Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Популяции»
МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 9
Учитель: Хаблиева Р.Р.
Тема урока: «Популяции»
Цель урока: сформировать у учащихся знания понятий “ популяция”,
“численность популяций”, “плотность популяций”, “структура популяций”, (демографическая структура –возрастная и половая; пространственная структура; поведенческая или этологическая структура).
Задачи урока:
Образовательная: изучить основные экологические характеристики популяций; Отметить количественный показатель популяций, как наиболее значимый ,который определяет дальнейшую судьбу не только популяции, вида, но и экосистемы в целом.
Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Ожидаемый результат – формирование представлений о популяции как форме существования вида, “численности популяций”, “плотности популяций”, “структуре популяций”, (демографическая структура –возрастная и половая; пространственная структура; поведенческая или этологическая структура). Предметные результаты: иметь представление о популяции как форме существования вида. Знать основные экологические характеристики популяций. Личностные: иметь представление о популяциях и их роли в природе. Метапредметные результаты Регулятивные УУД :
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
Умение воспринимать устную форму информации.
Личностные УУД:
Умение использовать полученные знания на практике.
Формирование потребности в объективной оценке своей работы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование: презентация по теме урока.
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Проверка домашнего задания (10 мин.)
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим формировать знания по экологии.
В ходе изучения закономерностей взаимоотношений организмов и среды мы изучили среды жизни и их характеристики;
общие закономерности действия факторов среды на организмы;
приспособленность организмов к действию факторов среды.
Сегодня нам предстоит вспомнить о связях живых организмов в природе.
Что на ваш взгляд является самым важным для пребывания вида в той или иной среде? (Пища)
Почему? (Пища источник энергии, в которой нуждается любой живой организм для своей жизнедеятельности).
Таким образом между организмами возникают пищевые связи. Как их еще называют?
(трофическими связями ( греч.(trophe- «пища» , «питание»).
На Земле нет ни одного вида, который бы не служил пищей другим или ни использовал бы других для этих целей.
Что такое сеть питания? (сеть питания - сложная система пищевых связей в сообществе).
Какова роль пищевых связей?
(Пищевые связи обеспечивают передачу органического вещества и энергии от одного организма к другому;
поддерживают жизнь друг друга;
регулируют численность организмов в природе благодаря чему природные сообщества бывают устойчивыми и стабильными).
Какие способы добывания пищи вы знаете?
(хищничество, паразитизм, собирательство, пастьбу).
Каковы особенности каждого?
(хищники тратят много сил на поиск и овладение живой добычей, которую иногда надо бывает преследовать ,бороться с ней и убить ее;
собиратели тратят энергию на поиск и сбор добычи, которая не способна сопротивляться;
паразиты живут в условиях, где много готовой пищи, энергию на ее поиск и захват терять не надо;
пасущиеся животные питаются кормом, который искать не приходится).
Живые организмы представляют собой сложную систему биотических связей
Отношения между организмами могут быть, как взаимнополезными, так и взаимноневыгодными.
Какие взаимоотношения существуют между организмами?
Хищничество – ………….. связь «хищник- жертва»
Паразитизм-
(хищничество и паразитизм – полезновредные связи между организмами).
Охарактеризуйте такие типы связи как
Конкуренция (Конкуре́нция — любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами, видами или популяциями видов, нуждающимися в одних и тех же ресурсах)
Симбиоз (Форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза ( например мутуализм)).
Протокооперация (Протокооперация форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии).
Мутуализм (Мутуализм широко распространённая форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них...).
Комменсализм (Комменсализм — способ совместного существования (симбиоза) двух разных видов живых организмов, при котором один из партнёров этой системы (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих отношений с внешней средой..).
Аменсализм - это что такое? Это взаимодействие между организмами, при котором один из них наносит вред другому и сам при этом не получает ни вреда, ни ощутимой выгоды. Явный пример аменсализма у животных - это когда овцы или любой крупный рогатый скот топчет траву. В то время как трава не оказывает на копыта животного ощутимого отрицательного воздействия, сама она страдает от сдавливания
Каково значение биотических связей?
