти мероприятия на экологической обстановке республики.

Обратите внимание на то, что вопросы по изученной теме содержаться в блоке 5 (5.1) кодификатора и знания темы дадут вам возможность выполнить задания N18,22 КИМ –ов ОГЭ 2019 по биологи





Задание для выполнения обучающимися к уроку по теме «Популяции» 9 класс .

Вам предложена карточках с изображением животных и их характеристиками, с данными об образе жизни, ареале распространения, численным составом вида и состоянием пребывания вида в биосфере.

Объясните, какие факторы способствовали и способствуют сокращению численности животных и как это может сказаться на экологической обстановке различных экосистем?

Как можно исправить ситуацию?

Наблюдаете ли вы какие-нибудь действия по восстановлению численности видов животных со стороны государства?



Приложение 1


Тестовое задание по биологии 9 класс Вариант 1

Выполнил ученик (ца) 9 класса «__» _____________________________________________



Тема : «Биотические связи в природе»

Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?

 

1) хищник — жертва

2) конкурентные

3) взаимовыгодные

4) паразит — хозяин



Предметом изучения экологии является

 

1) влияние факторов среды на организм

2) строение организмов

3) функционирование систем органов

4) взаимодействие частей развивающегося организма





Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?


ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.





Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»?

 

1) широкий лентец и человек

2) минога и рыба

3) рак-отшельник и актиния

4) карась и щука

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь









Тестовое задание по биологии 9 класс Вариант 2

Выполнил ученик (ца) 9 класса «__» _____________________________________________

Тема : «Биотические связи в природе»

Какой характер имеют взаимоотношения божьей коровки и тли?

 

1) симбиоз

2) конкуренция

3) паразит — хозяин

4) хищник — жертва



Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

 

1) экологическим

2) антропогенным

3) ограничивающим

4) сезонным






Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2) Как паразит влияет на организм хозяина?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?


КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.



Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМЫ

A) жук-плавунец и малёк рыбы

Б) щука и карась

В) человек и чесоточный зудень

Г) лисица и мышь

Д) свинья и свиной цепень

Е) бактерия и бактериофаг

ТИП ОТНОШЕНИЙ

1) паразит — хозяин

2) хищник — жертва

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е






















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.