(Биотические связи объединяют живую природу в единое целое, формируют устойчивость сообществ).
Почему человеку необходимо знать формы и значения биотических связей?
( Потому что жизнь человека напрямую связана с жизнедеятельностью других видов, не знание этих связей может привести к их нарушению и как итог поставить под вопрос дальнейшее существование человечества. Наглядный пример современные проблемы экологии).
Самостоятельная работа: Выполнение тестового задания.( 10 мин.)
3. Изучение нового материала. (15 мин.)
Благополучное существование различных видов растений и животных требует подходящих условий и необходимых для жизни ресурсов. При перемещении особей из одной местности в другую могут меняться и условия и ресурсы. Всё это приводит к тому, что подходящие для того или иного вида условия формируются в пространстве как бы в виде отдельных островков. Виды заселяют эти подходящие им “островки”, а потому распространены не равномерно, а отдельными группами - популяциями.
Популяция - это группа особей одного вида, существующая некоторое продолжительное время на определенной территории.
Популяция - это форма существования вида в природе.
В жизни любого живого существа большую роль играют отношения с другими представителями собственного вида. Отношения эти осуществляются в популяциях.
Популяциям свойственно занимать пространства (ареалы), которые отличаются своими условиями отчего соответственно будет проявляться неравномерность распределения вида.
Популяции одного вида могут взаимодействовать между собой постоянно, либо редко, или эпизодически.
(Эпизодически – перемещение отдельных животных, занос -семян ,спор, яиц и т.д.).
Как отношения складываются между представителями популяции?
Осваивая определенную территорию и размножаясь на ней, представители популяций вступают друг с другом в разнообразные биотические отношения, но наиболее распространенны конкуренция и мутуализм (взаимопомощь).
Для каждого вида характерны пространственные отношения (территориальное поведение – хозяин определенной территории, где естественно все ресурсы в его собственности и он их охраняет). Но тем не менее, у них складываются и определенные соседские отношения они могут встречаться на нейтральной территории, получать сигналы об опасности и др.
Характеристика популяции.
Популяция- биосистема, так как представляет собой единство, целостность и является живой системой.
Основные экологические характеристики популяции- количественные.
1.Использование пространства.
2.Численность (либо плотность).
3.Соотношение возрастных категорий.
4.Характер взаимоотношений
Пространственная структура (структура - соотношение частей в любой системе) популяции. Пространственная структура популяции отражает характер размещение особей в пространстве.
Выделяют три основных типа распределения особей в пространстве:
единообразное (особи размещены в пространстве равномерно, на одинаковых расстояниях друг от друга), тип также носит название равномерного распределения;
конгрегационное, или мозаичное (то есть "пятнистое", особи размещаются в обособленных скоплениях);
случайное, или диффузное (особи распределены в пространстве случайным образом).
Равномерное распределение встречается в природе редко и чаще всего вызвано острой внутривидовой конкуренцией (как, например, у хищных рыб).
Случайное распределение можно наблюдать только в однородной среде и только у видов, которые не обнаруживают никакого стремление к объединению в группы. Как хрестоматийный пример равномерного распределения, обычно приводят распределение жука Tribolium в муке.
Распределение группами встречается намного чаще. Оно связано с особенностями микросреды или с особенностями поведения животных.
Пространственная структура имеет важное экологическое значение. Прежде всего, определенный тип использования территории позволяет популяции эффективно использовать ресурсы среды и снизить внутривидовую конкуренцию. Эффективность использования среды и снижение конкуренции между представителями популяции позволяют ей укрепить свои позиции по отношению к другим видам, населяющим данную экосистему.
Другое важное значение пространственной структуры популяции состоит в том, что она обеспечивает взаимодействие особей внутри популяции. Без определенного уровня внутрипопуляционных контактов популяция не сможет выполнять как свои видовые функции (размножение, расселение), так и функции, связанные с участием в экосистеме (участие в круговоротах веществ, создание биологической продукции и так далее).
Численность и плотность – основные параметры популяции.
Численность – общее количество особей на данной территории или в данном объеме. Плотность – количество особей или их биомасса на единице площади или объема. В природе происходит постоянные колебания численности и плотности.
Возрастная структура популяции. Этот тип структуры связан с соотношением особей различных возрастов в популяции.
Половая структура популяции. Половая структура, то есть соотношение полов, имеет прямое отношение к воспроизводству популяции и ее устойчивости.
Характер взаимоотношений характеризует этологическую структуру или поведенческую
Рост численности популяций любого вида в природе не бесконечен. В определенный момент популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать своё обилие, для ресурсов, за счёт которых существуют виды, на любой территории могут появиться ограничения (пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п.).
Заключение:
Итак, сегодня на уроке мы получили знания о том, что
Популяция – это форма существования вида в природе.
Популяции вступают друг с другом в разнообразные биотические отношения наиболее распространенными являются конкуренция и мутуализм (взаимопомощь).
Популяция любого вида представляет собой единство, целостность и является живой системой – биосистемой.
Все основные экологические характеристики популяции- количественные.
Количественные показатели популяции:
1.Использование пространства.
2.Численность (либо плотность).
3.Соотношение возрастных категорий.
4.Характер взаимоотношений
Количественные показатели популяций могут указывать на дальнейшую судьбу не только популяции, вида, но и экосистемы в целом. 4. Закрепление. (5мин.)
Ребята, сейчас вы получите карточки с изображением животных и их характеристиками, с данными об образе жизни, ареале распространения, численным составом вида и состоянием пребывания вида в биосфере. Объясните, какие факторы способствовали и способствуют сокращению их численности и как это может сказаться на экологической обстановке различных экосистем? Как можно исправить ситуацию? Наблюдаете ли вы какие- нибудь действия по восстановлению со стороны государства?
5. Выставление оценок (2 мин.)
6. Домашнее задание: § 52, рис. 99 – 100 ,вопросы к параграфу 1-3 (2 мин.)
Подготовьте сообщения о животных, растениях, грибах занесенных в Красную книгу Республики Северная Осетия – Алания. В сообщениях отразите, кем и какие мероприятия проводятся для восстановления популяций, для каких целей их проводят и как скажутся эти мероприятия на экологической обстановке республики.
Обратите внимание на то, что вопросы по изученной теме содержаться в блоке 5 (5.1) кодификатора и знания темы дадут вам возможность выполнить задания N18,22 КИМ –ов ОГЭ 2019 по биологи
Задание для выполнения обучающимися к уроку по теме «Популяции» 9 класс .
Вам предложена карточках с изображением животных и их характеристиками, с данными об образе жизни, ареале распространения, численным составом вида и состоянием пребывания вида в биосфере.
Объясните, какие факторы способствовали и способствуют сокращению численности животных и как это может сказаться на экологической обстановке различных экосистем?
Как можно исправить ситуацию?
Наблюдаете ли вы какие-нибудь действия по восстановлению численности видов животных со стороны государства?
Приложение 1
Тестовое задание по биологии 9 класс Вариант 1
Выполнил ученик (ца) 9 класса «__» _____________________________________________
Тема : «Биотические связи в природе»
Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
1) хищник — жертва
2) конкурентные
3) взаимовыгодные
4) паразит — хозяин
Предметом изучения экологии является
1) влияние факторов среды на организм
2) строение организмов
3) функционирование систем органов
4) взаимодействие частей развивающегося организма
Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?
2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?
3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?
ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ
Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»?
1) широкий лентец и человек
2) минога и рыба
3) рак-отшельник и актиния
4) карась и щука
5) малярийный плазмодий и комар
6) сова и мышь
Тестовое задание по биологии 9 класс Вариант 2
Выполнил ученик (ца) 9 класса «__» _____________________________________________
Тема : «Биотические связи в природе»
Какой характер имеют взаимоотношения божьей коровки и тли?
1) симбиоз
2) конкуренция
3) паразит — хозяин
4) хищник — жертва
Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором
1) экологическим
2) антропогенным
3) ограничивающим
4) сезонным
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ
A) жук-плавунец и малёк рыбы
Б) щука и карась
В) человек и чесоточный зудень
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг
ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) паразит — хозяин
2) хищник — жертва
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|